Агиографический образ Пермских Святителей Герасима, Питирима и Ионы. История канонизации
Доктор исторических наук протоиерей Алексий Марченко воссоздает образ Пермских святителей Герасима, Питирима и Ионы на основе летописных отрывков и преданий.
Статья

Местное почитание Пермских (Великопермских) Святителей Герасима, Питирима и Ионы установлено в 1607 г. соборным определением священномученика патриарха Ермогена. В том же году, по распоряжению патриарха и царя Василия Иоанновича Шуйского, Вологодский и Великопермский епископ Иоасаф написал ростовую икону трех Пермских Святителей, которая была поставлена над их общей гробницей в Усть-Вымском Благовещенском храме, служившем некогда их кафедральным собором[1]. Вероятно, вскоре после создания образа была начата запись чудес, совершавшихся по молитвам святых, и установлен день их общей памяти – 29/11 января[2].

Достоверно, что одновременное празднование трем Пермским Святителям возникло в подражание Восточной Православной Церкви, установившей память вселенских учителей – свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Помещая свой новый праздник в канун вселенского торжества трех святителей, Русская Церковь идейно подчеркивает свое духовное преемство с Восточной Церковью.

Почитание трех Пермских Святителей было отмечено строительством храмов. В Усть-Выми был построен храм в их честь, просуществовавший до сер. ХIХ в. В 1649 г. церковь пермским чудотворцам была устроена в вологодском архиерейском доме[3].

Агиография епископов Пермских связана со значительными трудностями. В отличие от свт. Стефана – просветителя пермских зырян, имеющего блестяще написанное пространное и подробное житие, составленное в ХV в. Епифанием Премудрым, его святые последователи по кафедре не нашли среди современников столь же талантливых свидетелей своих подвигов.

Спустя почти 80 лет со времени прославления, составлением житий Пермским Святителям занялся автор знаменитых Четьих миней свт. Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский (кон. ХVII в. – ХVIII в.). Ему удалось собрать лишь фрагментарные сведения о Герасиме, Питириме и Ионе, сохранившиеся в древних летописях, грамотах  и отчасти в преданиях. Находкой свт. Димитрия Ростовского стало краткое житие свт. Питирима, составленное вскоре после кончины святителя-мученика неизвестным духовным лицом из Москвы[4]. Столь долгое отсутствие пространного жития подтверждает версию, что почитание, установленное в 1607 г., носило местный характер. Постепенное расширение почитания связанно с многочисленными чудесами, совершавшимися по молитвам пермских святителей на протяжении всего ХVII века[5].   

Вслед за свт. Димитрием Ростовским в сер. ХIХ в. «Воспоминание о святых епископах Пермских Герасиме, Питириме и Ионе» составил Черниговский архиепископ свт. Филарет (Гумилевский). Этот труд был предпринят с учетом новых сведений о пермских святителях, ставших достоянием науки в XIX веке[6]. Необходимо отметить, что до настоящего времени сочинение свт. Филарета является лучшим повествованием о Пермских Святителях, как с агиографической, так и с исторической точек зрения. Жития святых, составленные во второй пол. XIX – нач. ХХ вв. А.Муравьевым, священником Иоанном Бухаревым, А.Н.Бахметьевой и др.[7] не имеют столь высокой научной ценности и в большинстве случаев представляют лишь перефраз в сокращении трудов свтт. Димитрия и Филарета.

Каким же представляется нам воссозданный из летописных отрывков и преданий облик Пермских святителей Герасима, Питирима и Ионы?

После кончины свт. Стефана Пермского, последовавшей в 1396 г., в Перми более 20 лет не было епископа. В январе 1398 г. епископом Пермским был избран и рукоположен Исаакий, но он  из Москвы на кафедру не приехал. Отсутствие в Перми архиерея породило беспорядки в новообращенной пастве и надежды сторонников язычества на возрождение древних верований. Этому способствовала активизация живших по соседству вогульских племен, совершавших набеги и принуждавших христиан к возвращению в язычество. Свидетель событий Епифаний Премудрый писал: «Великое было смятение в Земле Пермской[…], немалое разрушение учинилось, большая печаль у людей, великий плач и рыдание в церкви Пермской, поскольку опора церковная порушилась и столп церкви исчез[…]Еретики-волки, душегубы разбойники, иноязычники-вогуличи наступают, рать еретическая с большой злобой вооружается на Церковь, а воеводы нет, который бы орудием духовным ее разбил…»[8].

