Гностики
Тезаурус

Гностики (от греч. γνώσις,«знание, познание, познавание») - представители религизных течений, пытавшихся сочетать Евангелие с восточными учениями, философией и мифологией. Гностицизм некоторые называли «тёмным двойником христианства», развивавшемся параллельно ему.  Течения гностицизма часто отличались друг от друга. Подавляющее большинство гностиков признавали миссию Иисуса Христа, однако отдельные гностические секты, например, мандеи, считали Иисуса лжепророком. Специфичным для гностицизма является дуализм. При этом, по мнению А. Лосева, если для восточных
религий дуализм является естественным, то для гностиков это «противоестественный разрыв идеального и материального», который требует преодоления. По учению гностиков существует «плирома» (полнота), во главе которой находится непознаваемое божество. Плирома состоит из сложной иерархии духовных сил (эонов), которырые по мере удаления от божества приближаются к хаосу и небытию. Одна из иерархий, Мировая Душа (Ахамот, София),
соблазненная своеволием, оказалась в плену материи. Незаконный отпрыск Софии сотворил мир и человека. Как правило, творцом мира, Демиургом, гностики считали Бога Ветхого Завета. Состояние Софии наполнилось страданиями. Душа мира  страдает в каждом человеке. Единственную возможность спасения для Души мира гностики видели в  познании  своего небесного происхождения и освобождении от уз материи. Для спасения Души мира на землю был послан один из высших эонов, Христос, который, соединившись с человеком Иисусом, открыл избранным тайну истинного познания. У гностика Василида конечная цель спасения - это полное растворение в Едином, «великое неведение» бессознательного, у гностика Валентина - полнота света и радости вернувшейся к Отцу Души. Материя и ее рабы исчезнут, останутся только «духовные». Именно гнозис, и должен вести ко спасению.  При этом, в
каждой гностической секте утверждалось, что только им известно подлинное, тайное учение Христа. У гностиков были развиты богослужение и ритуал. Св. Ипполит говорит, что у гностиков были «малые и большие таинства», «крещение живой водой», «помазания неизреченной мазью», «причащения». Некоторые гностики праздновали Крещение Господне и Рождество Христово. При этом для многих гностиков было допустимо отправлять общепринятые культы, в том числе и императорский, а в случае гонений отрекаться от Христа. Среди гностических текстов следует указать «Евангелие Филиппа», «Евангелие Фомы», «Евангелие Марии». В 1945 была открыта целая библиотека гностических текстов близ Наг-Хаммади в Египте. Среди
найденных текстов: «Евангелие истины», «Трактат о воскресении», два «Апокалипсиса Иакова», «Апокриф Иоанна», «Апокалипсис Адама». В первые
века христианства гностицизм нашел обличителей в лице отцов и учителей Церкви, таких как свщмч. Ириней Лионский, мч. Иустин Философ, свщмч. Ипполит Римский, Тертуллиан, Климент Александрийский, свт Епифаний Кипрский.
Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9