Религиозное возрождение в цифрах: вызовы современности
События

Оказывается (источники данных см. в конце статьи), количество приходов УПЦ МП в три раза превышает количество приходов УПЦ КП. Такая же ситуация со священниками – в УПЦ МП этих 9680, а в УПЦ КП – 3021. Кому верить – опросам населения или данным Госкомнацрелигий? В нашем конкретном случае лучше верить данным о количестве священников или приходов, потому как они показывают реальное количество людей, для которых вера – не праздный вопрос от интервьюера из социологической службы, а выбор своей судьбы.

Это только первый стереотип, который легко разрушается с помощью сухих цифр Госкомрелигий. Второй – менее радостен для любой  православной конфессии, как московского, так и киевского патриархатов.  Этап Второго Крещения постепенно завершается. Люди все еще воцерковляются, но это происходит намного реже, чем сразу после распада СССР. Если с 1992 до 2001 г. количество религиозных общин каждый год увеличивалось почти в два раза – на 85,3%, то за последние десять лет этот прирост оказался в два раза медленнее – 46,4%, пишет в своем аналитическом материале сотрудник Госкомрелигий Украины Лариса Владыченко.

Что в этом необычного? Прежде всего, то, что замедление роста общин происходит на фоне разговоров об увеличении влияния церкви на общество, на фоне все большого количества религиозных медиа. В конце 1990-х, когда в УПЦ (МП) открывалось по 500-600 приходов каждый год, никто и не мечтал о православном телеканале, об эфире патриарха на самом рейтинговом телеканале, о всеукраинском туре с рок-звездами в честь Крещения Руси. Всего этого не было. Напротив, за последние 10 лет количество общин УПЦ  увеличивается всего на 200-250 новых приходов каждый год. Получается, что миссионерская деятельность оказывается бесполезной? Это слишком поспешный вывод. Во-первых, в любом обществе доля социально активных людей всегда невелика. Во-вторых, рост миссионерства церкви объясняется как раз массовым неофитством 90-х годов. Тогда в церковь пришли люди, которые сначала осознали себя христианами, или православными христианами, и только через 4-5 лет стали заниматься активным миссионерством или иными формами служения церкви – созданием воскресных школ, катехизацией, социальными проектами. То есть миссионерство стало не целью привлечения неофитов, оно превратилось в вид служения части верующих. Дело не в том, что они хотят кого-то обратить, уже никаких иллюзий по этому поводу нет. Они, скорее, хотят поделится радостью жизни с Богом. И это стремление похвально.

Сам Господь никогда не приветствовал соревнования между Своими учениками на тему того, у кого из них выше статус. Он и говорил об этом, и показал пример, умыв ноги ученикам.  Но именно этот принцип часто нарушается – та или иная конфессия заявляет претензии на свое лидерство и право считаться крупнейшей. Очень вряд ли, что Господь скажет Ангелу украинской церкви – посмотри, сколько у нее общин. Мы знаем, что на небесах иные критерии оценки того, какая община ближе к Спасителю. Но вдумчивый анализ цифр, которые регистрируют чиновники, нужен нам здесь, на земле. Чтобы понимать, куда мы идем. Или куда нас ведут.

Что говорят цифры о крупнейших конфессиях страны? Вопреки данным опросов, УПЦ МП остается не просто крупнейшей православной конфессией, не только крупнейшей христианской конфессией, но и вообще крупнейшей религиозной конфессией в Украине.  У этой церкви 12251 община – это больше, чем УПЦ КП, УАПЦ, греко-католическая  и римо-католическая церкви вместе взятые. Игнорировать мнение такой организации или упрекать власти в том, что она уделяет ей внимание – значит манипулировать очевидными данными. Италия должна уделять внимание католической церкви, Швеция – лютеранской, а Украина – православной. В  этом нет оскорбления иным конфессиям. Это лишь уважение к выбору большинства религиозных граждан своей страны.

Общее количество православных общин в стране (разных конфессий) – 17986, что составляет 52,9% от  всех общин, зарегистрированных Госкомрелигий. А если к этой цифре прибавить количество общин греко-католиков, которые часто называют себя православными, то окажется, что 64,19% приходов в стране можно назвать общинами  православного происхождения.

Какие новости дает нам статистика о наших братьях-протестантах?  В этом материале будут суммарно считаться данные по баптистам, пятидесятникам, адвентистам и иным протестантским конфессиям.  Я понимаю, что между современными харизматиками и традиционными баптистами – громадная разница. Но в данном случае мне важно выяснить насколько Украина еще является православной, а не протестантской страной.

