Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

История Поместных Православных Церквей

10 октября 2007 г.

1. Вселенская Церковь состоит из отдельных Поместных Церк­вей. Административное деление Церкви строится на территори­альном, а не национальном принципе. В нормальных услови­ях православные христиане любой национальности, прожива­ющие на одной территории, составляют один приход и окормляются одним епархиальным епископом, ибо, по слову Апо­стола Павла, во Христе "нет ни еллина, ни иудея, ни обре­зания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного" (Кол. 3, 11). Попытки поставить в качестве принципа церковной организации не территориальный, а этнический или языковой фактор, неоднократно предпринимавшиеся в исто­рии, канонически неправомерны и всегда вызывали серьез­ные осложнения и нестроения. Константинопольский Собор 1872 года осудил этнофилетизм как посягатель­ство на канонический церковный строй.

В своем территориальном размежевании Поместные Церк­ви сообразуются с политико-административным делением, с государственными и административными границами. Косвенным обоснованием этого принципа является 38-е правило Трулльского Собо­ра: "Аще царскою властию вновь устроен или впредь устроен будет град, то гражданским и земским распределени­ям да следует и распределение церковных дел".

Территориальное начало в разграничении церковной юрис­дикции все же допускает ряд исключений. К ним принято относить подворья, православную диаспору, а также ставропигиальные структуры.

В истории также имел место один уникальный случай отступления от территориального принципа. В VII веке Кипрская Православная Церковь, спасаясь от арабского нашествия, вынуждена была почти в полном составе переселиться на территорию Константинопольского Патриархата в Геллеспонт. При этом она и в Геллеспонте (то есть на территории другой Поместной Церкви) сохранила свой автокефальный (полностью независимый) статус.

В настоящее время Русская Православная Цер­ковь признает существование 15 автокефальных Поместных Церквей и четырех автономных. Однако поскольку среди Поместных Церквей нет единого мнения о порядке дарования автокефалии и автономии, Константинопольский Патриархат и ряд других Поместных Церквей признают лишь 14 автокефальных Церквей и три автономных. Поэтому диптихи, принятые в разных Поместных Церквах, отличаются друг от друга.

2. История Поместных Православных Церквей - учебная дисциплина, выделившаяся из общей церковной истории и изучающая историю и современное состояние автокефальных и автономных Православных Церквей. Как самостоятельная дисциплина она начала формироваться во второй половине XIX века. Это было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, в курсе общей церковной истории традиционно изучалась история лишь древних Патриархатов, а появившиеся гораздо позже Славянские Церкви оказывались вне ее исследовательского поля. Во-вторых, в результате национально-освободительного движения на Балканах в XIX веке целый ряд Поместных Церквей (Элладская, Сербская, Болгарская, Румынская) приобрели или восстановили независимый статус. Все это требовало специального изучения и осмысления. Первым русскоязычным исследованием, в систематическом порядке излагавшим историю негреческих Православных Церквей, стала книга профессора МДА Е. Е. Голубинского «Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской», увидевшая свет в 1871 году. С 1885 года в Санкт-Петербургской Духовной Академии была создана специальная кафедра истории Славянских Церквей (с включением Румынской). По уставу Духовных Академий 1910 года такие кафедры были открыты во всех отечественных Академиях. История Славянских Церквей и Румынской не являлась общеобязательной дисциплиной, а относилась к предметам, изучающимся по выбору студентов.

После второй мировой войны в возрожденных духовных школах этот предмет получил свое современное название (история Поместных Православных Церквей). В этот учебный курс традиционно включаются все автокефальные и автономные Церкви за исключением четырех древних Патриархатов (Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского) и Русской Православной Церкви. Таким образом, сегодня курс истории Поместных Православных Церквей включает в себя сведения об истории и современном положении десяти автокефальных и четырех автономных Церквей. Однако в последние годы в ряде отечественных духовных школ наметилась тенденция включения в этот курс и сведений о древних Патриархатах, что делает актуальным вопрос о более четком разграничении общей церковной истории и истории Поместных Православных Церквей.

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс