Духовное наследие преподобного Иакова Железноборовского
Апробационная статья соискателя ученой степени кандидата богословия выпускника Московской духовной академии игумена Ферапонта (Кашина) посвящена жизни и духовному наследию преподобного Иакова Железноборовского.
Статья

История Железноборовского монастыря берет свое начало с конца XIV века. Именно тогда неподалеку от селения Железный Борок поселился отшельник по имени Иаков.

Сведений о жизни преподобного Иакова сохранилось немного. Известно лишь, что он происходил из древнего рода бояр Аносовых. Лишившись рано своих родителей, после которых осталось значительное имение, Иаков, исполняя свое давнее желание и стремление, раздал имение бедным и отправился в Троицкую обитель к преподобному Сергию, где и принял монашеский постриг. Спустя некоторое время, приблизительно в 1390 г., по благословению преподобного он удаляется в родные Костромские пределы[1] и поселился близ Железного Борка в 40 верстах от Галича.

В период царствования великого князя Василия Дмитриевича, сына святого благоверного князя Дмитрия Донского, преподобный Иаков посетил Москву, где узнал о том, что супруга Василия Дмитриевича великая княгиня София Витовтовна находилась при смерти перед родами. Великий князь Московский просил преподобного помолиться о здравии супруги. Иаков отпустил посланцев государя со словами: «Пусть молится Богу и Пречистой Матери Его, а о княгине пусть не скорбит; будет она здорова и в нынешний же вечер родит ему наследника»[2]. Предсказание исполнилось, после чего признательный великий князь щедро одарил обитель преподобного Иакова вотчинами, угодьями и разными вкладами, чем и обеспечил дальнейшее ее существование.

В 1425 году скончался московский князь Василий Дмитриевич, почитавший преподобного за его помощь при рождении сына, на престол вступил его сын Василий Васильевич. С этого времени началась распря между московскими и галичскими князьями за овладение великокняжеским престолом. Поскольку дорога из Москвы в Галич пролегала через Борок, обитель преподобного Иакова оказалась в гуще событий этой усобицы. Когда в 1433 году Юрий Шемяка занял Москву, князь Василий Васильевич удалился в Кострому и отсюда «нередко посещал Железноборовскую обитель»,[3] где в одно из посещений оставил свою кольчугу.

Как повествуют летописи, преподобный сотворил при жизни еще множество чудес. Приобщившись Святых Таин и преподав братии благословение, святой предал свою душу Богу 11 апреля 1442 года. Тело его было погребено в основанной им обители. На гробницу преподобного положили его каменный крест и вериги — свидетельство молитвенных подвигов[4].

Обретение мощей преподобного Иакова совершилось 5 мая 1613 года. Профессор Голубинский Е. Е., ссылаясь на протоиерея П. Островского, отмечает, что «прославление Иакова чудесами, после чего ему могло быть установлено празднование, относят к 1613 году»[5].

Точная дата канонизации преподобного Иакова неизвестна. Предположительно это событие состоялось не позднее ранее 1628 года[6], поскольку «в этом году в одной из церквей города Костромы уже существовал придел, посвященный его имени»[7]. Есть основания предполагать, что прославление произошло вскоре после преставления святого. Сохранившиеся грамоты царей и великих князей, подтвержденные в 1614 и 1623 годах Михаилом Федоровичем, надписывались на имя игуменов «Железноборовского монастыря Иоанна Предтечи и “преподобного чудотворца Иакова”»[8].

Говоря о наследии прп. Иакова, необходимо упомянуть его ближайшего ученика – преподобного Иакова Брылеевского и основанную им Брылееву пустынь, находившуюся в 4 верстах к юго-востоку от монастыря, при большой Костромской дороге. Известно, что она основана в XV столетии прп. Иаковом Брылеевым, почивающим здесь, «учеником преп. Иакова Железноборовскаго[9]» - на месте, куда преподобный временами удалялся из обители для безмолвия. «Здесь указывают могилу блаженного Иакова Брылеева, икона котораго сохранилась до наших дней[10]», - пишет один из основных исследователей истории обители Воскресенский.

В настоящее время Брылеева пустынь не сохранилась. На месте Введенской церкви стоявшей в пустыни, просматриваются следы прежнего фундамента.

Преподобный Иаков Брылеевский в настоящее время причислен к лику общероссийских святых, его память совершается 11(24) апреля, в день преставления прп. Иакова Железноборовского.

