В Болгарии вышел первый том энциклопедии «Летопись Болгарской православной церкви»
События

Богатство этой книги в том, что кроме необходимой исторической части, в которой рассказывается о возникновении и развитии БПЦ с ІХ века по наши дни, представлены также патриарх, митрополиты и епископы, стоящие во главе христианского исповедания на болгарских землях.Волнующая прогулка по историческому прошлому БПЦ – дело одного из самых популярных болгарских историков и богословов профессора, доктора Георги Бакалова. В книге собрано более 3000 цветных иллюстраций храмов, монастырей, известных церковных личностей, а также фотографии миниатюр, произведений искусства, церковных ценностей и богослужебных принадлежностей, большая часть из которых публикуется впервые. Текст – на болгарском и английском языках. Альманах Болгарской православной церкви был представлен в Европейском парламенте в Брюсселе.

«Долгое время болгарская идентичность отождествлялась с православием, ‒ заявил в интервью «Радио Болгария» профессор Георги Бакалов. – Всегда существовало мнение, что православие в Болгарии, которое берет свое начало со дня создания церкви в 870 году, ‒ это неделимая часть болгарского самосознания. В этом смысле болгары, в особенности в недалеком прошлом, считали, что болгарином может быть только православный человек. Это смешение идентичности как национальной принадлежности и принадлежности к православию очень характерно для нашего региона и по той причине, что почти 500 лет балканскими народами правила иноверная, сильно отличающаяся и в культурном отношении, военно-административная и политическая система, какой была Османская империя. В православии заложена точка зрения болгар на государственность и по той причине, что болгарская церковь всегда была тесно связана с самим государством. Так что, когда мы говорим, например, о восходе Средневековой Болгарии во времена правления князя Бориса, царя Симеона, т. е., о так называемом Золотом веке, то включаем в это понятие и болгарскую церковь, ее восход.

Деятели болгарской книжности, создатели культуры были церковными деятелями в ту эпоху, поэтому участие церкви в истории Болгарии исключительно важно.Позднее, когда Болгария была покорена Византией в 1018 году, император Василий ІІ Болгаробойца сохранил автономию Болгарской православной церкви, и в этом смысле болгары пережили 165-летнее византийское владычество намного легче, чем после падения Болгарии под власть османских турок, когда была уничтожена независимость и болгарской церкви. В эпоху Возрождения (ХVІІІ-ХІХ вв.) велась борьба за болгарское просвещение, за независимую церковь и за политическое освобождение. Из них две были успешными. Были построены школы, дома культуры, библиотеки, сформированы театральные труппы и т. п. Был создан и Болгарский экзархат, как самостоятельная автономная церковь. Болгарам не удалось добиться собственными силами политической независимости. Они, однако, ощущали, что без независимой церкви, основывающейся на традициях прошлого, страна не может рассчитывать на процветание в будущем».

Предисловие к «Летописи Болгарской православной церкви» написано Его Всесвятейшеством Вселенским Патриархом Варфоломеем. Вот как объяснил этот факт профессор Бакалов:«Долгое время – с 1870 по 1945 гг. – Вселенская Патриархия считала болгарскую церковь схизматической. Лишь после отмены схизмы БПЦ получила возможность общаться с другими православными сестринскими церквями, и в 1953 году было восстановлено патриаршее достоинство Болгарии. То, что Вселенский патриарх Варфоломей написал предисловие к такому изданию, еще раз подтверждает установление хороших взаимоотношений между церковью-матерью и Болгарской православной церковью. Мы – часть большой православной семьи, и в этом и есть смысл обращения патриарха».

Составитель «Летописи Болгарской православной церкви» – церковный исследователь Борис Цацов. Вот что рассказал он о своей работе: «Я собирал информацию почти 4 года, ‒ рассказывает Борис Цацов. – В этой работе мне помогло очень много людей – почти все епархии страны, почти каждая митрополия предоставили мне предметы, материалы, фотографии. 90% церковной утвари не показывались до сих пор. Это не музейные экспонаты, речь идет об очень древних предметах, которые не выставляются, так как их очень легко повредить. Со мной работал большой коллектив, потому что одному человеку не под силу справиться с такой объемной работой».
Борис Цацов прикоснулся к тысячам предметам с историческим значением, но что вызвало у него особое благоговение? «Может быть, очень интересным для большинства людей будет то, что впервые публикуется Томос (указ) Вселенской патриархии с 1945 года, который отменял наложенную в 1872 году схизму, ‒ рассказывает Борис Цацов. – Это – официальное признание болгарской церкви автокефальной, т. е., независимой. Я был восхищен изящностью медальона с символом в центре, который носил Экзарх Иосиф, известный болгарский духовный предводитель. После его смерти он перешел к его духовному сыну – Врачанскому митрополиту Паисию, который завещал его Церковному музею».

Илиана Райчева
Перевод Десиславы Ивановой
Болгарское народное радио

Другие публикации на портале:

Еще 9