В Московской духовной академии завершила свою работу Юбилейная международная конференция
События

В работе конференции приняли участие специалисты из ведущих учебных заведений Русской Православной Церкви и крупных научных центров: Института всеобщей истории РАН, Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», Санкт-Петербургской, Киевской и Минской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российского православного института св. ап. Иоанна Богослова, а также ряда других научных и учебных заведений Европы и Америки.

Работа конференции открылась пленарным заседанием «Актуальные проблемы взаимодействия богословия, образования и науки». Со вступительным словом к собравшимся обратился ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений. Затем митрополитом Тамасосским и Оринисским Исаией было зачитано привественное слово архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома. 

На первой сессии пленарного заседания выступил ректор СПбПДА епископ Гатчинский Амвросий с докладом «Традиции и инновации в духовном образовании: опыт Санкт-Петербургской православной духовной академии». Далее выступили: протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ, с докладом «Духовное образование и "светская Теология"», протоиерей Владимир Цуриков, декан Свято-Троицкой семинарии в Джорднавилле, с докладом «Изучение истории Русской Православной Церкви в диаспоре – перспективы и задачи», протоиерей Николай Чернокрак, ректор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, с докладом «Место и роль Свято-Сергиевского богословского института в Париже в системе высшего образования Франции», игумен Петр (Еремеев), д.б., ректор РПИ ап. Иоанна Богослова, с докладом «Традиции Славяно-греко-латинской академии в современном высшем образовании для мирян», Васильева Ольга Юрьевна, д.и.н., профессор РАГС, с докладом «Русская Православная Церковь и внешняя политика государства в 40-е - 7-е гг. ХХ столетия», Кравец Сергей Леонидович, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия», с докладом «Православная энциклопедия как научный центр. Проводимые исследования и их результаты».

12 октября работа конференции продолжилась в рамках следующих секций:
•Духовное образование: история, перспективы, инновации.
•Актуальные проблемы новейшей истории Церкви и церковно-государственные отношения.
•Библейские науки в духовных академиях: история и перспективы.
•Богословие в отечественной академической традиции.

Участники конференции обсудили пути оптимального решения современных вопросов отечественного богословского образования, определили перспективы дальнейшего развития отечественного богословия в контексте современных изменений в сфере высшего образования России и стран Европы. В рамках встреч и работы по секциям были установлены творческие связи между учёными, духовными школами и научными организациями в решении приоритетных научно-методических и практических задач развития отечественного богословского образования.

В заключительный день конференции прошел круглый стол, в рамках которого было подписано соглашение о сотрудничестве между Московской духовной академией и Православным Свято-Сергиевским богословским институтом в Париже. Данное соглашение было подписано ректором МДА архиепископом Верейским Евгением и деканом Свято-Сергиевского института протоиереем Николаем Чернокраком.

В рамках круглого стола был также принят итоговый документ, текст которого публикуется ниже.

Итоговый документ международной конференции  «Церковь, наука и образование в России: история и перспективы», посвящённой 325-летию Славяно-греко-латинской академии
 
11 - 13 октября 2010 года в Московской православной духовной академии состоялась международная конференция «Церковь, наука и образование в России: история и перспективы», приуроченная к празднованию 325-летия Славяно-греко-латинской академии. 
Целью конференции стало осмысление актуальных проблем богословского образования в России и за рубежом. В работе конференции приняли участие представители светских и церковных учебных заведений и научных центров из России, Украины, Белоруси, США, Франции, Германии. На конференции прозвучали доклады по четырём направлениям – «Духовное образование: история и перспективы»; «Библейские науки в духовных академиях: история и перспективы»; «Богословие в отечественной академической традиции» и «Актуальные проблемы новейшей истории Церкви и церковно-государственные отношения».
В ходе выступлений и последующих дискуссий участники конференции отметили, что нынешнее положение богословского образования в России обусловлено рядом факторов. Прежде всего, ещё в XVIII столетии, когда российское образование и наука только начинали свое становление, произошло их трагическое по своим последствиям рассечение на духовную и светскую составляющие, что в целом не характерно для мировой практики. Этот разрыв был окончательно зафиксирован декларациями Советской власти, вытеснившими церковное образование и учёность за рамки общественной жизни.
Сегодня с глубоким сожалением приходится констатировать, что для определённой части российского общества отторжение богословия от общего круга гуманитарных наук по сей день является не только допустимым, но и желанным. 
В то же самое время мы являемся свидетелями нарастающего смыслового кризиса современной науки. Задача, стоящая перед богословием сегодня, – дать мировоззренческое осмысление плодов современных научных открытий в широком круге естественных и гуманитарных наук. Необходимо стремиться к более тесному сотрудничеству церковных и светских учёных, регулярному проведению совместных научных мероприятий.
Заслуживает особого внимания новый этап реформирования духовного образования, призванный вернуть богословие в российское и общеевропейское образовательное пространство. В ближайшее время должны быть заложены надёжные основы дальнейшего развития и успешного функционирования системы духовного образования Русской Православной Церкви. Важность нынешнего исторического момента налагает особую ответственность перед Богом и Церковью на всех участников свершающихся преобразований. При этом участники конференции отметили наличие ряда объективных проблем в реализации Болонского процесса в духовных учебных заведениях, к которым прежде всего относятся отсутствие достаточного для осуществления реформы финансирования и неразвитость методологической базы. 
Участники конференции отметили острую необходимость регулярного обсуждения вопросов духовного образования всеми представителями духовных училищ, семинарий и академий. Представляется целесообразным создание постоянно действующего совещания духовных школ при Учебном комитете по вопросам методологии Болонского процесса. Необходимо активнее использовать современные сетевые коммуникации, которые позволяют без отрыва от учебного процесса принимать участие в обсуждении вопросов реформы и принятии продуктивных решений.

Другие публикации на портале:

Еще 9