Практические методы приходской миссии в Ташкентской и Среднеазиатской епархии
Протоиерей Сергий Стаценко, проректор по учебной части Ташкентской духовной семинарии, председатель Просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатской епархии, делится успешным опытом ведения миссии, в том числе и внутренней, и вносит конструктивные предложения по организации просветительской работы в Церкви.
Статья

«…Слово Божией правды сегодня должно быть очень убедительным для людей. Люди должны услышать - современные люди, которые оторваны от традиции христианской жизни, от религиозной традиции, оторваны временем и не только временем, не только тяжелыми десятилетиями, которые наша страна и наша Церковь пережили. Сегодня в мировом масштабе происходит отрыв от религиозного наследия. Современное общество - это нерелигиозное общество, это общество, которое ставит в качестве главного критерия добра, основного критерия истины человеческую личность. И если об этом задуматься, то это колоссальной силы отрицательный вызов»,[1] - этим высказыванием святейший Патриарх Кирилл обозначил одну из главных проблем современной Русской Православной Церкви.

Годы тотального давления коммунистической идеологии, основанной на абсолютном атеизме, в значительной степени сумели выполнить задачу по формированию населения с новым типом сознания, оторванного от духовного наследия своих предков. Воспитание поколений в духе богоборчества, а также усилия государства, направленные  на внешнее уничтожение и внутреннее разложение Церкви, привели к тому, что Церковь была буквально обескровлена по всем направлениям ее жизни, последствия чего не могут быть изжиты до сих  пор.

«В России происходит трудный, но необходимый переход от прежней идеологической и социально-экономической системы к нормальному укладу жизни. А наряду с этим имеет место и трансформация всего национального и культурного самосознания народов наших государств. Старое отмирает, а новое еще не вполне родилось. В этих условиях, особенно, если иметь в виду более чем семидесятилетнюю оторванность народа от его исконных традиций, многие люди мировоззренчески растерялись, оказались в духовном вакууме. Такие люди составляют едва ли не большинство членов общества, и это весьма заботит Церковь, ибо вакуум неизбежно будет заполнен, и мы уже видим, как он заполняется разного рода влияниями разрушительными для человеческой личности и для всего народа. Особенно тревожит нас то, что в условиях такого вакуума катастрофически падает уровень нравственного состояния людей, что в значительно степени провоцируется волной пропаганды агрессии, вражды, ненависти, насилия, бессовестной порнографии, преступного образа жизни».[2]

После распада СССР Церковь получила достаточную независимость для проведения внутренней и внешней политики. Насущная необходимость заставила сконцентрировать внимание руководства Церкви на восстановлении штата окормляющей иерархии, возобновлении богослужебной и приходской жизни на местах, строительстве храмовых комплексов. В этот период, к сожалению, не проводилось планомерной работы по приобщению людей к христианскому православному вероучению, основанному на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа. «Возникла парадоксальная ситуация необходимости "второй христианизации" народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви и масштабы этой "второй христианизации" беспрецедентны».[3]

Важно отличать катехизацию или внутреннюю миссию от собственно миссии. Миссия в обычном значении этого слова в первую очередь направлена на иноверную среду людей, при условии, когда внутри собственной конфессии состояние адептов в области веры и воцерковленности достаточно благополучное. Миссия ограничивается тем, что обращает в веру и только подводит к порогу Церкви неофитов. Внутренней миссией[4]  называют миссию внутри формальных, официальных границ Православной Церкви, т.е. обращения к тем, кто как бы "числится" в Церкви, будучи крещен, но не просвещен, такую миссию принято называть катехизацией.

Опираясь на сказанное, достаточно очевидным становится вывод о том, что в настоящее время Церковь нуждается не только в возрождении миссионерской работы как таковой, но также в выработке практических методов ведения миссии, в том числе миссии внутренней. Разговор о миссионерских методах может показаться слишком отдающим «техницизмом», даже «сектантством». Но как показали предшествующие годы, высокие теоретические рассуждения и обращение к историческим прецедентам ненамного сдвинуло ситуацию с воцерковлением номинально православных христиан. Представленное сегодня на съезде второе издание учебника по миссиологии было освобождено от исторической части, с переносом акцентов на практическую методологию,[5] что является, по сути, знаковым явлением для современного миссионерского служения. Актуальность методического подхода к проповеди Благой Вести видна хотя бы в сравнении с сектантским движением, располагающим примитивным богословием одновременно с мощной практикой проповеди[6] – и даже в условиях гносеологического превосходства в отношении успешности миссии мы им пока проигрываем…

 

Среди других епархий Русской Православной Церкви Ташкентская и Среднеазиатская стоит в уникальном положении. Уникальность заключается в том, что сначала в Узбекистане, а затем в Таджикистане и Кыргызстане, была запрещена миссионерская и прозелитская деятельность. Данная ситуация в Узбекистане была вызвана лавинообразным нарастанием «ваххабитствующего» религиозного экстремизма, основным фактором распространения которого и служила неконтролируемая сектантская пропаганда. Во избежание религиозных конфликтов было принято в принципе единственно верное решение о запрете миссионерской деятельности для любых конфессий.[7] В Таджикистане и Кыргызстане запрет на миссионерскую деятельность был вызван активной деятельностью не только мусульманских сект, но и «христианских» постпротестантских религиозных деноминаций тоталитарного характера. Важно отметить, что запрет на миссию не распространяется на территорию самих  религиозных организаций, то есть проповедь не имеет никаких ограничений в храмах, на объектах «конфессиональной инфраструктуры», культурных центрах религиозных общин, в арендованных для «внутреннего» пользования помещениях вне религиозной организации.