 

Иконы с образом преподобного Иакова Железноборовского

Когда появляется первая икона с изображением преп. Иакова, сказать сложно. Вероятно, это произошло после обретения его мощей в 1613 г., через несколько дней после восшествия на Русский престол Михаила Феодоровича Романова. Представить иконографию преподобного во всей полноте на сегодняшний день, к сожалению, невозможно. Большинство икон с изображением святого, упоминаемых в дореволюционной литературе и архивных документах, не дошло до наших дней. Нами также только начата работа по выявлению реально существующих икон в храмах и музеях России. При написании данной работы были исследованы некоторые памятники в пределах костромской земли. В хронологическом порядке найденные образы можно выстроить так:

Преподобные Макарий Унженский и Иаков Железноборовский в молении иконе Троицы1) Икона. Преподобные Макарий Унженский и Иаков Железноборовский в молении иконе Троицы. 1620-е гг. Кострома. 160х110 см. КМЗ КОК 23252/14[11]. Дерево, левкас, темпера. Происходит из церкви Успения Пресвятой Богородицы г. Костромы, из придела в честь прп. Макария и Иакова.

2) Икона. Преподобный Ефрем Сирин с преподобными Макарием Унженским и Иаковом Железноборовским на полях. 1620- е гг. Кострома. 114х74 см. КГОХМ КП – 2020. Дерево, левкас, темпера. Происходит из церкви Ефрема Сирина села Ефремий – Ширь Парфеньевского района.

3) Икона. Преподобный Иаков Железноборовский. Третья четверть XVIII в. Галич. 154х63,5 см. Дерево, левкас, темпера. Происходит из села Борок Буйского района Костромской области. Сейчас находится в Богоявленско-Анастасиином монастыре г. Костромы.

4) Икона. Избранные костромские святые. 1886 г. Кострома. 123х133 см. КМЗ КОК 43824. Дерево, левкас, темпера. Происходит из церкви св. Николая села Верховье Солигаличского района. Сейчас в собрании Нерехтского краеведческого музея. Преп. Иаков изображен крайним справа во втором ряду.

5) Икона. Преподобный Иаков Железноборовский (в окладе). XVIII в. 102х67 см. Дерево, левкас, темпера. Из действующей церкви Рождества Христова села Борок Буйского района.

6) Икона. Преподобный Иаков Железноборовский. Конец XIX в. 60х40 см. Дерево, масло. КМЗ, б/н.

7) Икона. Преподобный Иаков Железноборовский. Кон. XIX - XX в. 25х17 см. Дерево, масло. КМЗ КОК 46172. Дар музею-заповеднику в 1993 г.

Иконописный подлинник предписывает изображать преподобного следующим образом: «и преподобного Отца нашего Иякова, иже на Железном Борку, Костромскаго Чудотворца, сед, в схиме, брада Власиева[12], ризы преподобническия»[13].

В настоящее время нами не обнаружено икон с изображением преподобного Иакова Брылеева, а также местночтимых прпмчч. Саввы и Вениамина.

 

Описание раки и сени над мощами святого

Важнейшим памятником, без рассмотрения которого вопрос об иконографии святого окажется неполным, является не сохранившаяся до наших дней, но дошедшая в дореволюционных фотографиях и описаниях надгробная посеребренная рака. Эта рака (не первая), наиболее часто воспроизводимая в литературе, относится уже к 1837 г. Описание ее следующее: «чеканная и медно-посеребренная, по существующей надписи на ней устроенная в 1837 году, с четырьмя медно-позлащенными столпцами, находящаяся в сквозной арке, соединяющей Рождество-Богородицкий и Иаковлевский храмы. С трех сторон ея вычеканены события из земной и загробной жизни Преподобнаго, а с восточной – осмиконечный крест. Она помещается под деревянною благолепною сенью, местами вызолоченною и имеющею эмалевые украшения. Под этой священной гробницею в течение почти пяти веков верующие припадали до праха земного, моля Угодника Божия, зде, в недрах земли, телом почивающего, духом же ликующаго на небесах, да будет о них теплый и усердный предстатель ко Господу, скорый избавитель от бед и скорбей и благосердный врачеватель от обдержащих их болезней душевных и телесных. В 1912 году рака вновь посеребрена при игумене Мелхесидеке и покрыта стеклянным футляром»[14].

В 1860-х гг. рака преподобного Иакова и верхняя серебряная риза были «вызолочены червонным золотом через огонь, а вокруг нея, на все пространстве верхней доски, вновь сделаны оклады апплике; картины событий из жизни Преподобного прочищены и сделаны над ними соответствующие надписи»[15].