По данным Коми-Вымской (Вычегодско-Вымской) летописи, только в 1418 г. на Пермскую кафедру с центром  в Усть-Выми был поставлен епископ Герасим[9]. Предание говорит, что он был «муж святой жизни; с ревностью очищал он плевелы, появившиеся на ниве христовой»[10]. Его прибытие на Пермскую землю стабилизировало положение в епархии. Свт. Герасим принялся ревностно исполнять свои святительские обязанности. Проявляя заботу о своей пастве, он постоянно путешествовал по епархии и миссионерствовал среди язычников. Важнейшим направлением деятельности епископа в это трудное время была защита пермяков от  нападений соседей: вогулов, вятчан и новгородской вольницы. Защита христианского населения перед лицом внешней опасности становится дипломатической задачей епископа, так как  Москва была еще неспособна контролировать ситуацию на северо-востоке Руси.

Отсутствие сил для отражения нападений врага вынуждало епископа Герасима идти на крайние меры и  рисковать жизнью. Предание говорит, что во время одного из набегов вогулов святитель внезапно проник в их стан и явился свирепому вождю Асыке. Смелость епископа удивила князя язычников. Он внял его просьбам и убеждениям и велел дикарям удалиться в свои места.

После прекращения нашествия архипастырь занялся наведением порядка среди крещеных зырян. Проникая в самые глухие места, он оказывал помощь бедствующим и пострадавшим от нашествия[11]. Труды свт. Герасима утвердили христианство на Пермской земле. В 1429 г. митрополит Фотий писал о Перми: «Ныне страна чисто и православно совершает службу Божию по закону христианскому»[12].

Свт. Герасим был участником двух Московских соборов. Первый в 1438 г. осудил предателя православия, униата митрополита Исидора. Второй  в 1441 г.  определил избирать митрополита собором русских пастырей. Поездки в Москву свт. Герасим использовал для пользы своей епархии, ходатайствуя перед Великим князем о помощи, милостях и льготах[13].

В 1442–1443 гг. ревностный архипастырь запечатлел свою жизнь мученической кончиной[14]. По древнему преданию, возвращаясь из очередной поездки по епархии, «[…]на усть-вымском лугу, около усть-вымской крепости, за несколько стадий от соборной церкви, святой отец был задушен домочадцами невинно и скончался 24 января». По другим источникам святой стал жертвой происков сторонников язычества. Он был удавлен омофором рукою вогулича, принятого им на воспитание[15]. По версии авторов Вычегодско-Вымской летописи свт. Герасим был убит «земскими подъяками» в результате земельной распри, возникшей вокруг строительства храма на епархиальных владениях и выплаты руги для него[16].

Приемником свт. Герасима на Пермской кафедре был избран архимандрит Чудова монастыря Питирим, человек благочестивый и просвещенный, приближенный к великокняжескому двору. Известно, что, будучи священником, Питирим крестил в 1440 г. Иоанна III – сына Великого князя Василия Темного. Пахомий Логофет – автор жития свт. Алексия Московского – свидетельствует, что архимандрит Питирим составил краткое житие святителя Алексия и канон в похвалу ему.

Пахомий также говорит, что Питирим пострадал от княжеской смуты, устроенной  князем Димитрием Шемякой. «Иное извлек я из самого достоверного писания, архимандрита Питирима, бывшего потом епископом Перми[…] Сей епископ, и вместе мученик не только пострадал от неверных  за веру, но много претерпел бед и от князя, считавшего себя верным[…], который осквернил себя кровью братнею»[17].

Раздоры русских князей в борьбе за великокняжеский престол спровоцировали новые набеги остяков и вогулов во главе с князем Асыкой на земли зырян. На этот раз усмирить дикарей решили новгородцы, владевшие землями по рекам Ваге и  Двине. В 1446 г. 3000 новгородских дружинников под командованием Василия Своеземцева и Михаила Яковлева вторглись в земли вогулов и дошли до Урала. Воинственный князь вогуличей Асыка был взят в плен и  принужден дать клятву более не тревожить христиан.