По указанным причинам миссия, а правильнее сказать – внутренняя миссия, адресованная к православным по происхождению, но не воцерковленным людям, в Средней Азии может носить только приходской характер. Возможно, кто-то эту ситуацию оценит однозначно негативно, но исходя из нее Ташкентская и Среднеазиатская епархия нарабатывает бесценный опыт приобщения и возвращения к деятельной церковной жизни во Христе духовно блуждающих и потерявшихся для Господа людей. Структурой, которая решает эту и массу смежных задач, которые тоже можно назвать миссионерскими, является епархиальный Просветительский отдел, председателем которого является автор данного доклада.

 

Просвещение через культуру

В мае 2007 года в Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию приехала съемочная группа программы ТВЦ «Православная энциклопедия» для съемки сюжета о епархии. 13 мая состоялся литературно-творческий вечер под названием «Интеллигенция в современном мире», куда в качестве выступающего был приглашен глава съемочной группы и ведущий программы протоиерей Алексий Уминцев. В своем выступлении о. Алексий высказал  замечательную мысль о том, что в «современных условиях Церковь может беседовать с секуляризированным обществом только языком культуры».  Можно добавить, что языком культуры наиболее эффективно Церковь беседует с интеллигенцией.

Достаточно эффективной формой катехизации является культурно-массовая работа, проводимая Ташкентской и Среднеазиатской епархией в Ташкенте и Бишкеке, в столичных городах, где сконцентрирована большая часть русскоязычного, то есть номинально православного населения, проживающего в национальных республиках Средней Азии. Ежегодно к праздникам Пасхи и Рождества Христова епархия арендует на платной или благотворительной основе крупные концертные залы или театры, где проходят праздничные концерты. В программу концертов включаются как светские, так и духовные вокальные произведения, хореографические и поэтические номера. В программы включаются как классические, так и эстрадные произведения, что делается с учетом эстетических запросов всех категорий публики.

Концерты проводятся в открытом режиме, то есть бесплатно для всех желающих. Но здесь сразу возникли определенные издержки, поскольку практически сразу зрительные залы не имели возможности вместить всех. По этой причине доступ стал проводиться по пригласительным билетам.

Катехизаторское значение на концертах имеет религиозная составляющая программы, где до зрителей в ненавязчивой форме доносится необходимость быть «ближе к Богу», необходимость стать верным чадом Церкви, показывается красота Православия и его радостное содержание.

На концерты приглашаются все желающие. С недавнего времени упор стал делаться на присутствие на концертах молодежи. Распределение пригласительных билетов проводится также через общественные организации, национальные общественные центры. На концерты с большим желанием приходят даже представители руководства государственных учреждений, которые исповедуют ислам. Данное обстоятельство объяснимо тем, что концерты, проводимые Церковью, отличаются нестандартностью подхода, разнообразием в программе и, несомненно, глубоким духовным содержанием.

Еще одной регулярно проводимой культурной акцией является постановка просветительским отделом… православных мюзиклов. На фоне современных ритмов в профессиональных композициях, созданных студентами и преподавателями Ташкентской семинарии, а также слушателями воскресных школ преимущественно в притчевой форме, проводятся идеи величия Божия, главенства Любви, не омраченной страстью, раскрывается вероучение Церкви.

Невозможность проповеди на молодежных концертных площадках Узбекистана компенсируется концертными проектами, которые проводятся на площадках Церкви. Большим подспорьем в этом отношение является наличие в Ташкенте и Бишкеке вместительных конференц-залов с оборудованными сценами, где  может разместиться профессиональная аппаратура. Так, на наших площадках выступала известная узбекская группа «Ялла». Хорошие отношения Церкви с дипломатическим миссиями позволяют приглашать для выступления в наших залах профессиональных артистов из ближнего и дальнего зарубежья. В период  пасхальных праздников в 2010 г. в Ташкенте были даны концерты российских профессиональных исполнителей, приезд которых был организован фондом св. Андрея Первозванного. В октябре 2010 г. с сольными гитарными композициями выступал известный чешский рок-музыкант Павел Ване. В этом отношении можно приводить массу других примеров. Перед каждым концертом священнослужители обращаются к аудитории с небольшим по времени вступительным словом.

 

Духовно-просветительские беседы

В 2002 году Просветительским отделом был запущен проект регулярно проводимых вечеров «Встречи с духовным наследием». Каждый вечер представляет собой тематическую творческую встречу со зрителями, где священнослужители, а также миряне, имеющие соответствующие теме вечеров знания и опыт, ведут выступление по определенной тематике.

Темы, освещаемые на вечерах, имеют самую разнообразную направленность: начиная от догматического учения Церкви, заканчивая христианским взглядом на различные общественные и бытовые явления в жизни людей. По окончании лекционной части аудитории предлагается вступить в живой диалог с выступающими, задавая им вопросы или же высказывая свое мнение по содержанию лекции.

