История Древней Церкви
Тезаурус

История древней Церкви является частью Всеобщей истории (от греческого ίστορία - рассказ о минувшем), и представляет собой комплекс общественных, гуманитарных и  богословских наук, изучающий прошлое Церкви во всей его конкретности и многообразии  на основании исторических источников. Предметом данной науки является Церковь ( греч. έκκλησία - собрание народа), которая есть  основанное и руководимое Иисусом Христом общество верующих в Него, освящаемых  Духом Святым в таинствах и надежде очищения от грехов и спасения в будущей  жизни. Церковь, как учреждение земное и в то же время небесное имеет своей  целью приготовление людей к Царству Небесному.  Церковь, основанная Богом, освящаемая и руководимая им, имеет, кроме Божественного еще и человеческий фактор. Человек, как существо свободное, участвует, как в собственном спасении, так и в созидании Царства Божиего на земле. Церковная история изучает именно эту, человеческую сторону церковной жизни, ее развитие
под влиянием Божественного фактора, который выходит за рамки истории Являясь в одно и то же время наукой исторической и наукой богословской, история Церкви не может быть изолирована от всеобщей истории, однако не может не иметь существенных отличий. Если гражданская история опирается на политическое, культурное развитие народов, то церковная история рассматривает жизнь человечества сквозь призму его стремления к спасению души, жизни вечной. По этой причине исторический метод исследования (сбор, анализ, изучение фактов и их изложение)  к истории Церкви применим не вполне, так как с его помощью нельзя в полной мере объяснить в истории Церкви многое, а именно то, что относится к области Божественной, например, возникновение христианства, его распространение,  догматические споры и многое другое.
Источники по истории Древней Церкви делятся на монументальные и письменные. К монументальным относятся произведения живописи, скульптуры, архитектуры, а также надписи на зданиях, печатях, монетах. К письменным памятникам относятся: 1. римские и византийские законы и постановления относительно христиан, 2. юридические акты самой Церкви - постановления Соборов, послания архипастырей, 3. древние изложения веры, мученические акты, исповедания и литургии, 4. творения святых отцов и учителей Церкви.
Среди наук, наиболее тесно соприкасающихся с историей Древней Церкви следует назвать гражданскую историю, историю религий, а также философию. Можно назвать и другие науки, тесно соприкасающиеся с историей - дипломатику (науку об определении рода документа по внешнему виду), фрагистику (науку о печатях), эпиграфику (науку о надписях на твердом материале), палеографию (науку о рукописях), филологию, географию, богословие,  археологию, литургику, догматическое богословие, сравнительное богословие. Временные рамки истории древней Церкви до сих пор окончательно не определены. Одни историки (Поснов, Гарнак, прот. В. Асмус) началом истории Церкви считают годы жизни ее Основателя - Иисуса Христа, другие (Болотов, Лебедев, Бриллиантов)  придерживаются мнения, что период апостольский следует вынести за рамки истории Церкви и отнести его к Библейской истории. Относительно окончания периода Древней Церкви среди историков также нет согласия. Одни называют моментом окончания этого периода 6 век (смерть свт. Григория Великого), другие - 7 век (окончательное отпадение монофизитов), наконец, третьи - 1054 год («разделение Церквей»). В настоящем разделе решено рассмотреть историю Церкви от времен апостольских до 1054 года и даже несколько выйти за рамки собственно Истории Древней Церкви, включив в раздел период «средней» истории - от 11 века до падения Константинополя в 1453 году .
По данному периоду можно принять следующую периодизацию, которая определяет собой разделы науки:
1)     Период до Миланского эдикта.
2)     Эпоха Вселенских Соборов.
3)     От VII Вселенского Собора до 1054 года.
4)     От XI века до падения Константинополя в 1453 году.


