Анафема
Тезаурус

Анафема (греч.'ανάθημα)

Анафема в православном понимании - это отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за
тяжкие прегрешения - прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол - и соборно провозглашаемое. Термин «анафема» - греческий. У
древнегреческих языческих авторов Гомера, Софокла и Геродота он обозначал «нечто посвященное богу; дар, приношение в храм», т.е. нечто отделенное, чуждое
обыденному употреблению. В Септуагинте термин «анафема» употреблен для передачи древнееврейского слова «herem», которое обозначает нечто проклятое, отверженное людьми и обреченное на уничтожение (Числ. 21:2-3; Лев. 27: 28). В этом смысле термин «анафема» употребляется и в Новом Завете, а именно - в посланиях святого апостола Павла (1 Кор. 12:3; 16:22; Гал. 1:8-9; Рим. 9:3). В одном из случаев апостол использует особую форму проклятия: «Кто не любит Господа Иисуса, - анафема, маран-афа» (1 Кор. 16:22), где добавление «маран-афа» - арамейского «Господь близко» - указывает на будущее пришествие Христа, Который только и может окончательно решить участь грешника. Использование анафемы в истории Церкви против еретиков, раскольников и грубых нарушителей церковной дисциплины основано на употреблении этого термина в посланиях святого апостола Павла (Гал. 1:8-9; 1 Кор. 16:22). Из истории известно, что еретик Маркион, например, был отлучен своим отцом, епископом Синопа. Первое официальное употребление Церковью термина «анафема» отражено в канонах Эльвирского Собора (306 г.), а каноническая формула «если кто-либо... да будет анафема» утвердилась в церковных канонах, начиная с Гангрского Собора (ок. 340 г.). Укажем и на тот факт, что в православных государствах, в частности в Византии, где существовало сближения церковной и светской власти, иногда имела место анафема политического характера.

В истории Византии известны случаи предания анафеме мятежников и узурпаторов императорской власти. Наиболее драматичным случаем применения церковной анафемы было взаимное анафематствование папских легатов - кардиналов Фридриха (будущий папа Римский Стефан X) и Гумберта и архиепископа Амальфи Петра - и Константинопольского Патриарха Михаила I Кирулария в 1054 г., что послужило формальным поводом для бесповоротного разделения Западной (католической) и Восточной (православной) христианских Церквей.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9