2001
|
|
|
Гарри Поттер и Философский камень / Harry Potter and the Philosopher’s Stone Экранизация
первой книги из серии о приключениях “самого обыкновенного мальчика”
Гарри Поттера в мире магии и волшебства ознаменовала собой начало
мировой истерии. Теперь каждый ребенок – даже не читавший книги – знает,
кто такие маглы и чье имя нельзя называть. Новая субкультура маленьких
чародеев приняла такой масштаб, что заставила Ватикан беспокоиться о
том, как бы книги Роулинг не “исказили христианское начало в неокрепших
душах”. Впоследствии, правда, вполне христианский финал серии заставил
Католическую Церковь занять более благосклонную позицию. |
2002
|
|
|
Звонок / The Ring Фильм, породивший целую
волну голливудских ремейков японских фильмов ужасов. К какой еще
культуре мог обратиться запад в поисках вдохновения и желания
испугаться? Смесь разнообразных народных представлений и синто породила
уникальный мир духов и демонов, особые практики очищения пространства и
успокоения «застрявших» в нашем мире душ. Японские фильмы ужасов пугают
своей реальностью. Именно им удается удивительным образом смешивать
современные технологии и самые древние страхи. Голливуд, к сожалению,
это обаяние передать так до конца и не смог, дав возможность маленькой
японской девочке убивать всех весьма «по-западному», заразив “ужастики”
вкусом к новой мистике. |
2003
|
|
|
Матрица: Революция / Matrix: Revolution В
эпоху господства пластмассы, кредитных карт и компьютерных технологий
человечество еще никогда не чувствовало себя столь оторванным от
реальности. Неудивительно, что новый Зион и новый спаситель, которых
явили миру братья Вачовски, мгновенно завоевали сердца
миллионов. Последняя часть трилогии избавила от мучений преданных
фанатов: мы больше не «батарейки» для машин, Нео действительно избранный
и “Добро пожаловать в реальный мир!”. Меняются декорации, но герой все
так же жертвует собой ради блага человечества. Как сказано в одной из
песен: «Раньше Иисус, теперь Нео мне дарит надежды». Успех “Матрицы”
показал, что массовое кино может быть источником не только развлечения,
но и фундаментом для формирования мировоззрения. |
2004
|
|
|
Страсти Христовы / The Passion of the Christ Режиссерский
дебют Мела Гибсона стал одной из самых скандальных экранизаций
библейского сюжета и уж точно самой кровавой. Поставив цель как можно
реалистичнее передать страдание спасителя, голливудский актер, по мнению
многих, перегнул палку. Особое обсуждение вызвал «антисемитизм»
режиссера, в котором его обвинили представители иудейской общины.
Несмотря на это, фильм вызвал множество положительных отзывов и
бесплатных показов, организованных христианскими общинами по всему миру.
Кому-то такое обучение новозаветной истории может показаться слишком
современным, но в кинотеатрах действительно присутствовали люди, которые
не знали «чем все закончится». |
2005
|
|
|
Хроники Нарнии: лев, ведьма и платяной шкаф / The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe Первая
из серии экранизаций блестящего цикла фэнтези-книг для детей “Хроники
Нарнии” Клайва Льюиса. Христианский бэкграунд вместе с греческой и
римской мифологией и английскими народными сказками создают удивительный
мир Нарнии, мир непрерывной борьбы добра со злом. В центре сюжета –
смерть льва Аслана – вполне прозрачный образ Христа, который не просто
жертвует собой, но и воскресает, даря миру возможность победить зло.
Фильм навлек на себя обвинения в расизме и гендерной дискриминации,
одновременно с этим, став одной из самых популярных христианских сказок о
“светлом, добром, вечном” в истории нового десятилетия. |
2006
|
|
|
Код да Винчи / The Da Vinci code
Мало фильмов христианская Церковь осуждала так сильно и в таком
единодушии. Причина в том, что художественный роман, по которому снят
фильм, восприняли чуть ли не как учебник истории, откровение,
рассказывающее о «правде», которую веками скрывала Церковь. И хотя книга
содержала множество фактических ошибок, а теория автора была весьма
хрупкой – да и отнюдь не новой – ученые, христианские деятели и
множество различных энтузиастов по всему миру принялись яростно ее
обсуждать и оспаривать. Чем и вызвали такой бурный интерес к ее
экранизации. Впрочем, популярно мнение, что следующий фильм, снятый по
роману Дэна Брауна, «Ангелы и Демоны» – это фактически публичное
извинение перед Католической Церковью. |
2007
|
|
|
Я – легенда / I Am Legend Врачи
снова заигрались в Бога и снова последствия ужасают: практически все
население планеты мутировало в кровожадных монстров. Сюжет похож на
классические зомби-фильмы. Последнее десятилетие вообще с особым
вниманием отнеслось к живым мертвецам: из вяло передвигающихся в поисках
мозгов трупов они превратились в бодро бегающих по главным площадям
мира и довольно организованных ребят, способных даже на вполне
человеческие чувства. Показательно, что фильм отличается от романа, по
которому был снят (осторожно, раскрывается сюжет!): если в
книге новое общество пораженных вирусом людей-зомби казнит последнего
человека и остается властвовать на планете, то режиссер предлагает нам
надежду, “Землю Обетованную” и героя-спасителя человечества. |
2008
|
|
|
Сумерки. Сага / The Twilight Любовный
треугольник вампира Эдварда, старшеклассницы Беллы и оборотня Джейкоба
не оставила равнодушной ни одну девушку планеты. Неожиданно, домохозяйка
из США вернула миру любовь к инфернальному, уже, казалось бы, остывшую
со времен «Дракулы» Френсиса Форда Копполы. Правда, безжизненную
кровососущую тварь из холодных склепов она представила семнадцатилетним
светящимся на солнце красавцем. В фильме мы видим итог длительной
трансформации, которую претерпел образ вампира в западной культуре:
иное, чужое вдруг стало не обязательно злым. Чужеродные элементы
культуры не только получают свое право на существование, но и становятся
желанным объектом. |
2009
|
|
|
Аватар / Avatar История проста, стара и
прекрасна, как мир. И вполне в духе New Age. C самого начала зрителю
ясно, что «наши победят». Вот только «нашими» становится народ племени
Нави, а не армия наемников, сильно смахивающая на армию США,
“освобождающую” какой-нибудь народ в американских блокбастерах по давно
изученному синопсису. Кемерон дает нам еще одну фантазию о том, как
стать новым существом, более совершенным, и его герой перерождается не
только духовно, но и в новом теле, по сути предав свою «человечность».
Описание религии населения Пандоры навлекли на режиссера обвинения в
пропаганде пантеизма и неоязычества и породили волну увлечения не
только новым фантастическим миром далекой планеты, но и его
посюсторонними аналогами. |
2010
|
|
|
Начало / Inception Еще никому не довелось
столько блуждать между правдой и вымыслом, сном и реальностью, на грани
сумасшествия, как герою Леонардо Ди Каприо. В фильме Нолана его герой
занимается внедрением идей. Именно они – идеи – являются самым ценным
достоянием и самым мощным оружием. Запад строит воздушные замки и
мучается, смотря, как они рушатся. Режиссер предлагает проникнуть в саму
суть человека, на берега его подсознания, чтобы посмотреть, как
рождается Идея. От блужданий в чужих снах героев спасают только личные
“фетиши”, маленькие предметы, которые определяют реальность
происходящего. Именно этот личный “фетиш” в конечном итоге и решает
судьбу главного героя. |