Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

О бедном священнике молвите слово...

4 октября 2010 г.

Предыдущая публикация – «Своевременные размышления» – вызвала активную дискуссию на портале вокруг актуальных проблем духовного образования. Нетрудно заметить, что сегодня вопрос дальнейшей судьбы духовных школ беспокоит гораздо более широкие круги, нежели чем непосредственных участников образовательного процесса. При этом ожидания основной массы  вполне традиционны для церковного сообщества: апокалиптические и апостасийные. Буквально пару часов назад звонит мне один давний выпускник Академии, добрый и благочестивый священник: «Что, говорят у вас там всё совсем плохо? В семинарии из всех предметов оставили только два церковных, остальные все – светские?» Поясню: с этого года в учебный план были введены два дополнительных предмета – математика да физкультура. И почему церковная рецепция этих нововведений оказывается прямо противоположной реальности – тоже догадаться несложно. Куда ещё, как не в самый источник кадров для священнослужения, может и должен быть обращён лукавый взор врага рода человеческого?...

Опасливость, с которой встречают любые изменения в семинарской жизни, разумна и благословенна. Как бы там ни было, за минувшие десятилетия ХХ - XXI веков именно из этих стен вышло не одно поколение прекрасных священников и архиереев, по сей день являющихся духовными лидерами общества. В конечном счёте, и семинарии, и академии можно и должно было прощать многое – и несогласованное одно с другим преподавание, и казарменную воспитательную систему, и нередкий испуг перед интеллектуальными запросами людей уже образованных. Как правило, глубокое разочарование в семинарии постигало тех, кто шёл в неё в поисках мудрости и знаний: через год – другой складывалось небезосновательное впечатление, что этим здесь никто особо-то и не озадачен, а излишняя ревность к учёбе способна вызвать стойкую неприязнь со стороны окружающих. Ведь это, во-первых, несмиренно. Во-вторых, всякий действительно верующий с младых ногтей знает, что вера – первична, а знание – как получится. В третьих, простой житейский опыт свидетельствует, что в Церкви быть шибко образованным не то что неперспективно, но порой и опасно для жизни в епархии. Как говаривала одна мудрая матушка: «какой дурак захочет иметь жену умнее себя?»... Ведь хороший священник для архиерея не тот, кто всё знает, а тот, кто не задаёт лишних вопросов. А сдержать свой мятущийся в бесконечных вопросах ум – уже требует наличия особого духовного опыта. Так и складывалось, что фактически уже с первого курса семинарии в одной аудитории были вынуждены уживаться и те, кто вполне видел свой близлежащий горизонт (регентша-женитьба-рукоположение-приход-доход-чада-награды-почёт-уход) – так и те, кто не вполне понимали, кем они станут в ближайшие годы, но жаждали напитаться тем «кислородом вечности» вкупе с «амброзией богомыслия», который нет-нет да и пробивался то там, то здесь сквозь лекции, чтение, общение, молитву... Практики и идеалисты. Конечно, в действительности зачастую всё переплеталось, но к окончанию семинарии подавляющее большинство чётко понимало: либо приход, либо – академия. При этом выбор академии мог отнюдь не свидетельствовать о склонности к учёбе и тем более к научным изысканиям – это был также хороший повод оттянуть решение самого главного и болезненного вопроса, кем же быть? Кто-то, быть может, и скажет, что вся эта система изначально порочна, поскольку не выполняет поставленных задач перед семинарией и академией, но у меня сказать такое язык не поворачивается. Удивительная вещь, с которой мне лично пришлось столкнуться во время учёбы в семинарии и академии – невероятная внутренняя свобода, которая тем шире раскрывалась, чем больше было каких-то внешних рамок и ограничений. Если поначалу режим дня и вообще дисциплина представляли собой проблему, то по мере вхождения в семинарский ритм жизни открывалась возможность заниматься практически чем угодно, и времени для этого находилось более чем достаточно. Вот и занимались – кто поисками матушки, кто изучением языков, древних и новых, кто чтением духовной аскетической литературы, кто – детективов и романов. Единственное, что едва ли можно было наблюдать – чтобы кто-то зубрил конспекты и готовился к лекциям. Это тоже было, но уже в академии и в период экзаменационной сессии, и только по предметам, представлявшим повышенную опасность получения трояка. Каких, в общем-то, было не так уж много.

Очевидно, что сегодня выпускники дореформенной духовной школы составляют подавляющее большинство духовенства всех уровней – от диакона до архиерея. Если прибавить ещё и неизбежную ностальгию по златым младым летам, проведённым в семинарии, то становится понятным, почему крайне опасливо и настороженно воспринимаются любые попытки внести изменения в образовательный процесс подготовки духовенства. 

