Преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии приняли участие в археологической экспедиции в Иорданию
События

Современная Иордания находится на территории, которая известна как Трансиордания или Заиорданье и лежит восточнее реки Иордан и Мертвого моря. Изучение этой территории представляет немалый интерес для библейской археологии, поскольку позволяет восстановить контекст библейских событий и лучше понять ряд текстов Священного Писания как Ветхого, так и Нового Завета.

В первый день экспедиции участники посетили место, где находятся останки главного города Аммонитского царства – в древности он назывался Раббат Аммон, в эллинистическую, римскую и византийскую эпохи – Филадельфия (был одним из городов Десятиградия), а в мусульманский период получил название Амман (ныне – столица Иордании). В Ветхом Завете город упоминается в связи с его завоеванием царем Давидом (2 Цар 12:26-31) в Синодальном переводе название Раббат (Rabbath) передано как Равва. Основные развалины на месте старого города датируются уже римским периодом (храм Геркулеса, римский театр).

На территории старого города находится Иорданский археологический музей. Наиболее интересные экспонаты его экспозиции – оштукатуренные черепа неолитического периода (8000-4500 до Р.Х.) из Иерихона, наиболее ранняя из всех найденных статуй с изображением человека того же периода, найденная там же, захоронение ребенка в сосуде периода халколита (4500-3300 до Р.Х.), черепа со следами медицинской трепанации периода ранней бронзы (3300-1900 до Р.Х.), и, конечно же, так называемая "надпись Валаама", найденная в языческом сввятилище на Тель Дейр Алла, датируемая IX в. до Р.Х.

Эта надпись уникальная тем, что она содержит внебиблейское упоминание о пророке Валааме, с которым столкнулись евреи по пути через Заиорданье в землю обетованную (Числ, гл. 22-24). Текст надписи говорит о Валааме не в связи с еврейским народом, а приписывает ему особое заступничество людей перед богами, в результате которого боги отменили свое решение погубить людей за их грехи. Хотя святилище датируют IX в., судя по языку надписи, ее оригинальный текст был составлен несколькими столетиями ранее, т.е. близко ко времени прихода еврейских племен в Заиорданье (кон. XV или XIII в. до Р.Х.). Это – важное свидетельство историчности описанного в Библии известного месопотамского прорицателя и дополнительный аргумент в пользу достоверности библейского повествования о периоде исхода евреев из Египта.

Второй день экспедиции участники начали с посещения того места на восточном берегу р. Иордан, где, вероятно, совершал крещения св. Иоанн Креститель, и где был крещен Господь Иисус Христос. Это место упоминается в Евангелии от Иоанна под названием Вифания (но Вифания Заиорданская, известная также как Вефавара; Ин 1:28). Раскопки, проведенные в последние годы иорданскими археологами, показали, что в этом месте Иордан делал изгиб, от которого отходил небольшой рукав, представлявший идеальное место для совершения крещений.

В пользу этой гипотезы говорит то, что на этом месте было последовательно построено пять византийских церквей – одна поверх другой, после разрушения предыдущей от землятресений или наводнений. Еще в VII веке, по свидетельству паломников, в зимнее время вода Иордана накрывала спускавшихся туда с головой, а летом доходила до груди. Баптистерий имел форму креста. За последние 50 лет Иордан сильно обмелел, а изгиб переместился на 100 м к югу.

После водосвятного молебна и погружения в воды священной реки участники экспедиции направились к месту, где в 1967 году была найдена упомянутая выше надпись Валаама – к Тель Дейр Алла. Были осмотрены раскопы в восточной стороне теля (в том числе остатки святилища) и в его южной части.

Затем экспедиция направилась в город Мадабу, где в V-VI вв. производились мозаики, помещаемые далее в различных христианских церквах Палестины и Заиордания. Здесь в 1896 году были открыты развалины византийской церкви V в., на полу которой довольно хорошо сохранилась карта Св. Земли того периода, в центре которой находится Иерусалим, а также видны Палестина и Заиорданье вплоть до аравийского полуострова и дельты Нила. Эта мозаика была выложена на полу церкви. Предполагают, что паломники, идущие в Палестину через Заиорданье, могли по этой карте спланировать маршрут дальнейшего путешествия. В настоящее время карта используется в библейской археологии для уточнения географии

Палестины V и предыдущих веков, а над мозаикой была построена новая греческая церковь св. Георгия. Следующий день экспедиции начался с посещения столицы набатейского царства – города Петры, наиболее известного археологического объекта на территории современной Иордании. В западной части территории комплекса находилась столица Эдома город Села. В основной части комплекса имеются многочисленные гробницы, высеченные в скалах, которые датируются не только эллинистическим периодом (временем существования набатейского царства), но и более ранними эпохами (вавилонская, ассирийская). Представлены также части типично римского города (улица с колонадой, нимфеон, театр, храм).

В этот же день участники экспедиции посетили развалины на восточном берегу Мертвого моря под названием Баб эд-Дра, которые являются одним из претендентов на то, что там находился библейский город Содом. Город на этом месте погиб от огня. Был осмотрен тель, а также крепостная стена и ворота в западной стороне (в сторону Мертвого моря). Загадкой для археологов явилось то, что западные городские ворота были заложены каменной перегородкой (см. на фото), видимо, это было сделано во время одной из военных кампаний против города для защиты от нападающих.

В последний день экспедиции был осмотрен замечательный памятник эллинистического периода (II в. до Р.Х.) – Ирак эль-Амир, представляющий собой дворец, построенный Гирканом, одним из представителей еврейской семьи Товии. Вступив в конфликт со своим отцом и братьями, Гиркан построил дворец таким образом, чтобы через подземные ходы, ведущие в тайный зал для пиршеств, мог протиснуться только один человек, что делало это место безопасным от нападения. Впрочем, Гиркан покончил жизнь самоубийством, а дворец не был

достроен до конца. Строение использовалось также в византийскую эпоху. Вызывает восхищения кладка огромных каменных плит, а также барельефные изображения львов (фото на заставке) и фонтаны со львами. Затем участники посетили гору Нево, с которой Моисей смотрел на землю обетованную.

Последним пунктом маршрута экспедиции стали развалины под названием Нумерия, которые являются одним из претендентов на идентификацию с библейским городом Гоморрой. Будучи по размеру значительно меньше Содома, располагаясь в 10 км к югу от него на восточном берегу Мертвого моря, он мог быть его городом-спутником. Были осмотрены раскопы в восточной, центральной и западной стороне теля, включая городские ворота.

Во время экспедиции проводилась фото- и видеофиксация археологических объектов. Собранные материалы будут использованы в качестве иллюстраций при чтении в Санкт-Петербургской академии курсов по библейской археологии (прот. Д. Юревич) и археологии библейского Иерусалима (прот. Д. Гольцев).

Сайт СПбПДА


Другие публикации на портале:

Еще 9