Лекция и диалог составляют первую часть вечеров. Вторая часть носит более «развлекательный» характер и по этой причине привлекает много невоцерковленных людей, в основном интеллигенцию. Эта часть выделяется на выступление вокально-хоровых и эстрадных коллективов, творческие выступления местных поэтов и прозаиков, декламаторов, проводятся небольшие по времени театрализованные постановки. Несколько позже с приобретением соответствующего технического оснащения во второй части вечеров стали демонстрироваться документальные и игровые[8] фильмы христианско-нравственного и познавательного содержания. Введение видеоряда существенно усилило привлекательность вечеров.

Со временем для выступления во второй части вечеров буквально выстроилась очередь деятелей творчества и творческих коллективов, что позволяет организаторам вечеров вести отборочную работу для повышения уровня профессионализма и качества выступлений. Вместе с этим, творческие коллективы, порой нуждаясь только в зале для своих выступлений, а не в соприкосновении с верой, приводят собственную, как правило далеко «нецерковную» аудиторию. Это дает организаторам бесед возможность выйти за рамки сформированной общины слушателей, обратиться к новой аудитории, которая тоже принимает семена благовестия.

Через некоторое время в рамках проведения подобной работы были организованы литературно-творческие вечера, имеющие несколько тематических направлений, например «Галерея русских писателей в свете истины Христовой». Данные вечера сориентированы большей частью на городскую интеллигенцию, имеющую более высокий образовательный ценз и «изощренные» культурные запросы. Соответственно аудитории строится и профессиональный уровень выступлений. Организаторами Литературно-творческих вечеров была изыскана возможность для выступления во второй части солистов ташкентского Государственного академического театра им. А.Навои. Успех проекта позволил его организаторам создать новый епархиальный отдел с «культурным» направлением работы.

 

Благовестие детям

Культурной катехизаторской работой, обращенной по преимуществу к детям, является проведение Ташкентской и Среднеазиатской епархией ежегодных конкурсов-выставок Пасхального творчества. Поначалу, с середины 90-х годов, конкурс проводился как приложение к Пасхальным концертам, проходившим в театральных центрах Ташкента. С 2005 года конкурс стал проводиться в здании Духовно-административного центра Ташкентской и Среднеазиатской епархии. В разные годы конкурс имел различные организационные формы. К настоящему времени оценке жюри представлены пять творческих номинаций: «Роспись и украшение пасхальных яиц», «Выпечка пасхальных куличей», «Прикладное творчество (поделки)», «Изобразительное искусство» и «Иконография».

Ежегодный конкурс, проводимый Церковью, стал пользоваться буквально ажиотажной популярностью не только среди детей и детских творческих коллективов, но в неменьшей степени среди взрослых. По этой причине все указанные номинации конкурса разделили на взрослую и детскую возрастные группы, где работы оцениваются отдельно друг от друга.

Призовой фонд конкурса поначалу формировала епархия. Со временем активно подключились и различные коммерческие и общественные организации. Так, одна кондитерская фирма выделяла на благотворительной основе продукцию своего производства. Представительство «Россотрудничества» (бывший «Россзарубежцентр») регулярно выделяет в качестве призов художественную и познавательную литературу. Практикуются и другие формы сотрудничества.

Собственно катехизаторским значением конкурса является стремление участников выделить в своих работах христианскую тематику, для чего им приходится либо самостоятельно, либо при консультативной помощи священно- и церковнослужителей получать знания из христианского вероучения. Отраден факт того, что в конкурсе с большим энтузиазмом участвуют дети и взрослые мусульманского вероисповедания. И среди их  работ нередко можно встретить работы, сделанные по христианским мотивам.

Во время работы конкурсного жюри также практикуются отдельные формы катехизации. После того как экспонаты размещены на стендах и прошел предварительный смотр, все участники и зрители, которые в своем большинстве представляют собой невоцерковленную творческую интеллигенцию и педагогов, приглашаются, чтобы не мешать работе судейской коллегии, в конференц-зал, где организаторами проводятся небольшие выступления просветительского характера, концерты с программой православного содержания, демонстрируются соответствующие видеофильмы.

Катехизаторский момент присутствует и по отношению к жюри, в которое обычно приглашают видных общественных и государственных деятелей, представителей творческой интеллигенции, искусствоведов и педагогов – в своем большинстве светских, далеких от Церкви людей. Волей или неволей этим людям приходится сталкиваться с христианским содержанием творческих работ, что, по сути, является проповедью в зрительных образах. Подобное «свидание» с христианством, по свидетельству автора, приносит достаточно много добрых плодов.

Важную роль в детском воцерковлении играют приходские воскресные школы. В рамках работы воскресной школы при ташкентском кафедральном соборе действует православный патриотический клуб, где дети и молодежь в ненавязчивой форме осваивают историю становления через православное христианство Великой России, в рамках  христианского содержания приобретают практические навыки по основам безопасности жизни (выживание в экстремальных условиях, ориентирование по местности, основы пищевой безопасности и т.д.), участвуют в освоении боевого оружия на стрельбах, осваивают прыжки с парашюта. Замечательно, что этот клуб возглавляет клирик ташкентского кафедрального собора. Данные формы работы с подрастающим поколением, сопряженные с христианской проповедью, дают полноценные плоды, одним из которых является желание ребенка жить в церковной ограде.[9]

 

Наука и религия

С мая 2007 года по инициативе преподавателей Ташкентской Духовной семинарии, поддержанной митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром, стали проводиться ежегодные Востоковедческие чтения памяти выдающегося просветителя Туркестанского края, выпускника Казанской Духовной академии  Н.П. Остроумова. Еще один проект – чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «Просвещение – Православие – Восток» стартовал в мае 2008 года. Задачей Кирилло-Мефодиевских чтений стало максимальное сближение православного богословия и светских гуманитарных наук.