Сама гробница, как и множество других реликвий, вероятно, была уничтожена в 1920- е гг. в ходе работ по изъятию церковных ценностей Исполнительным комитетом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В настоящее время изготавливается новая рака и сень по образцу старой благодаря имеющейся фотофиксации.

 

Чтимые святыни и церковная утварь Железноборовского монастыря

Главная святыня монастыря – без сомнения честные мощи преподобного Иакова Железноборовского. После смерти преподобного над его гробом была устроена деревянная часовня. У честных останков святого, по молитвам к нему совершалось множество чудес. Когда в 1613 году польско-литовский отряд разорил обитель и сжег часовню над мощами, по-видимому, во время восстановления монастыря, мощи преподобного были обретены. Произошло это, как повествуют многие источники, 5 мая 1613 года. Мощи, видимо, были оставлены под спудом, так как в позднейших документах их местоположение определяется под спудом в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Воскресенский пишет, что мощи преподобного почивают в храме Рождества Богородицы «в недрах земли»[16]. Есть и более точное мнение: «Мощи его почивают под спудом за левым клиросом соборного храма»[17].

В рапорте игумена Паисия, приводятся сведения об особо почитаемых и значимых святынях Железноборовского монастыря, к коим относятся вериги преподобного, его нательный крест, камень и кольчуга, дарованная св. Иакову великим князем Василием Темным[18]. У Воскресенского находим уточнения: «Тяжелый дикий камень, имеющий около аршина длины, с изображением на нем креста Христова, начертанного каким-либо острым орудием, возлагавшийся Преподобным на выю во измождение плоти. – Вериги и крест, в память подвигов Преподобнаго и во освящение верующих, и ныне возлагаются на них, в особенности на болящих, при раке Чудотворца Железноборовского»[19]. О кольчуге: «хотя она и составляет, собственно, часть бранного вооружения, но, как предмет, коего касались длани Преподобнаго, освящена для почитателей его памяти. Некогда она также хранилась при раке его, но впоследствии была перенесена в монастырскую ризницу»[20].

Таким образом, вериги, крест, камень, кольчуга и деревянное Распятие – святыни, связанные непосредственно с преподобным Иаковом, - упоминались монашествующими и исследователями в первую очередь.

К другим реликвиям, упоминающимся в книге Воскресенского, относятся два интереснейших креста-мощевика. Первый - небольшой четырехконечный, сребропозлащеный крест с четырнадцатью частицами св. мощей: святителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, митрополитов Московских Петра, Алексея, Ионы, Филиппа, праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы, апостола Фаддея, великомученика Пантелеймона, великомученика Димитрия Солунского, равноапостольного князя Владимира, преподобного Ефрема Сирина и преподобной Марии Египетской. Крест врезан в обложенную серебряной ризой икону (8х7 вершков), находящуюся в металлическом киоте с изображенным вверху Спасом Нерукотворным и 14-ю избранными святыми на полях. Эта святыня была пожертвована в монастырь помещицей г. Нерехты Верой Васильевной Килениной[21].

Второй - восьмиконечный напрестольный крест в серебряном окладе с мощами 23 угодников: святых апостолов Андрея, Матфея, Марка, Иакова, брата Господня, великомученика Димитрия Солунского, мученика Нестора, великомученика Георгия Победоносца, великомученика Меркурия, пророка Даниила, священномучеников Василия Амасийского и Василия Агкирского, праведного Лазаря, святителя Арсения Тверского, великомучеников Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Пркопия, мученика Адриана, святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, преп. Евфимия Великого, великомученицы Евфимии, преподобного Ефрема Сирина и мученицы Феодоры. В верхней части креста вычеканено Распятие Господне, над ним – Господь Саваоф, по сторонам от Распятия Богоматерь и Иоанн Богослов, внизу – голова Адама, еще ниже – ангел с крестом. На лицевой рукоятке креста изображены орудия страстей Христовых. На оборотной стороне крест имел надпись: «В лета 7264 (1778) года Иуня 26 дня построен сей святой крест в пречестную обитель Честнаго и Славного пророка Иоанна Предтечи и Преподобнаго Иакова Игумена Железноборовского Чудотворца тщанием же обители игумена Досифея»[22].