Перемирие позволило епископу Питириму заняться устроением церковной жизни в своей епархии, проявить заботу о пастве. В 1447 г. он прибыл в Москву, чтобы  ходатайствовать перед Великим князем Василием Темным о помощи зырянам. По его просьбе пострадавшим были уменьшены подати и отправлены подарки от семьи Великого князя. В 1448 г. епископ Питирим принял участие в церковном соборе, избравшем митрополитом Киевским и всея Руси свт. Иону.

В мирные годы святитель Питирим неутомимо учил и просвещал свою паству, объезжал селения пермяков, распространял духовные книги. Древнее житие святителя говорит, что он любил проповедовать не только в церквях, но и на открытых местах, в окружении большого количества народа.

Характерной чертой подвига свт. Питирима является миссионерская направленность его деятельности. Апостольская ревность влекла его к соседним народам. Вычегодско-Вымская летопись свидетельствует, что свт. Питирим впервые вышел с проповедью за границы своей епархии и крестил жителей соседней Перми Великой и ее столицы Чердыни. «Летом 1455 приезжал владыка Питирим в Великую Пермь на Чердынь крестить ко святой вере Чердынцев»[18].

Его миссионерский талант был настолько ярким и сильным, что даже враги зырян – вогулы, жившие по соседству, под его влиянием стали постепенно обращаться к христианской вере. Успешная проповедь свт. Питирима среди вогулов вызвала ненависть князя Асыки. Войдя в союз с вятчанами, свирепый вождь вновь возобновил набеги на земли зырян.

19 августа 1455 г., в воскресный день, отряд вогулов тайно подплыл к Усть-Выми на плотах и проник в город, творя убийства и погромы. Главной целью этого набега была расправа над епископом Питиримом. В древнем житии свт. Питирима содержится краткое описание его мученической кончины. «И пришли тайно вогуличи в страну и предали многих смерти; сего же святого, схватив на пути, как овча, предали особенно мучительной смерти, наученные сатаною»[19].

Архангельский летописец говорит, что кровожадные дикари застали святителя врасплох за молитвой в храме. Они бросились на беззащитного старца, избили, изранили, лишили его жизни и бросили святое тело его на мысу. В течение 40 дней, в знойное время, тело епископа Питирима лежало на месте убийства нетронутое тлением. Из ближних и дальних мест стали стекаться жители, чтобы поклониться нетленному святителю[20].

В 1455 г., после убийства свт. Питирима, Пермскую кафедру занял свт. Иона. Его прошлое неизвестно. Очевидна его близость к властным кругам Москвы и митрополиту Ионе. Новопоставленному Пермскому архипастырю было суждено стать очевидцем и участником последовавшего в 1459 г. болезненного для Русской Церкви разделения на Киевскую и Московскую митрополии. Как убежденный противник униатства и сторонник церковного единства, Иона вместе с другими епископами 12 декабря написал увещание литовским архиереям хранить верность православию и не принимать ученика митрополита Исидора – Григория Болгарина[21]. На соборе 1461 г., избравшем Митрополитом Московским и всея Руси Ростовского архиепископа Феодосия (Бывальцева), свт. Иона Пермский объявлял волю почившего митрополита Ионы о приемнике.

Епископу Ионе довелось святительствовать в благоприятное время. В 1458 и 1459 гг. московские власти всерьез озаботились положением северо-восточных границ государства. Посланная Великим князем Василием Темным сильная московская рать покорила вятчан, обязав платить дань Москве. Новгородцы и устюжане окончательно разгромили вогулов, установив мир на многие годы на многострадальной пермской земле.