Чтения изначально были задуманы не как узкоцерковное мероприятие, но как полноценная научная конференция, куда привлекаются ученые востоковеды, историки, этнографы, филологи, богословы (в том числе и мусульманские), исламоведы и другие деятели науки соответствующего чтениям профиля. Специальным образом было оговорено, что научным куратором чтений является Ташкентская Духовная семинария, руководство и преподаватели которой являются организаторами и участниками чтений. Тематика Востоковедческих чтений охватывает широкий круг тем, где определяющими являются следующие направления: Узбекистанско-российские культурные, хозяйственные и научные связи; жизнь и деятельность выдающихся востоковедов в Средней Азии; добрососедские взаимоотношения Православия и Ислама в Средней Азии, традиции толерантности в условиях многоконфессионального общества; просветительская деятельность Русской Православной Церкви на Востоке, история и современное состояние Ташкентской и Среднеазиатской (Туркестанской) епархии; и др.[10]

Первые же чтения привлекли достаточно большой состав ученых, имеющих большую известность на пространстве стран СНГ и в «дальнем» зарубежье. Привлекающими для ученых факторами были: во-первых, новизна формата среди подобных мероприятий; во-вторых, возможность высказываться более объективно, остро и без идеологических ограничений, которые существуют вне Церкви; в-третьих, желание представителей светской науки узнать точку зрения на уже известные, однозначно освещенные исторические события, биографии различных исторических личностей с позиций Церкви; в-четвертых, возможность публикации в сборнике материалов чтений, который распространяется на широком пространстве канонической территории Русской Православной Церкви.

Резонанс и признание чтения получили в 2008 году после выхода сборника, когда на участие в третьих планируемых чтениях стали делать заявки российские и зарубежные ученые, имеющие достаточно большой авторитет в академической среде.

 

Храмовые формы просветительской работы

Одной из форм просветительской работы в храмово-богослужебной жизни Церкви является практика, введенная относительно недавно в Свято-Успенском кафедральном соборе. По благословению правящего архиерея, который является настоятелем собора, в череде седмичных священников был введена еще одна штатная должность - дежурный в храме. В обязанности дежурного священника входит постоянное присутствие в храме в специально выделенном месте, обозначенным табличкой, где он дает консультации приходящим в храм людям по различным вопросам, касающихся храмового этикета, вопросов духовной жизни, кратких катехизических сведений; в случае необходимости священник проводит исповедь нуждающихся в этом таинстве людей. Продолжительность бесед с людьми может значительно варьироваться по времени и определяется самим священником. Приходящих в храм людей о наличии дежурного священника извещают развешанные в нескольких местах объявления.

Данная практика в очень скором времени дала свой положительный эффект. По отзывам людей, они по меньшей мере теряют значительную часть своей скованности и комплексов при вхождении в храм. Наличие дежурного священника освобождает приходящих от «консультаций» и нападок т.н. «храмовых бабушек», что позволяет прихожанам избежать травмирующих душу искушений, после которых часто пропадает желание придти в храм и в следующий раз. Практика показывает, что подобная форма малообязывающего с обеих сторон общения приобретает достаточно большое количество сторонников. Некоторые из невоцерковленных людей в подобных беседах со священником находят для себя мотивацию последующих визитов в храм, что позволяет постепенно и безболезненно воцерковить человека, приучив его к евхаристической жизни.

В течение нескольких лет при Свято-Успенском соборе города Ташкента и еще больше по срокам в Свято-Воскресенском соборе г. Бишкека (столице республики Кыргызстан) проходят т.н. Огласительные беседы. Концепция бесед изначально предполагала подачу катехизических поучений для тех людей, кто готовится к принятию Таинства Крещения (в том случае, если крещение принимает младенец, то беседы проводятся с предполагаемыми восприемниками). Но со временем функция Огласительных бесед была вынужденно расширена. Откликаясь на объявления, развешанные на территории храмового комплекса, приходили люди, которые имели вопросы более «глобального» характера, то есть по многим другим направлениям христианской жизни. Среди слушателей бесед четко определилось несколько категорий: люди, которые готовятся ко крещению; молодые люди, готовящиеся к принятию Таинства Брака; прихожане, желающие побеседовать по личным проблемам в духовной и бытовой жизни; бывшие и действительные сектанты, желающие инкогнито выслушать позиции православия по определенным вопросам или же вступить в обличительную полемику; пожилые люди и люди с психическими расстройствами, для которых по-большому важно не содержание беседы, а возможность пообщаться и привлечь к себе и к своим нуждам внимание. Соответственно этому и расширяется тематика бесед, которая должна охватывать все категории присутствующих.

