Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Изменяя будущее

6 ноября 2010 г.

Всякий, кто переступает порог Московских духовных школ – а это не только семинария и академия, но и регентская, иконописная школы, сектор заочного обучения – неизбежно ощущает, что попадает в другой мир, в совершенно особую среду. И дело не в том, что промыслом Божиим с 1812 года Академия находится в обители преподобного Сергия: при всей близости семинарии и монастыря разница между ними ощущается сразу. Если монастырь в своём идеале стремится быть уединённым местом молитвы и подвигов, максимально закрытым для внешнего мира, то понятно, почему духовные школы  всегда были и остаются под пристальным вниманием корреспондентов, тележурналистов и режиссёров: здесь главный герой – молодёжь, которая уже вышла из мира, и в то же время ещё не утратила желания и способности общения с теми, кто остался за высокой монастырской стеной.

Когда перестаёшь замечать лирику черных строгих кителей дореволюционного покроя, удивляться ежедневной шустрой и шумной веренице студентов и студенток, спешащих успеть до начала занятий приложиться к раке Преподобного Сергия, да и вообще обращать внимание на множество других будничных особенностей, сплетающихся в единый уклад семинарской жизни, глаза начинают различать нечто более тонкое, практически неуловимое поначалу. Казалось бы, от этих порой смешных, временами – молитвенно-сосредоточенных, но в основном непосредственных жителей большой кельи Преподобного Сергия едва ли можно ожидать чего-то грандиозного. Но с каждым годом приходит всё более стойкое убеждение: именно здесь и сейчас, в этой тишине учебных аудиторий и шумном гомоне разгружаемого фургона с капустой, среди стоящих почти вплотную друг к другу кроватей в спальнях и рядом с испуганно-взъерошенным первокурсником, лихорадочно соображающим, что же написать в объяснительной проректору – и рождается Церковь, та Церковь, которая буквально через пятнадцать-двадцать лет продолжит хранить Божественное Слово, делая его живым и действенным мечом обоюдоострым, отважно отсекая удобную ложь жизни от горькой правды. И на стенах первого этажа академического корпуса – наглядное тому подтверждение: кажущееся неисчислимым множество портретов архиереев, священников и монахов, выпускников МДАиС.

Но меч духовный появится позже, когда многое изменится в жизни этих юношей и девушек, определятся пути личной жизни и проникнет до глубины души слово Христово: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли, и приносили плод...» (Ин.15:16) 

Без всякого сомнения, самой сильной стороной духовного образования в стенах Лавры по сей день и являются эти самые... стены. Но не потому, что физически изолируют от суетливого города. Внутри монастыря идёт ежедневная богослужебная жизнь, которая рефреном откликается в академическом богослужении. И неважно, что нет в семинарии обязательного ежедневного посещения службы, значительно важнее то, что постоянное прикосновение к этому Богочеловеческому ритму мало-помалу меняет и саму жизнь учащегося. 

Этот опыт молитвы – не индивидуальной, а молитвы всей Церкви, молитвы, собирающей такой разношёрстный народ Божий в одну единую и святую Церковь Христову – станет для будущего пастыря одним из фундаментов служения. Любовь к уставному богослужению, забота о храме Божием как средоточии молитвы, стремление подчинить весь строй жизни богослужебному ритму – разве может без этого священник  стать настоящим пастырем?...

Сохраняя верность давним академическим традициям и в целом – уникальный уклад жизни, Московские духовные школы не остаются в стороне и от тех изменений, которые вносят коррективы в современную жизнь. Дело даже не в количестве ноутбуков в аудиториях и объёме интернет-трафика: перед духовным образованием сегодня стоит немало вопросов, от ответов на которые зависит будущее Церкви. На главный вопрос, долгие годы порождавший бурные баталии в преподавательской корпорации – а нужно ли нам государственное признание?  – священноначалие Церкви дало чёткий ответ: да, нужно. И не только для того, чтобы выпускники семинарии могли идти преподавать в школы или устраиваться на работу: аккредитация жизненно необходима потому, что без неё никогда не произойдёт преодоления искусственно созданного отчуждения между богословием и наукой. Без размыкания системы духовного образования не появятся объективные внешние критерии оценки качества обучения и научной деятельности, понятные и в России, и за её пределами.  Как отметил Святейший Патриарх Кирилл в своем обращении к студенчеству и преподавателям на Торжественном акте, «на первом месте должно быть качество — качество преподавателя, качество профессора, качество студента. А сам по себе Болонский процесс призван лишь все это упорядочить и вписать в существующую во всем мире систему высшего образования». Но есть ли сегодня для этого достаточные предпосылки?