История древней Церкви: история предмета

Первымисториографическим памятником является книга Деяний Апостольских, в которойповествуется о событиях рождения Церкви и первых десятилетий ее существования.Около 170 г.появился еще один интересный труд - «Достопамятности» Егизиппа. Наконец, впервой половине 3 века написал свою хронику Юлий Африкан. В данной книге содержатся основные события христианской истории в соотношении с событиямисветской истории. 
«ОтцомЦерковной истории» называют епископа Кесарии Палестинской Евсевия († 338). Имбыли написаны «Хроника», охватывающая историю мира от начала до 4 века,«Собрание древних мученичеств», «Жизнь Константина Великого» «Церковнаяистория» в 10 книгах, где рассматривается период от начала христианства до 324года.Дело, начатоеЕвсевием продолжил целый ряд историков.Константинопольскийадвокат (схоластик) Сократ написал «Церковную историю» в 7 книгах и осветил события с 305 по 439 год.Другойадвокат, Эрмий Созомен, написал свою «Церковную историю» в 9 книгах и
рассмотрел период с 324 по 423 год.Этот же период изложил в своей «Церковной истории» блаженный Феодорит, епископКиррский. Его сочинение состоит из 5 книг и описывает период с 320 по 428 год.Продолжателем благого дела составления церковной истории стал Феодор Чтец. Он продолжил
сочинение   Сократа Схоластика до 527года.Еще одно историческое сочинение, посвященное Церкви, составил схоластик Евагрий изАнтиохии. Его труд, состоящий из 6 книг, повествует о событиях 431 - 594 года.
В последующие годы церковную историю рассматривали вместе с историей всеобщей. К такого родатрудам можно отнести «Хронику» Феофана (с 285 по 813 год), а также его продолжателей. В 10 веке это были Георгий Синкелл, Георгий Амартол, Патриарх Никифор, диакон Лев, в 11 - 12  веке -Анна Комнен, Иоанн Зонара, Кедрин, в 13 веке - Никита Хониат, в 14 - Никифор Григор, затем Иоанн Кантакузен и Никифор Каллист.Работы такого рода велись не только в Византии. В Сирии в 6 веке трудился историк Иоанн Ефесский. В 10 веке на поприще исторической науки немало потрудился Александрийский Патриарх Евтихий († 940).
Трудились историки и на Западе. Так, св. Иероним Стридонский перевел хронику Евсевия Кесарийского и продолжил ее до 395 года. Свои хроники составили Сульпиций Север (5 век), ученик св. Августина Павел Орозий (5 век). Кассиодор (5 век) на основании трудов Сократа, Созомена и блаж. Феодорита Киррского составил сокращенную церковную историю. В 9 веке церковную историю составил аббат Анастасий.
Следует отметить, что труды древних историков Церкви часто рассматриваются как самостоятельные источники, либо непосредственные (в случае, если описаны события, свидетелями которых были авторы), либо посредственные (если передают события, пользуясь чужими данными или сообщениями).
Однако до начала реформации (16 век) развитие церковно-исторической науки являлось скорее собиранием, накоплением фактов. Лишь начиная с 16 века на Западе появляются труды, авторы которых стали критически изучать и систематизировать имеющиеся сведения.
Появление этих трудов связано с полемикой между римо-католичеством и протестантизмом.Каждое из этих течений пыталось на основании имеющихся фактов оправдать свою правоту. Первый труд такого рода - «Магдебургские центурии» (1574) был написан коллективом авторов под руководством Матея Флоция. Сочинение охватывает 13 столетий и носит антикатолический характер.Ответом на этот труд стало сочинение католического ученого Цезаря Барония «Аналлы». Эта книга повествует о событиях церковной истории до 1198 года, опровергая протестантскую концепцию церковной истории. Принадлежность Барония к Католической Церкви не умаляет научного значения этой книги. Сочинение это неоднократно переиздавалось, было издано в России по приказанию императора Петра Великого и долгое время было основным историческим сочинением в нашей стране. В начале ХХ века «Аналлы» были переизданы в Москве старообрядцами,относившимися к труду Барония с большим уважением.
Среди других историков следует отметить Клавдия Флери, написавшего  на рубеже 17-18 веков двадцатитомную «Историю Церкви», где рассматривается период до 1414 года, а также Готфрида Арнольда (†1714). Этот автор постарался освободиться от полемической направленности истории. Однако автор впал в другую крайность. В его сочинении оправдываются еретики и осуждаются официальные представители Церкви. Взвешенный, отвлеченный
подход к церковной истории заметен в труде другого историка -  Иоанна Мозгейма († 1755).
В 18 веке в Историю Церкви стал проникать рационализм. Начало подобного подхода часто связывают с историком Соломоном Землеером († 1791). Историки-рационалисты стали изгонять из церковно-исторической науки элементы чудесного, объясняя все поступки и действия исторических личностей исключительно человеческими побуждениями.
В 19 веке сложилось три церковно-исторических школы. Школа А. Неандра признавала Божество Христа, старалась следовать принятому к 19 веку взгляду на церковную историю,хотя и не отрицала человеческого элемента в ряде пунктов. Представители этой школы - Бидеман, Герике, Куртц, Шенкель, Гагенбах, Ульман, Газе.Школа Баура (Новотюбингенская) не считала Христа Сыном Божиим и рассматривала историю первых веков христианства как борьбу Церкви с иудео-христианством и полуязыческим христианством, которые, якобы, примирились во 2 веке путем взаимных уступок. Представители школы - Целлер, Швенглер, Штраус, Кестлин,Гильгенфельд, Пфлейдерер.Школа Ричлианская также не признавала Иисуса Христа Сыном Божиим, считала, что учение Христа было изменено еще апостолами. К последующим временам представители этой школы также применяют рациональный подход. Ярким и наиболее известным представителем этой школы является Адольф Гарнак
Среди систематических трудов, написанных русскими учеными, следует назвать следующие:
1.     Смирнов Е.И. «История Христианской Церкви». В 1873 г.автор был удостоен за это сочинение Макарьевской премии. Однако к настоящему
времени этот труд в известной степени устарел.
2.     Болотов В.В. «Лекции по истории древней Церкви». Данный труд является записью лекций профессора в Санкт-Петербургской академии и
является непревзойденным. Болотов является одним из наиболее выдающихся ученых историков мирового уровня и при углубленном изучении предмета это сочинение является незаменимым.     
3. Тальберг Н.Д. «История Христианской Церкви». Данное сочинение широко распространено и популярно. Достоинством его является ясность и простота изложения. Однако следует помнить, что этот учебник является переработкой дореволюционных семинарских пособий, т.е. не выходит за рамки гимназического уровня. Не лишено оно и других недостатков. Автор, например, обвиняет в монофизитстве св. императрицу Феодору,что, является несправедливым.
4.      Поснов М.Э. «История Христианской Церкви». Работа имеет высокий научный уровень, однако издан был этот труд уже после смерти автора по сохранившимся рукописям. Вследствие этого работа Поснова имеет немало недоработок. Поснову ставят в вину и предвзятый взгляд на отношения между Константинополем и Римом в 11 веке.
5.     Карташев  А.В. «Вселенские Соборы».  Данное сочинение имеет высокий научный уровень и будет полезно как для начинающих историков, так
и для тех, кто изучает предмет углубленно.
6.     Шмеман А., протопр. «Исторический путь Православия».Книга отличается живым языком и простотой изложения. Ее можно порекомендовать
тем, кто приступает к изучению церковной истории. 




Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9