Попытка фильтрации слушателей по категориям, которые предполагалось принимать в различное время или в разных помещениях, не увенчалась успехом. По этой причине ведущий беседу священно- или церковнослужитель заранее определяет для многочисленной аудитории порядок своего выступления, где приоритет отдается собственно оглашению крещаемых и наставлениям к готовящимся принять какое-либо из церковных Таинств. После этого беседа переходит на темы, определяемые вопросами присутствующих. В беседах ведущий старается охватить вопрос обстоятельно. Но практика показала, что отступления и дополнения не позволяют слушателям запомнить излагаемые сведения. Поэтому оглашающий должен свое выступление заранее распланировать в виде тезисов, которые излагает по порядку, согласно догматическому учению Церкви.

Практика показывает, что проводить беседы в течение продолжительного периода возможно на приходе, где сформирована крепкая община, члены которой могут подготовить человека к необходимости продолжительной катехизации. В населенных пунктах, где расположены крупные многоклирные соборы или же несколько храмов, людей труднее убедить в предварительной катехизации перед крещением, так как у них есть возможность выбора других храмов или священников, предъявляющих менее строгие требования (или вовсе никаких требований) в отношении подготовки к принятию Таинства.

Огласительные беседы проводятся в специально выделенных помещениях два раза в неделю в определенные дни и в определенное время, что оговаривается в объявлениях.

Среди слушателей Огласительных бесед не все являются «одноразовыми» посетителями. Часть слушателей проявляет большую заинтересованность, что выражается в регулярном посещении Огласительных бесед и активном участии в них. Со временем эта категория слушателей переводится во взрослую группу Воскресной школы, где уже основательно ведутся тематические занятия.

Для корректного, без столкновения с законодательством, оповещения православного населения о проводимых Просветительским отделом епархии акциях применялись несколько методов. Самый простой способ: на проводимых отделом мероприятиях сотрудники отдела обращаются к участникам и слушателям с просьбой приглашать своих близких и соседей в храмы с целью более полного знакомства с христианством. Хорошую эффективность показала раздача распечатанных на обычном принтере листовок среди приходящих в храм людей, где рассказывается о том, какие культурно-просветительские программы проводит Просветительский отдел, с указанием времени и места их проведения. Листовки, озаглавленные «Православным о православии», раздаются в воскресные и праздничные дни, а также на Пасху и на Крещение, когда «наплыв» невоцерковленного народа в храмы наибольший.

«Листовочная» работа проводится накануне Пасхи, Рождества и Богоявления, которые известны обилием в храме пьяной молодежи. В листовках публикуются короткие статьи, обличающие или высмеивающие порок пьянства, показывается отношение Церкви к этому явлению, печатаются призывы к соблюдению трезвости в эти светлые дни.

 

Просветительская работа в СМИ

Сразу после наступления пресловутой «Перестройки» Ташкентская и Среднеазиатская епархия учредила собственный печатный орган – газету «Слово Жизни». В этом издании размещался в принципе привычный  набор  публикаций, который можно видеть во многих «нецентральных» изданиях  подобного рода. В 2001 году к газете  было  создано приложение – журнал «Восток Свыше», который в силу своей специфики, ориентированной на гуманитарные науки, востоковедение, философию и богословие, приобрел огромную популярность среди образованных читателей нашей епархии, в том числе и иноверцев. Приблизительно с этого же времени стали проводится эксперименты с обретением «нового лица» епархиальной газеты. К настоящему времени газета приобрела более «молодежный» вид, со своими постоянными авторами, динамичной подачей публикаций, ориентацией публикаций на «злобу дня». Кроме этого, в газете размещаются интернет-дайджесты и перепечатки трудов популярных публицистов-миссионеров (А.И. Осипова, протодиакона Андрея Кураева и др.), что имеет свой положительный эффект.

Большую популярность среди прихожан и нецерковной молодежи приобрел журнал «Пятый элемент», созданный как площадка для общения и высказывания своих мыслей студентами Ташкентской семинарии, слушателями воскресных школ и приходской молодежью епархии. Журнал, отличающийся оригинальным изобразительным рядом, остротой поднимаемых тем, глубиной размышлений о путях к Богу, к настоящему времени, обзавелся собственным сайтом.[11]

В силу «провинциальной инертности» Ташкентская и Среднеазиатская епархия достаточно поздно завела собственный официальный сайт.[12] Основное наполнение сайта также соответствует общепринятым стандартам. Миссионерской составляющей является организация на сайте возможности прямого общения со священнослужителями епархии, общение с которыми в режиме он-лайн гораздо более комфортно и лишено комплексов, проявляющихся в очном диалоге.

Нередко священнослужителей епархии приглашают для выступления в эфирных СМИ, где мы имеем возможность если не вести прямую проповедь, то озвучивать позицию Церкви по различным общественным явлениям и событиям.

На сайте в разделе Просветительского отдела расположена вкладка Апологетической службы отдела. На этой странице расположены ссылки на ряд аналитических докладов, в которых проводится социологический обзор деятельности сект и методов противодействия им.

Русская Православная Церковь, присутствие которой в Средней Азии воспринимается  в качестве своего рода «православного Ватикана» – как структура не только сугубо духовная, но и как политический фактор – то есть с большим уважением. По этой причине любое значимое мероприятие не обходится без информационного комментария представителей Православной Церкви, что позволяет показать Церковь не как территорию «замшелых консерваторов», но и как современную, мыслящую адекватными категориями общественную  организацию.