На сегодняшний день не сохранилось практически ничего из былых монастырских святынь и сокровищ, и сведения, приводимые нами, почерпнуты исключительно из литературы и архивных документов. Исключение составляют лишь чудом сохранившиеся вериги преподобного Иакова, находящиеся в экспозиции Буйского краеведческого музея, рукописные Синодики Железноборовского монастыря середины XVII и второй половины XVIII вв.[23] (КМЗ КОК 627, КМЗ КОК 24419) и минея месячная 1541 г. из ризницы монастыря[24] (ГАКО. Ф. 558. Оп. 2. Ед.хр. 430). Подробной информации о судьбе огромного количества икон, церковной утвари, предметах монастырского быта в постреволюционное время, мы не имеем, зная лишь то, что «10 июня 1922 года из Железноборовского монастыря Ферапонтовской волости изъято ценностей: золота - нет, серебра – 23 фунта»[25]

Опубликовано: Светоч, №3. Кострома, 2008. С. 47-52.

[1] Иаков Железноборовский, преподобный. // Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждого сведения по всем важнейшим предметам богословского знания в алфавитном порядке с иллюстрациями и картами: В 12 т. / Т. VI: сост. под ред. проф. Глубоковского Н. Н. – СПб.: приложение к духовному журналу «Странник». - Ст. 112.

[2] Святые угодники Божии и подвижники Костромские. Их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. – Кострома, 1879. – С. 37.

[3] Румянцев П. Указ. соч. С. 18.

[4] Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь. Кострома, 2005 г., стр. 14.

[5] Голубинский Е.Е. Указ. соч. – С. 148.

[6] Иаков Железноборовский, преподобный. // Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждого сведения по всем важнейшим предметам богословского знания в алфавитном порядке с иллюстрациями и картами: В 12 т. / Т. VI: сост. под ред. проф. Глубоковского Н. Н. – СПб.: приложение к духовному журналу «Странник», 1905. - Ст. 112.

[7] Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – М., 1998. – с. 148.

[8] Там же.

[9] Матер. для ист. топогр. опис. прав. мон. В. Зверинскаго, СПб., 1893 г., ч. III, № 1639. Списки иерархов, П. Строева, 884, где Иаков Брылеев назван «преподобным».

[10] На иконе, имеющей 2 ½ арш. 13 вершк., (примерно 11х58 см, полностью совпадает с размерами надгробной иконы преп. Иакова Железноборовского – вкладом царя Михаила Романова, что, по нашему мнению, может свидетельствовать об одном времени создания этих икон, а возможно, и об одном вкладе - иг. Ф.) блаж. Иаков изображен в схимнических одеждах с открытою главою и развернутым свитком в руках. Строго-аскетическое, испещренное многочисленными глубокими морщинами, лицо его, обрамленное довольно длинною и несколько клинообразною седою брадою, показывает в нем человека не от мира сего, строжайшего аскета; чем долее всматриваешься, тем все более и более становятся очевидны сокровища необъятной его любви ко всему человечеству. – Икона облечена в медно-посеребренную ризу и украшена медно-позлащенным венцом. Древнее ея происхождение несомненно (Воскресенский, с. 82).

[11] КМЗ КОК, КГОХМ – аббревиатура Костромского объединенного историко-архитектурного и художественного музея – заповедника.

[12] Т.е. как у свт. Власия Севастийского.

[13] Подлинник иконописный. Месяц май, 5 день. Издание С.Т. Большакова под редакцией А.И. Успенского. М., 1998. с. 95.

[14] Воскресенский А. указ. соч. С. 82.

[15] Румянцев П. Указ. соч. С. 32-33. Вероятно, речь идет о тех самых 3 клеймах жития, описываемых у Жукова.

[16] А.Воскресенский. Указ. соч. С.74.

[17] МДА. XIX выпуск 1963-1967 гг. иеромонах Давид (Кузьмич). Курсовое сочинение по кфедре церковной археологии на тему: учники преподобного Сергия создатели русских обителей. Троице-Сергиева Лавра 1966-67 гг. г.Загорск. С. 89. Здесь автор ссылается на Троицкий патерик.

[18] ГАКО Ф. 130. Оп. 13. Д. 235. С. 18 – 19 об.

[19] Воскресенский А. Указ. соч. С. 84.

[20] Там же.

[21] Там же. С. 85.

[22] Воскресенский А. Указ. соч. С. 86.

[23] В фонде «Ценная и редкая книга» Костромского музея-заповедника.

[24] В Государственном архиве Костромской области.

[25] ГАКО Р – 6. Оп. 1. Д. 1230. ФП. Акты и переписка с Буйским уисполкомом о ходе работы по отобранию ценного церковного имущества в Буйском уезде. С. 47.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9