Это важное обстоятельство открыло широкие возможности для апостольской деятельности святителя. Главной заслугой свт. Ионы стало окончательное обращение ко Христу жителей Перми Великой, населенной коми-пермяками, остяками и вогулами. Иона блистательно завершил дело, начатое свт. Питиримом, крестив в 1462 г. князя Перми Великой с именем Михаил и его ближайших подданных. Вычегодско-Вымская летопись так повествует об этом историческом событии: «В то же лето владыка Иона добавно крестил Великую Пермь, поставя им церкви и княжат Михайловых крестил»[22]. Вслед за обращением зырянской знати началась христианизация простого народа Перми Великой. В новопостроенные храмы из Усть-Выми были направлены священники. Начало монашества было положено возникновением Иоанно-Богословского мужского монастыря в Чердыни и обители Св. Троицы на р. Печере. В 1470 г. после многих архипастырских трудов свт. Иона преставился в Усть-Выми и был погребен рядом со свтт. Герасимом и Питиримом в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе[23].

Таким образом, Пермские святители Герасим, Питирим и Иона являются не только приемниками по кафедре, но и продолжателями миссионерско-просветительской традиции свт. Стефана Пермского. Ее характерными чертами являются: отказ от насильственных мер по отношению к обращаемым в христианство язычникам и приверженность исключительно делу проповеди Слова Божия. В основе их архипастырского подвига лежат: личная готовность к самопожертвованию, активная просветительская работа среди населения, опора на туземное духовенство, отеческая забота о пастве и ее защита от внешних врагов. Дальнейшая христианизация зырян, вогулов, остяков и других финно-угорских народов, проживавших за пределами Усть-Вымской епархии (территория современной Сыктывкарской епархии. – прот. А.М.)  запечатлена печатью мученичества. Святая кровь Священномучеников Герасима и Питирима стала духовным фундаментом успешного крещения населения Перми Великой Чердыни (территория современной Пермской епархии. – прот. А.М.) свт. Ионой Пермским.


[1] Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998.С.121-122.

[2] Православная энциклопедия. М., 2006.Т.ХI.С.150.

[3] Суворов Н.И. Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии//Вологодские епархиальные ведомости. Вологда, 1865.№22.С.862.

[4] Жития Святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Книга дополнительная вторая. М., 1916. С.186-192.

[5] Чудеса иже во святых отец наших великих чудотворцев, епископов Усть-Вымских и Великопермских Герасима и Питирима и Ионы. Российская государственная библиотека - РГБ.Ф.1731. №202.Л.292-301; Ф.199.№114; Государственный архив Вологодской области – ГАВО.Ф.883.Оп.1.Д.183.

[6] Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб.,2008.С.61-65

[7] Муравьев А. Жития святых Российской Церкви, также Иверских и славянских, и местночтимых подвижников благочестия. СПб., 1847; Бухарев И., свящ. Жития всех святых, празднуемых православною Греко-российской Церковью и сказания о всех праздниках православной Церкви и чудотворных иконах Пресвятой Богородицы. М., 1900; Бахметева А.Н.Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству Четьих-Миней. М.,1858-1860, 1913.

[8] Епифаний Премудрый. Плач Пермской церкви, когда она овдовела и плакала о своем епископе./Святитель Стефан пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. СПб., 1995. С.225.

[9] Флоря Б.Н. Коми-Вымская летопись//Новое о прошлом нашей страны: Сб. статей памяти акад. М.Н.Тихомирова. М., 1967.С.227-231.

[10] Филарет (Гумилевский), архиеп.. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб.,2008.С.61

[11] Там же. С.62

[12] Слово о исхождении Св. Духа /Фотий, митроп. Киевский и всея Руси. Книга, глаголемая Фотиос. М., 2005.С.78

[13] Жития Святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Ук. соч. С.188.

[14]Романова А.А. Герасим. Православная энциклопедия. Т. М., 2006.С.150.

[15] Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб.,2008.С.62

[16] Доронин П.Г. Документы по истории коми: Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись. //Ист.-филол. Сб. КФАН СССР. Сыктывкар, 1989.С.261.

[17] Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб.,2008.С.62; Жития Святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Ук. соч. С.189.

[18] Доронин П.Г. Документы по истории коми: Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись. //Ист.-филол. Сб. КФАН СССР. Сыктывкар, 1989.С.262.

[19] Жития Святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Ук. соч. С.191.

[20] Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 2008.С.64.

[21] Там же С.64.

[22] Доронин П.Г. Документы по истории коми: Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись. //Ист.-филол. Сб. КФАН СССР. Сыктывкар, 1989.С.262

[23] Жития Святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Ук. соч. С.192.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9