 

 

Социальная миссия

Как уже было сказано, Русская Православная Церковь в Средней Азии не имеет возможности для открытой проповеди «вовне» храмовых территорий, но одновременно с этим местные власти вполне благосклонно воспринимают социальную работу, проводимую Церковью в различных социальных  заведениях и с социально неблагополучными слоями населения.

Вполне миссионерскими можно назвать регулярно проводимые единовременные акции по сбору средств, одежды и продуктов для Домов милосердия (детских домов), домов инвалидов, закрытых лечебных учреждений. Причем больший миссионерский эффект просматривается не среди детей, инвалидов, больных, но среди самих прихожан, участвующих в сборе средств, которые в своем большинстве редко заходили в храм. Иногда эти люди участвуют в непосредственной доставке помощи, что только усугубляет степень их  внутреннего переворота.

Не обделены вниманием и ветераны Великой Отечественной войны, которые в своем большинстве живут в неподобающих условиях, «заслуженных» своим подвигом. Каждый праздник, связанный с войной, с армейской службой и знаменательными событиями из их прошлого, Просветительский отдел епархии совместно с различными коммерческими структурами организуют сбор средств, закупают продуктовые наборы и доставляют ветеранам на дом.

Очень интересным и достаточно значимым опытом, приобретенным в общем-то случайно, является воцерковление людей на новых приходах. Обычная практика сбора подписей для юридической регистрации потенциальных  прихожан формирующегося прихода вылилась в миссионерскую акцию. Некоторые священники вынуждены были самолично ходить по домам православных для сбора подписей. Во время достаточно неожиданных для людей визитов завязываются разговоры о Спасителе, духовной жизни, о смерти и вечности. Сам факт проявленного внимания, как показали последствия этих  встреч, дает мощный импульс к приходу в храм, где человек вновь ожидает и внимания уже каких-то духовных даров. Этот этап можно назвать «первичным воцерковлением».

Другой формой «домовой миссии» является регулярное посещение священником домов членов общины, а также новоначальных прихожан или не определившихся еще со своей церковностью людей. Эти посещения не ограничиваются разговорами «за жизнь», но священник выясняет нужды человека, его духовные запросы, служит молебны, совершает требы (бесплатно!). Такой уровень внимания при правильно определенных  для  человека приоритетах буквально привязывают человека ко храму, а при правильном содержании миссионерской работы – приводит ко Христу.

 

Профессия – просветитель

Уникальной на данный момент для всей Русской Православной Церкви является деятельность Катехизаторского отделения при Ташкентской Духовной семинарии. На Катехизаторское отделение принимаются девушки, имеющие полное среднее или среднее профессиональное образование. Это отделение предусматривает двухгодичный срок обучения (срок обучения планируется расширить до трех лет), но вместе с этим уровень подачи материалов студенткам никоим образом не ниже, чем на мужском Пастырско-богословском направлении обучения, что говорит о серьезности подготовки.

Кроме минимального набора однозначно необходимых учебных дисциплин, таких как: Катехизис, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов и ряда других, общепринятых в семинарских курсах, на Катехизаторском отделении проводится подготовка по специальным дисциплинам: Катехетика и Практическая катехизация, где упор делается на реальные моменты просветительского служения на приходах, рассматриваются конкретные методы взаимодействия с людьми, колеблющимися в вере.

Главная задача Катехизаторского отделения заключается в обучении профессионально подготовленных преподавателей приходских Воскресных школ, штатных катехизаторов; студентки отделения получают навыки бухгалтерского учета, псаломщиц и регентов церковных хоров, и даже обучаются пошиву богослужебных облачений.

Как показывает современная практика, женщины в настоящее время проявляют гораздо большую активность в области духовного просвещения. Учитывая данное обстоятельство, самым оптимальным вариантом становится ситуация, когда студент семинарии связывает свою судьбу со студенткой Катехизаторского отделения, после этого принимает священный сан, и подготовленная чета выпускников семинарии едет на приход восстанавливать полноценную богослужебную и духовную жизнь паствы.

 

Новые проекты в ближайшей перспективе

Приходская миссия, даже ограниченная территорией храма, не имеет существенных ограничений. Не существует проблем с генерацией новых идей, которых может быть великое множество; проблемы возникают с материальной поддержкой этих идей, подбором и подготовкой кадров для их реализации. Просветительский отдел Ташкентской и Среднеазиатской епархии в своих перспективных планах не стремится ограничиться работающими проектами. По мере решения материальных и организационных проблем к запуску планируются следующие проекты с миссионерским содержанием:

- с возможным обретением Ташкентской Духовной семинарией собственного автобуса планируется развернуть социальную деятельность, когда студенты Пастырско-богословского и Катехизаторского отделений семинарии будут проводить волонтерскую работу в домах инвалидов и Домах милосердия;

- для ведения просветительской работы планируется расширить технический парк Просветительского отдела; с помощью звукоусиливающей аппаратуры для прихожан, ожидающих, например, начала пасхального богослужения или стоящих в очереди за святой водой на Богоявление, будут транслироваться записи выступлений и бесед популярных проповедников нашей Церкви;

- в планах Просветительского отдела стоит создание «многопрофильного» телефона доверия, который может работать в режимах информационной службы, консультаций для жертв, пострадавших от сект и оккультных групп, консультаций по личным вопросам духовного характера и по другим актуальным направлениям;

- активную молодежь  из семинарии и приходских воскресных школ планируется задействовать в апологетической работе и, в частности, в противодействии уличным сектантским проповедникам и сектантам, ведущим свою проповедь в православных храмах;

- в настоящее время решаются организационные моменты миссионерских выездов руководства и преподавателей Ташкентской Духовной семинарии с лекциями на встречи с прихожанами по благочиниям Узбекистана;

- на базе Ташкентской Духовной семинарии во время зимних и летних каникул планируется организовывать специальные курсы для приходских катехизаторов и преподавателей воскресных школ, где преподавание будет вестись на основе семинарского курса по Практической катехизации. Отдельно подобные сборы с соответствующими консультациями должны проводиться для приходского священства.

