Quid vadunt? Проблема христиан на Ближнем Востоке
В Ватикане на днях завершилась специальная ассамблея Синода Епископов по Ближнему Востоку. О проведении ассамблеи Бенедикт XVI объявил год назад, после возвращения из апостольской поездки на Святую Землю. Это решение Понтифика не стало неожиданностью. Созвать Синод для обсуждения тяжелой ситуации, в которой оказываются католики Ближнего Востока, предложил еще в январе 2009 католический епископ Киркука Луи Сакко.
Статья

Синод Епископов по Ближнему Востоку

Год назад представители Католической Церкви отмечали обеспокоенность продолжающейся эмиграцией арабов-католиков с Ближнего Востока. По данным Mignews.com католическое население Ирака за последние годы уменьшилось с миллиона до 300 тысяч человек. Доля христиан, которые составляли в 50 годах XX в. половину населения Ливана, уменьшилась до 30%. В то же время основатель иранской христианской организации «Служение Элам» Сама Йегназар отмечает постепенный рост числа христиан на Ближнем Востоке, несмотря на гонения и дискриминацию. Уменьшение доли верующих при увеличении количества обращений в христианство в регионе означает, что миграционные процессы действительно играют значительную роль.

Летом 2010 года архиепископ Кирилл Василь, секретарь Конгрегации по делам Восточных Церквей, отметил, что основной темой Синода должна стать религиозная свобода, попираемая во многих странах Ближнего Востока. Христиане подвергаются дискриминации в политической и гражданской жизни. Справиться с этими проблемами католикам помогает осознание их единства со всей Католической Церковью.

Выступая на Синоде, Бенедикт XVI подчеркнул, что без единства христиан не может быть свидетельства Истины, в то время как разделения являются пагубным соблазном. На заключительной мессе Римский Понтифик подчеркнул необходимость гарантировать «подлинную религиозную свободу и свободу совести» для верующих, а также проследовать по экуменическому пути и в диалоге с Исламом. Конфликты, войны, агрессия и терроризм, которые слишком долго царят на Ближнем Востоке, можно преодолеть посредством общих усилий всех людей доброй воли, национальных и международных организаций. Достижение мира, как обязательного условия для достойной жизни человека и общества, – именно так, по сообщению Radiovaticana, определил цель межконфессионального диалога Бенедикт XVI.

В итоговых пропозициях, обобщающих все доклады, предложенные на Синоде, можно выделить несколько главных тем: христианское присутствие на Ближнем Востоке, церковное общение и свидетельство. Межрелигиозный диалог следует укреплять очищением памяти и прощением. Решительно отвергаются фанатизм и экстремизм, фундаментализм и насилие во имя религии. Христиане, евреи и мусульмане призываются вместе трудиться ради свободы, справедливости и мира.

Позиция мусульман

По проблеме миграции на Синоде высказались и представители исламской стороны. По сообщению Catholic Herald в работе Синода приняли участие суннитский советник главного муфтия Ливана, секретарь совета по исламо-христианскому диалогу Мухаммед аль-Саммак, а также шиитский профессор права Тегеранского университета аятолла сейед Мохадже Дамад.

По мнению Муххамеда Аль-Саммака, вынужденная миграция христиан является общей проблемой для людей всех конфессий на Ближнем Востоке. Он отметил, что в исламских странах трудности христиан проявляются в социальных и политических нестроениях, экономических и производственных спадах, религиозных и конфессиональных трениях. Христиане сыграли значительную роль в культурном и научном формировании исламской цивилизации. Аль-Саммак выразил надежду на то, что на Синоде будет положено начало более продуктивной исламо-христианской кооперации.

Аятолла Мохадже Дамад, в свою очередь, напомнил участникам Синода, что в Коране отношения между христианами и мусульманами показаны как отношения дружбы, «основанные на уважении и взаимном понимании». Агрессивные действия конкретных личностей или групп не следует относить к существу религии. Он отметил, что в Иране, как и во многих исламских странах, христиане живут рядом с мусульманами в мире, они не ограничены в гражданских правах и религиозных практиках.

Следует отметить, что два исламских деятеля по-разному оценили наказания для тех, кто переходит из ислама в христианство. Аль-Саммак сослался на «золотое правило ислама» – аят 2:256 «нет принуждения в Исламе». Аятолла Мохадже Дамад, считая выбор религии свободным актом для каждого человека, заметил, что переход из одной религии в другую представляет собой нечто иное. В этом случае человек перестает быть представителем коренной религиозной общины, в которой он вырос и был воспитан, а это является актом недопустимой пропаганды. Увеличение численности христиан вызывает в Иране опасения. Для шиитской страны желательно ограничить эту тенденцию, но не перейти при этом за черту допустимого.

Интересы сторон

Согласно Папскому ежегоднику за 2010 год, на Ближнем Востоке насчитывается более 5,7 млн католиков. На Ближнем Востоке Католическая Церковь заведует тысячами учебных заведений примерно с 600 000 учеников, четырьмя университетами, восьмью высшими религиозными институтами, более чем десятью семинариями различных обрядов.

Очевидно, что Католическая Церковь видит в миграции христиан на Ближнем Востоке значительное препятствие к укреплению Церкви. В регионе наблюдается положительная тенденция к росту численности христиан, и нарушить ее может только исламский экстремизм и, как следствие, вынужденная миграция. На заключительной мессе, говоря о единстве христиан и преодолении агрессии, Римский Понтифик отметил, что именно мир в регионе является наилучшим способом избежать эмиграции христиан с Ближнего Востока.

Католическая Церковь хочет обезопасить положение христиан на Востоке, сохраняя при этом темпы миссии и тесное взаимодействие между Церквями. В этой ситуации могут возникнуть определенные трудности. Архиепископ Кирилл Василь считает, что миссия Церкви на Ближнем Востоке часто воспринимается как прозелитизм и воспринимается враждебно. Однако от миссии отказываться нельзя – это неоднократно подчеркивал на Синоде Бенедикт XVI. Так, агентство Radiovaticana приводит слова Папы о том, что христиане на Ближнем Востоке являются носителями Благой Вести о любви Божьей к человеку. Проповедь Слова – единственное, что способно разорвать заколдованный круг мести, ненависти, насилия. Римской Церкви предстоит определить, каким образом должна будет осуществляться миссия в регионе, чтобы не провоцировать агрессию со стороны отдельных групп мусульман.

Для Ливана важно, чтобы в религиозном треугольнике «христиане-сунниты-шииты» сохранялась стабильность. Миграция христиан, скорее всего, вызовет увеличение доли шиитов, а в первую очередь этого опасаются не христиане, а мусульмане-сунниты. Любые межрелигиозные проблемы в Ливане имеют совсем иной вес. По мнению профессора Ливанского университета Сухейль Фараха, идеология проиранской организации «Хезболлах» очень ортодоксальна, и попытки наладить диалог с другими общинами страны обречены на неудачу. Это одна из основных причин, почему Ливан становится округом Ирана, хотя еще недавно был самым развитым светским демократическим государством Ближнего Востока.

Традиционно иранская дипломатия использует любую возможность для создания имиджа правового государства. За месяц до Синода президент Ирана Махмуд Ахмадинежад отправил Бенедикту XVI письмо с призывом к более близкому межрелигиозному сотрудничеству в борьбе с моральной деградацией общества. На Синоде представители Ирана свою задачу – показать свое участие в обсуждении общей проблемы и не выставить себя маргиналами в глазах общественности – выполнили.

Аналитическая служба Богослов.RU

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9