Итак, если суммировать данные по количеству приходов протестантов, то их действительно будет маловато. Но разве христианам в этих конфессиях нужны храмы?! Как показывает простейший подсчет по разным протестантским конфессиям, в Украине 10062 неправославных священнослужителя. Много это или мало? Во-первых, это треть всех людей, которые Госкомрелигий зарегистрировал как священнослужителей. Во-вторых, это больше количества  священников в УПЦ (9608) – крупнейшей конфессии страны. Это действительно плохая новость для Киевской митрополии. Количество протестантских пасторов  обогнало количество канонически рукоположенных православных священников. Достаточный повод для беспокойства, если помнить о том, что в протестантизме пастор не связан необходимостью бегать по требам, служить длинные службы. Он может дольше общаться с людьми, а люди наши любят общение. Тот факт, что при такой почти равной конкуренции Украина еще не стала протестантской страной, для меня лично служит еще одним аргументом в пользу того, что Спаситель помогает УПЦ. Потому что по всем человеческим соображениям, она давно должна была «проиграть».

Еще у протестантов есть 4651 воскресная школа. Это тоже больше, чем воскресных школ в УПЦ (4344). Да, если считать воскресные школы других православных конфессий и УГКЦ, то протестанты по-прежнему проигрывают.  Но есть другая тенденция, которая не видна на поверхности. Если сравнивать количество приходов УПЦ и количество воскресных школ, то окажется, что только в половине храмов УПЦ детей учат основам веры. У протестантов меньше воскресных школ, но и приходов у них меньше. К примеру, пятидесятники – на 1595 общин 1045 воскресных школ. Или адвентисты – на 1040 общин 712 воскресных школ. Другие протестантские конфессии повторяют картину православных – у них воскресные школы составляют около 50% общин. Но даже эти два случая (пятидесятников и адвентистов) должны настораживать православных, ведь сегодняшние дети в воскресных школах разных конфессий – это будущие семинаристы, монахи или пасторы. Вопрос состоит в том, кого будет больше, когда эти дети вырастут?

Подобная ситуация не только с детским обучением, но и с учебными заведениями для взрослых. Во всех учебных заведениях УПЦ на дневной форме – 1780 студентов. У евангельских христиан-баптистов больше – 2501. А всего у нас в протестантских учебных заведениях состоит 4893 студента (это только на дневной форме обучения). Другими словами, на каждого будущего священника  УПЦ приходится по 2,7 будущих пасторов. Хороший повод для увеличения количества часов на сравнительное богословие. Ведь нынешним студентам придется жить в обществе, которое уже нельзя назвать религиозно безграмотным. Да, многие еще лба не умеют перекрестить, но если наши священники будут судить о Кастанеде или Будде по нашим старинным православным брошюркам, они вряд ли смогут произвести впечатление на более-менее образованного горожанина.

Среди всех протестантских общин особняком стоят две организации, которые преподносят себя как христиане, но в отличие от лютеран или баптистов, таковыми не являются. Это мормоны и Свидетели Иеговы (что бы они о себе ни говорили, но их нельзя назвать христианами, поскольку он не считают Христа Всевышним Богом). Если смотреть на их рост, мы увидим, что их миссионерская деятельность вроде бы впечатляет – в 1997 г. в стране было 255 общин иеговистов, теперь, в 2011 г. – уже 672 общины. Поражают своим ростом и общин мормонов – их было 9 в 1997 и стало 35 теперь. Однако в общей картине религиозных конфессий обе эти секты не превышают 1-2% от всех религиозных организаций страны. Они меньше не то чтобы епархии, но и даже одного благочиния (районного управления) УПЦ. Опасность в другом – те же иеговисты, неправильно объясняя некоторые стихи Писания, приносят вред здоровью и даже смерть гражданам – например, запрещают переливание крови, что часто служило причиной гибели их адептов в разных странах. Возможно, такие случаи были и в Украине, но это тема для отдельного исследования.

В скучных таблицах Госкомнацрелигий есть множество интересных мыслей. Одна из них состоит в том, что период возвращение к вере уже завершается. И простыми плакатами с призывами к причащению тут мало чего изменишь. Второй – у протестантов больше пасторов и студентов.  Да, я знаю, что с нами, с православными, Бог и мы все равно находимся в истиной церкви. Но если мы ждем помощи только от Бога, а сами ничего не собираемся делать, то семинарии и академии вообще не нужны.  Последние несколько лет количество студентов в УПЦ остается примерно одинаковым.  Может, стране действительно не нужно так много кандидатов в священники, ведь многим просто негде будет служить. Но почему у нас до сих пор нет ни одного настоящего, престижного, признанного на всеукраинском уровне Высшего учебного заведения УПЦ, тогда как УКГЦ, которая в три раза меньше, давно открыла Католический университет, который готовит специалистов высшего международного уровня, в том числе для нерелигиозной деятельности в нашей стране (журналисты, медработники и проч.). Почему в Киеве нет, например, филиала московского Свято-Тихоновского православного университета или парижского Свято-Сергиевского института? Статистика ставит не вопросы, а вызовы. Кто быстрее сможет ответить на эти вызовы – православные, греко-католики или протестанты?

«Религия в Украине»


Другие публикации на портале:

Еще 9