В то же самое время, последние годы произошла существенная трансформация представлений о том, каким же должен быть «идеальный священник». Помнится, ещё во время учёбы в семинарии нас убеждали в том, что у священника есть только три служения: собственно богослужение (и это – центральное), пастырское окормление и последнее, третье – проповедь или назидание. При этом все прекрасно понимали, что в действительности на приходе в подавляющем большинстве случаев всё будет по-иному: свежеоткрытый приход, поиск благодетелей, стройка, отделка, закупка продукции ХПП «Софрино», служба, торжественная встреча архиерея – и если всё очень понравилось – начинай сначала, только на другом месте... Если где-то в этой вполне логичной цепи происходил сбой – батюшка оказывался вне «мейнстрима» и тогда мог себе позволить роскошь уставного богослужения, многочасовых исповедей, бесед с прихожанами и организации полноценной приходской жизни. Правда, бывали и случаи, когда после нескольких мучительных лет стройки приход переходил в стабильное состояние, когда внутренняя жизнь общины становилась самым главным и желанным деланием для настоятеля. В любом случае, перед настоятелем чаще всего возникали задачи и проблемы, о которых он ни в семинарии, ни в академии и слухом не слыхивал. И это понятно: дореформенные школы были чётко ориентированы на подготовку духовенства к жизни в советском государстве, что не предполагало ни активного строительства храмов, ни широкой миссионерской деятельности, ни социального служения, ни вхождения в светское образовательное и научное пространство. 

С другой стороны, единственное, на что не простиралась рука государственного регулирования церковной жизни – внутренняя, сокровенная жизнь во Христе. Соответственно и усилия студентов могли быть преимущественно направляемы на духовное делание, вчитывание в труды святых отцов и подвижников благочестия, беседы с духоносными отцами, которых, по крайней мере в Троице-Сергиевой лавре, всегда можно было обрести. В конечном итоге, даже оказавшись в самой гуще приходской круговерти, батюшка имел внутри себя память о том, что в принципе где-то там, в монастыре, возможна качественно иная жизнь. И эта точка опоры для духовенства оказывалась едва ли не самым главным приобретением за годы учёбы.

В чём же заключается специфика духовенства «новой формации», которых теперь призваны воспитывать духовные школы? Прежде всего, в открытости внешнему миру, «разомкнутости». Очевидно, что Церковь сегодня выходит на качественно новый уровень взаимодействия с обществом, при котором уже не отделаться одними декларативными призывами «молиться, поститься и слушать Радио Радонеж». Народ, при всем своём скепсисе и даже недоверии, всё-таки смотрит на Церковь, не теряя надежды. Если не Церковь вдохнёт новые смыслы в жизнь общества, кто другой это сможет сделать? Если не православный люд покажет самим качеством своей жизни, что и в двадцать первом веке можно иметь полноценную, здоровую и душевно, и телесно, подлинно человеческую жизнь – какие могут быть другие, более весомые, аргументы в пользу христианства? Не духовенство ли должно стать подлинной аристократией общества – не по чинам, званиям или происхождению, но по тому дерзновению и ответственности, которое может иметь только настоящий пастырь, предстоящий, как Моисей, Богу за вверенный ему народ?

При всех важных и необходимых изменениях внешних форм духовного образования та сердцевина, о которой говорилось выше, должна остаться непреложной. Более того: необходимо, чтобы именно она стала мерилом всех реформ и преобразований. Помню, как с глубоким почтением говорили профессора об одном почившем члене корпорации – «он был человеком Церкви!» – подразумевая при этом не столько то, что вся жизнь была посвящена церковному служению, но то, что Церковь как жизнь со Христом и во Христе стала для усопшего самым главным сокровищем, найденным на поле земного жития. При нынешнем в целом благоприятном отношении к Церкви воспитать такое отношение  будет непросто – тем и почётнее, тем и ценнее...

Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (25)

Написать комментарий
#
А. Рогозянский
12.10.2010 в 11:25

Да. Семинарская программа, федстандарт, болонская система, науки, догматы, свободомыслие, физкультура - при желании всё сопрягается. Но не органически, а в административной логике, через цепочку компромиссов и т. д. Затянувшийся переход надоест, и участники процесса будут счастливы считать вопрос закрытым, окончив бесконечные согласования-пересогласования любой ценой. И так появится ещё одна синкретическая форма, как ОПК или полуконтрактная армия или, не знаю, страховая медицина или светское высшее образование с КПД в 1,5% (из 1200 выпускников университета, по статистике одного года, 17 устроились по специальности). Когда начинается всё с намерения пошить большую хорошую шапку из овчины, потом шьются одновременно две, три; пять, в процессе овчина линяет, изрезывается, выходят в итоге практичные рукавицы.

Всё это будет как-то работать. Скрипя и прихрамывая, но хоть на ходу не разваливаясь. В любом случае, по поводу преобразований сейчас много пафоса, как у прот. