[Рец. на:] Вандеркам Джеймс. Введение в ранний иудаизм (Серия «Современная библеистика»). Пер. с англ. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2011. – xiv + 278 с.
[Рец. на:] Вандеркам Джеймс. Введение в ранний иудаизм (Серия «Современная библеистика»). Пер. с англ. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2011. – xiv + 278 с.
Статья

Книга посвящена иудаизму эпохи Второго храма. Автор – американский исследователь, ведущий специалист по этой дисциплине, которую много лет преподавал в крупнейших университетах США.

В главе I, «Время второго храма» (с. 1-63)  автор характеризует основные исторические периоды этой эпохи: персидский, эллинистический, римский. Эта глава книги составляет как бы преамбулу к следующему, помогая представить себе исторический контекст, в котором складывалась еврейская литература периода Второго храма. Анализируя, наряду с другими историческими данными, библейские книги, второканоническую литературу, Иосифа Флавия и другие источники, автор дает краткий обзор исторических событий, которые влияли на жизнь и литературную деятельность еврейской общины в данный период. Дается характеристика наиболее известных исторических лиц, повлиявших на судьбы еврейского народа, таких как Маккавеи, Хасмонейская династия, эллинистические и римские правители. Отдельное приложение посвящено иудаизму в эллинистическом и римском Египте.

Глава 2, «Еврейская литература периода второго храма» (с. 64-214), самая обширная в книге, посвящена классификации, анализу и истории различных корпусов текстов, сложившихся в эту эпоху как в Иудее, так и в еврейской диаспоре.

Автор дает два определения понятия «апокрифы» (или второканоническая библейская литература, или тексты, дошедшие только в греческой версии Ветхого Завета).

В разделе «Псевдоэпиграфы» дается классификация этого обширного раздела литературы. Автор объясняет, каковы принципы прежних, традиционных классификаций и их слабые стороны. Сам он разделяет тексты по жанрам (или литературным типам – его собственный термин), а внутри каждого такого раздела – по хронологии (насколько это возможно). Следует отметить один интересный принцип: книги, представляющие собой композицию из разнородных частей (напр., 1-я книга Еноха), рассматриваются по частям в разных разделах, соответственно жанру каждой части.

В результате выделены следующие литературные типы:

Повествования. Этот жанр подразделяется на исторические книги (неканонические книги Ездры, 1-2 Маккавеев и т.п.) и «новеллы» (такие как Товит, Иудифь, 3-я книга Маккавеев, Послание Аристея, позднейшие вставки в книге Даниила и Эсфири).

«Переписанное Писание» (так переводчик передает термин re-written Bible). Это литература, сложившаяся на основе толкования и легендарных дополнений к какому-либо эпизоду или истории персонажа Библии: отдельные части 1-й книги Еноха, книга Юбилеев, Завещания 12 Патриархов.

Апокалипсисы. Дается характеристика этого жанра. В качестве образцов жанра анализируются отдельные части 1-й книги Еноха, Завещание Моисея, Оракулы Сивиллы.

Литература Премудрости. Анализируются книги: Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Премудрость Соломона.

Поэтические сочинения. Сюда автор относит (помимо некоторых из рассмотренных в других разделах) псевдоэпиграфические Псалмы Соломона, поэтические вставки в книгу Даниила.

Говоря о каждом тексте, автор кратко излагает содержание, определяет воззрения автора, литературные особенности книги и изложенные в ней богословские представления.

В отдельных подразделах рассматривается творчество Филона Александрийского и Иосифа Флавия. Автор приводит биографические данные этих писателей, сведения об их трудах, характеризует религиозно-философские представления Филона и интерпретацию истории в творчестве Иосифа Флавия.

В конце главы особый подраздел посвящен крупнейшим археологическим находкам текстов – рукописям Элефантины, Мертвого моря (Кумрана) и Масады. Здесь излагается краткая история возникновения каждого из этих важнейших корпусов, рассказывается о самых значительных текстах. Автор классифицирует тексты – так, кумранские рукописи он делит на библейские (собственно рукописи Библии, выдержки из них и переводы, комментарии, парафразы, второканонические и псевдоэпиграфические книги) и небиблейские (которые подразделяет на галахические, «новые псевдоэпиграфы», поэтические, богослужебные, тексты Премудрости и эсхатологические). Завершает этот раздел краткое изложение различных гипотез об истории Кумранской общины на основе археологических данных. В разделе, посвященном текстам Масады, автор также излагает историю формирования, гибели и современных исследований этого поселения (на основе литературных источников и археологических данных), приводит перечень письменных находок.

В главе 3 «Синтез: вожди, движения и институты» (с. 215-264) данные описанных литературных источников обобщаются. На основе их автор делает выводы о периоде Второго храма: о том, какие вожди, общественные установления и движения характеризуют еврейские общины этой эпохи. Так, довольно подробно рассказывается об институте первосвященничества, о священстве и Синедрионе. Даются характеристики основных известных нам еврейских общественных движений эпохи Второго храма: фарисеи, саддукеи, ессеи и другие (такие как описанная Иосифом «четвертая философия», зилоты, сикарии, терапевты и самаритяне). Особые подразделы описывают структуру Второго храма (приведены планы реконструкций), систему обрядов, богослужение, не-храмовые формы богослужения, ранние синагоги и их функции.

Завершает книгу достаточно обширная тематическая библиография и указатели.

Книга написана и переведена доступным языком, легко читается и может быть рекомендована не только студентам и специалистам в этой области, но и широкому кругу читателей, интересующихся данным историческим периодом и кругом литературы.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9