 

Практические выводы

На первом пленарном заседании IV миссионерского съезда очень много говорилось о том, что каждый приход нашей Церкви должен работать в миссионерском режиме, но мало звучало конкретики насчет того, как это осуществить. Данный доклад был озвучен не в качестве отчетного выступления, а как иллюстрация того, что реально можно делать на приходском уровне, даже не выходя за его территорию. Опираясь на наш опыт, не требующий особых  материальных затрат, каждый настоятель прихода может его заимствовать напрямую или же в творческой переработке, сообразуясь с местными условиями.

В выводах можно пойти  и дальше, например, если на уровне Синода или Архиерейского собора каждому приходу будет предписано проводить необходимый минимум миссионерских мероприятий, которые позволят не только количественно расширить приходскую общину, но одновременно указать путь ко спасению многим душам, каждая из которых перед Богом имеет особую ценность…

К сожалению, как показывает ситуация, это предписание должно проводиться в жестком директивном порядке, под жестким контролем, в виде стимулирования «палочного энтузиазма», поскольку культура управления в нашей Церкви обладает отсутствием гибкости и чрезвычайной инерцией в действиях. Подобно тому, как долго не работавший мотор в машине должен быть принудительно прокручен на несколько оборотов, а затем входит в режим стабильной работы, так и миссию в Церкви необходимо «закрутить», чтобы пастыри в «стабильном режиме» исполняли заповедь Господню о проповеди Евангелия «всей твари».

В своих выводах автор берет  на себя смелость обличить современную тенденцию в управлении и в служении, которая граничит с пороком сребролюбия. Этот порок можно условно назвать «азиатчиной», когда руководство епархиями и приходами не видит смысла во вложении средств в долгосрочную перспективу, а живет по принципу «взять сейчас и побольше, а о будущем лучше не думать». Наше время без преувеличения можно назвать временем «миссионерского кризиса», когда решается историческая судьба огромной Поместной Православной Церкви, а вместе с ней и судьба самого территориально большого государства. По этой причине обязательно нужно создавать «задел на будущее»,, который сводится к существенным моральным и материальным вложениям, направленным на формирование общины, на создание штатных миссионерских должностей, на подготовку и воспитание миссионеров-мирян, на строительство специальных помещений, предназначенных для просветительской деятельности и на многое другое, а также, в конце концов, на помощь, моральную и материальную, конкретному человеку, пришедшему в Церковь со своими нуждами и бедами – и это семя обязательно взрастет сторицей.

 

Ожидания и предложения

В стремлении выработать отточенные определения современной миссионерской деятельности, четко сформулировать ее задачи и приоритеты, создать методы и программы эффективных действий, в крайне необходимой методическо-организационной работе мы можем пройти мимо главного – обретения в деле проповеди помощи Божией. Речь идет о том, что наши миссионерские усилия должны обрести широкую молитвенную поддержку. И если говорить о широте молитвы, то она должна звучать на богослужениях, и лучше всего на Божественной Литургии.

Одним из итогов нашего съезда может быть обращение к Святейшему Патриарху, Архиерейскому Собору, Синодальной Богослужебной комиссии с рекомендацией о выработке и включении в православное богослужение молитвенных прошений и «тайных» священнических молитв[13] о «благовестниках, труждающихся в деле просвещения» и о «чадах Божиих, получивших благодать Крещения - блуждающих вне Церкви, не познавших Христа». Молитвы должны звучать и о «появлении делателей жатвы Христовой», об «умножении апостольского служения в Церкви»,[14] об их усердии и ревности, об устранении препятствий и помощи Божией в «нападениях видимых и невидимых врагов в делах благовестия». В духе православного молитвенного творчества в молитвенных прошениях будет уместным напоминать обетование о воздаянии и духовных  наградах, например, как у апостола Иакова: «…Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». (Иак.5:20)

Технически задача «интеграции» новых молитвенных прошений может быть решена довольно просто и безболезненно для церковного сознания. В последовании Божественной Литургии уже многие века в масштабах Поместных Православных Церквей неким «молитвенным архаизмом» смотрятся ектении об оглашенных, институт которых был очень давно упразднен. Фактически, на Литургии мы обращаемся к Богу о несуществующих людях, что не может быть оправдано даже древностью традиции. Довольно часто на длительных  праздничных службах эти молитвенные прошения во многих храмах Русской Православной Церкви просто опускаются.

Предложение состоит в том, чтобы вместо ектений об оглашенных ввести одну или две ектении «О просвещаемых и просвещающих светом Христовой веры». Тем более, что оглашенные в древности и невоцерковленные в современности ситуативно близко стоят друг к другу. Если же приходская община воспринимает такую практику как «нецерковный модернизм», то, не упраздняя ектений, можно добавлять к существующим прошениям и «миссионерские» обращения к Спасителю.