То, что невозможно игнорировать – это повышение общего уровня образования в семинарии. И это – объективный факт, несмотря на продолжающиеся пропуски занятий студентами и преподавателями, с каждым годом увеличивающееся количество послушаний, слабую методологическую базу и в целом сокращенный по сравнению с обычным ВУЗом учебный план. Отражается это и в дипломных работах, некоторые из которых лет двадцать назад вполне можно было бы защитить как выдающуюся кандидатскую диссертацию. Видно это и в востребованности выпускников, которые зачастую становятся предметом споров между синодальными учреждениями и епархиальными архиереями. Несмотря на то, что последние годы общее число защищённых кандидатских диссертаций в Академии уменьшилось, зато уровень диссертации и её соответствие существующим требованиям ВАКа уже не вызывает сомнений. Существенно изменился порядок подготовки и защиты диссертаций, который теперь включает апробацию на кафедре, участие в конференции, публикации статей и авторефератов. Всё это позволяет услышать порой непредвзятую критику и сделать итоговый вариант рукописи настоящим событием в научной жизни. 

Последние годы всё более набирает обороты деятельность кафедр: кроме проведения конференций, которые уже становятся привычным делом для духовной школы, организуются поездки студентов и преподавателей для участия в семинарах, школах и других образовательных мероприятий в России и за рубежом. Формируется новый для Академии институт ассистентов преподавателей и научных сотрудников кафедр – хотя проблема оплаты их труда не решена и по сей день. Молодые сотрудники кафедр – в основном выпускники Академии – будут нести основную нагрузку по созданию учебно-методических комплексов по соответствующим модулям в процессе перехода на Болонскую систему. С нового года на кафедрах вводятся ставки профессора и доцента: теперь эти должности будут выборными. Конкурс на замещение вакантных должностей должен постоянно побуждать членов корпорации к совершенствованию в своей области; практически будет возобновлена дореволюционная традиция ординарных и экстраординарных профессоров и доцентов.

Активно развиваются информационные проекты; научно-богословский портал «Богослов.Ru», официальный академический сайт и портал Учебного Комитета с каждым годом становятся всё более значимыми ресурсами в российском сегменте интернета. Журнал «Богословский вестник» с каждым новым выпуском возрождает славные традиции периодических академических богословских изданий, занимая достойное место на полках учёных и научных библиотек. Открытая недавно киностудия Московской духовной академии «Богослов» работает над созданием циклов образовательных кинофильмов по целому ряду дисциплин, органично встраиваемых в учебную программу. С каждым годом увеличивается количество различных форм организации студенческой деятельности: это иконописный кружок, миссионерский отдел, греко-латинский кабинет, центр информационных технологий, дальневосточный кабинет, студенческий семинар «Текна» – и этот перечень далеко не полный. В день академических торжеств был открыт книжный клуб «Эйдос», где можно обсудить, а при желании и приобрести последние богословские новинки, изданные духовными академиями, церковными и светскими издателями. Всё это – неотъемлемые элементы формирования научно-богословской среды, без которой любой образовательный процесс обречён на стагнацию и вырождение. 

С каждым годом увеличивается количество выпускников, возвращающихся из зарубежных учебных командировок в родные стены. То, что не всегда им удаётся реализовать в семинарии или академии свой научный потенциал – проблема реальная, но в принципе легко решаемая в рамках перехода на Болонский процесс с появлением индивидуальных образовательных программ в магистратуре. 

Недавно созданные Научно-методический и Редакционно-издательский совет уже в первые месяцы текущего учебного года начали активную работу по коллегиальной проработке целого комплекса вопросов, как давно назревших, так и вновь появившихся в связи с новым этапом реформирования системы духовного образования. Прежде всего, это составление функциональной карты бакалавриата и магистратуры, изменение учебного календаря и продолжительности лекций, анализ и ревизия действующих учебных планов Семинарии и Академии. Вхождение в Болонский процесс не может произойти путём внешнего, формального «подвёрстывания» старых программ к новым требованиям: здесь требуется кропотливая и продолжительная методическая работа по оптимизации существующего учебного процесса с сохранением лучших традиций и аккуратным внедрением новых, научно-обоснованных методик преподавания. Первые учебники, издаваемые в рамках издательской программы «Семинарский учебник» – «Хрестоматия по латинской христианской литературе», «История религий: язычество, иудаизм, ислам», «Русский как иностранный. Слово о преподобном Сергии Радонежском», «Русская патрология», «История Русской Церкви. Святитель Тихон, Патриарх Московский», учебно-методический комплекс по английскому языку, учебное пособие по церковному пению «Обиход»  – вселяют надежду на скорый выход из коллапса с учебно-методическими комплексами, без которых невозможно повышение общего уровня преподаваемых дисциплин. 

На протяжении уже более 15 лет Академию возглавляет Архиепископ Верейский Евгений. Владыка любит повторять китайскую поговорку: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!» Но Владыке Ректору выпала именно такая доля – быть постоянно в авангарде реформ духовного образования. И, надо отдать должное, ему удаётся находить разумный баланс между традицией и нововведениями. Задача, поставленная перед духовными школами сегодня – научить студента учиться, предоставив ему достойные условия для жизни и учебной деятельности. Важнейшим фактором успешной реализации этой комплексной задачи является строительство нового студенческого общежития рядом с Семинарским корпусом, которое должно окончательно решить проблему острой нехватки учебных и жилых помещений в Академии.

Сможет ли использовать администрация, преподавательская корпорация и студенчество эти благоприятные предпосылки для перехода на качественно новый уровень – покажет время. Но у Московской духовной академии сегодня есть реальный шанс стать главным образовательным и научно-исследовательским богословским центром Русской Православной Церкви в XXI веке.

