Вышел в свет новый номер журнала «Христианское чтение»
События

Объем журнала составляет 204 страницы. Читайте в номере:

Латинская патрология

Н.А. Хандога. Трактат «О сотворении мира» свт. Викторина Петавийского.

В статье содержатся сведения о трактате «О сотворении мира» (De fabrica mundi), автором которого является первый латинский экзегет — свт. Викторин Петавийский. Произведение было написано около 250 г. В связи с декретом папы Геласия (V в.) оно попало в список запрещенных книг, поэтому на него не ссылались восточные писатели. Долгое время считалось, что трактат «О сотворении мира» (De fabrica mundi) всего лишь фрагмент одного из многочисленных комментариев cвт. Викторина Петавийского (ок. 230–303/304), возможно, на книгу Бытия. В последнее время исследователи пришли к убеждению, что это самостоятельное произведение. Впервые публикуется русский перевод с латинского языка этого трактата, выполненный Н.А. Хандогой.

История древней Церкви

О.А. Джарман. Врачи-христиане в эпоху поздней Античности: культурно-исторический портрет.

Античный мир явился той средой, в которой впервые прозвучало христианское благовествование, дав миру многих известнейших христианских святых, совершивших подвиг мученичества. В их числе были врачи-профессионалы, первые представители римской интеллигенции, вошедшие в число приверженцев гонимой древней Церкви. Подход к наследию Античности в древней Церкви был неоднозначным, однако приходу в нее интеллигенции, в том числе и врачей, способствовала традиция, представленная святым Иустином Философом и Климентом Александрийским. Отношение к врачам в Римском мире было различным, как и их социальное положение, но все — от сенатора до простолюдина — жаждали видеть в нем сострадательного друга, а не корыстного ремесленника. Таков был и идеал врачей-философов, лучших представителей своей профессии. Приход в христианскую Церковь означал для врача конец кризиса миросозерцания и вызванного им кризиса профессии. Подробных биографий врачей той эпохи не осталось, хотя отдельные биографические факты разбросаны по крупицам в историях их мученичества и житиях. Исключение составляет биография св. Кесария Каппадокийского, входящая в посвященное ему «Надгробное слово», которое было написано его знаменитым братом, святителем Григорием Богословом.

История западных исповеданий

Архимандрит Августин (Никитин). Аугсбургское исповедание — вероучительная книга лютеранства.

В статье излагаются события протестантской Реформации, при которых возникло Аугсбургское исповедание (Confessio Augustana) — вероучительная книга лютеранства — и дается анализ содержания этого вероучительного документа. Затрагивается тема взаимоотношения лютеранства и Православия (в частности, диалог деятелей Реформации с Константинопольской Церковью в XVI столетии). Рассматривается наметившееся со второй половины XX в. сближение Лютеранской и Римско-Католической Церквей, ставится вопрос о том, какое значение имеет Аугсбургское исповедание в современном межхристианском диалоге. Анализируется подписанная в 1999 г. между двумя Церквами Аугсбургская декларация, в которой обе стороны пришли к «консенсусу в области основополагающих истин» в учении об оправдании.

История России

И.В. Базиленко. Православная Россия и шиитский Иран: по страницам истории отношений (XVI – начало XX вв.).

Статья представляет собой краткий очерк истории отношений двух соседних, отличных по духовной культуре и традициям государств — православной России и шиитского Ирана. Страницы русско-иранских отношений с XVI в. до I мировой войны наполнены разнообразным содержанием и дают заинтересованному читателю редкую возможность узнать и о светлых событиях (перенесение Ризы Господней в Москву в качестве дара иранского шаха русскому царю; путешествия Насерад-Дин-шаха по России), и о мрачных периодах (две войны нач. XIX в., убийство А.С. Грибоедова) в развитии многогранных контактов между нашими странами.

Православное пастырское служение

Протоиерей Олег Скоморох. Правовые основы тюремной миссии Русской Православной Церкви в конце XX – начале XXI вв.

Статья касается вопросов, относящихся к практике тюремного служения Русской Православной Церкви в настоящее время в контексте социальной деятельности Церкви. Служение в тюрьмах является актуальной задачей, которая должна быть решена на основании библейского и богословского осмысления, а также с привлечением внешних дисциплин. Цель статьи — ознакомить миссионеров, совершающих тюремное служение, с правовыми основами взаимодействия Церкви и Уголовно-исполнительной системы России.

СПбПДА


Другие публикации на портале:

Еще 9