Вариантом молитвенной поддержки православной миссии со стороны мирян может быть включение короткой, в несколько строк, молитвы, например в утреннее молитвенное правило в стандартных молитвословах, в то место, где поминаются родители, духовные наставники, т.е. где мирянину предоставлено самостоятельное молитвенное творчество.

 

Учебные программы Духовных школ Русской Православной Церкви включают в себя миссиологию как самостоятельную учебную дисциплину. Но опять же исходя из практики, мы видим, что для многих, если не для большинства выпускников этот предмет, мягко выражаясь, не служит руководством к действию в последующей пастырской жизни. Выход видится в том, что миссиология должна обрести статус практической дисциплины.

Сегодняшний съезд епархиальных  миссионеров дает нам возможность на самом высоком управленческом уровне нашей Церкви озвучить различные предложения, которые могли получить свое воплощение в жизни. Пользуясь этой возможностью, хотелось бы озвучить предложение, которое вкратце заключается в том, чтобы выпускники духовных школ для получения диплома проходили миссионерскую практику на приходах нашей Церкви. Высказывая данное предложение, автор вполне отдает себе отчет, что оно может вызвать горькую усмешку или даже обвинение в маниловщине. При реализации данного предложения может возникнуть множество «технических» сложностей, главная из  которых сводится к финансированию этого дела. Сложности могут возникать и с содержанием выпускников, и с оплатой их труда, и с адаптацией к местным условиям, и с умножением работы и оттягиванием внимания приходских священников, и с возможным нарушением стабильности приходской жизни, сложности будут и с контролем за самими выпускниками и за их работой. Подобных «и…» можно перечислить и больше. Самая же главная сложность состоит в проявлении доброй воли священнослужителей и иерархов, которые должны будут взять на себя достаточно большую часть материальной и духовной ответственности, на что не всегда  может хватить решимости.

Выход может быть в том, что выпускники будут добровольно выбирать для себя миссионерскую практику из череды других; в каждой епархии или в благочинии может существовать приход, принимающий выпускников-практикантов. Формой практического миссионерства могут быть командировки наиболее талантливых студентов в периферийные семинарии, где они должны будут подтягивать общий уровень обучения или же заниматься конкретно обучением теории и практике миссии.

«Студенческая миссия» наименее радикальным образом может начинаться с преподавания в воскресных школах для детей и для взрослых. Для создания положительного «имиджа» местного миссионерского прихода молодые миссионеры могут проводить различные культурно-просветительские мероприятия на его территории. Выпускники как приходские консультанты могут противодействовать местным сектам, проводить огласительные беседы перед крещением, позиционировать учение Церкви в печатных и эфирных СМИ – сфер приложения талантов и апостольского энтузиазма может очень много, причем молодость и напористость вкупе с образованностью могут сыграть большую положительную роль в духовном просвещении «созревшей нивы».

Приоритет в подготовке и осуществлении подобных проектов, естественно, находится в сфере ведения Учебного комитета Русской Православной Церкви, которому и предлагается адресовать данное предложение со стороны нашего съезда.



[1] Из интервью святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Патриарх Кирилл: "Я столкнулся с реакцией на некоторые свои первые выступления"» // Интернет-сайт «Русское воскресение», публикация от 27.11.2009: http://www.rusk.ru/news_rl/2009/11/27/patriarh_kirill_ya_stolknulsya_s_reakciej_na_nekotorye_svoi_pervye_vystupleniya.

[2] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. О миссии Русской Православной Церкви в современном мире // Православная миссия сегодня. С. 17-18.

[3] Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Пункт «Особенности современного миссионерского поля Русской Православной Церкви»

[4] Из контекста цитаты подразумевается, что этот термин имеет рассматриваемое значение в условиях, когда Православная Церковь не является господствующей в государстве, а ее канонические границы имеют формальное, а не политическое значение.

[5] Миссиология: учебное пособие. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской православной Церкви, М., 2010. С. 8.

[6] «Промывка мозгов» и «обработка сознания» начинаются в сектах, как правило, на поздних этапах, когда новичок, благодаря сектантским миссионерам уже проникся к личности Христа и Его проповеди.

[7] Пункт 1 части 5 «Закона о свободе совести и религиозных организаций» Республики Узбекистан запрещает любую миссионерскую и прозелитскую деятельность.

[8] Например, знаменитый фильм «Остров» П. Лунгина.

[9] Кравец П. Воспитание военного патриотизма в Ташкенте: горы, стрельбища, полигоны… Публикация на сайте «Фергана.ру» от 14.10.2009 г.: http://www.ferghana.ru/article.php?id=6333&print=1.

[10] См. сообщение: «Вторые Остроумовские чтения»: http://www.pravoslavie.uz/News/2008/nov2008-27.htm; см. также «Востоковедческие чтения»: http://www.pravoslavie.uz/News/2007/news-may2007-2.htm, загружено 12.12.2008 г.

[11] S5element.com.

[12] Pravoslavie.uz.

[13] Подобной «тайной» молитвой может быть Миссионерская молитва, представленная к настоящему съезду.

[14] См. протодиакон Андрей Кураев. Перестройка в Церковь, глава «Миссионерская молитва».

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9