Московские духовные школы сегодня входят в очень сложный, насыщенный, но и невероятно интересный период своего развития. Дай Бог, чтобы свой будущий 350-летний юбилей Академия встретила на вершине своего расцвета!

 

Опубликовано: ЖМП, ноябрь, 2010

Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (3)

Написать комментарий
#
21.11.2010 в 00:15
Чернила ученого - кровь мученика, гласит древняя мудрость. Тем более это актуально для ученого богослова. Действительно, за громадой рутинных дел незамечаешь рождение Чего-то БОЛЬШОГО.  А может это и к лучшему, не так  мучительно страшно за завтрашний день. Где вы будущие Осиповы, Кураевы, Легойды... Жаль, что вы вырастаете не в стенах... Слишком уж тон настоящего шедевра контрастирует с предудущей статьей гл. редактора. Жаль, может нужно было и ту статью оубликовать в ЖМП?
Ответить

#
17.11.2010 в 18:57
Дорогой отче Павле!
Ваши труды на званном поприще очень многоплодны, уважаемы и, запоминаемы. Но говорю сие это не от зависти или от лукавства. Что есть - то есть.
Просто история говорит о том, что начало Духовных школ в Лавре, а также гражданского "образования" в МГУ - имеет начало от СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКОЙ Академии, начало ОННОЙ ЖЕ положили отцы Софроний и Иоаникий ЛИХУДЫ в ЗАИКОНОСПАССКОМ МОНАСТЫРЕ первопрестольного града Москвы.
И было Это задолго до 1812 года.
В Вашем литературном творчестве много от Достоевского, а более от Тургенева с переливами от Чехова вкупе с Буниным.
Трудитесь! Рады читать. Но и, не взыщите, мир Вам!
Ответить

#
9.11.2010 в 02:06
Досточтимый отче Павле!
Приятно читать о хорошем. Действительно, жизнь в Академии бьёт ключём - именно такой она мне и запомнилась. Возможности у Московских Духовных школ сейчас поистине колоссальные: дай Бог использовать их в полной мере.
Только вот пишете Вы об МДА, а вопросы встают действительно перед "системой духовного образования". Пока столицы варятся в собственном соку (вернее, в "сливках" из провинции), половину наших семинарий позакрывают за "несоответствие стандартам". А ведь мы в одной связке! Мы СИСТЕМА духовного образования: "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славит­ся ли один член, с ним радуют­ся все члены" (1 Кор. 12, 26).
В победах наших духовных школ есть некая ущербность или лучше сказать, фрагментарность - они не полностью реализуются: каждая семинария и академия изобретает свой велосипед вместо полноценной интеграции и соработничества. Конечно, московский велосипед будет самый лучший, НО, я думаю, Вы согласитесь, что работа "молодых сотрудников кафедр" неполноценна без реально действующего учебно-методического объединения преподавателей соответствующей дисциплины (а таковых в системе духовного образования до сих пор нет). Во-первых, опыт многих "провинциальных" педагогов может быть небесполезен - некоторые из них за годы преподавательской деятельности стали "визитной карточкой" своей духовной школы (это о качестве); во-вторых, единая площадка учебно-методической работы позволит распространить лучшие наработки и подтянет уровень образования в "слабых" семинариях (это о количестве).
Но это так - мечты... А пока у нас столица не работает на СИСТЕМУ духовного образования (да и провинции не привлекает), и умные люди вместо комплексных мер по трансформации вот этой самой системы занимаются "ревизией действующих учебных планов" (и тем же предлагают заняться в провинции). Что это значит? Это значит, что из-за отсутствия аппарата "министерства духовного образования" выпало важнейшее звено реформы - не разработан проект Болонской духовной школы. Дескать, "стройте по эскизу" (это про доклад отца Кирилла)... Или нет - "своруйте проект в системе светского образования" (это про стандарт "теология"). Вот и получается, что не государство признаёт церковное образование соответствующим "объективным внешним критериям оценки качества обучения и научной деятельности", а Церковь признаёт светское (то есть отделённое от неё!) образование соответствующим собственному "заказу". И мы дружно каждый сам по себе проводим "ревизию действующих учебных планов" ДУХОВНЫХ ШКОЛ под прокрустово ложе ФГОС. А вот сделали бы соборно такой проект (стандарт со всей нормативкой и учебно-методическим обеспечением), чтобы в нём "на первом месте" было "качество - качество преподавателя, качество профессора, качество студента" (по тем самым "объективным внешним, - и для РПЦ, и для РФ, - критериям"), а не бюрократическая волокита в Рособрнадзоре, и признания добивались бы по схеме нострификации (как отделённый от государства субъект правоотношений)...
Кажется, я снова замечтался? Или наши доблестные духовные школы все-таки обладают достаточным кадровым потенциалом, чтобы Учебный Комитет мог рассказать о перспективах системы духовного образования (надеюсь, не в качестве агенства-партнёра, предоставляющего услуги Заказчику-Церкви) языком нормативных документов, адекватных Болонскому процессу.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс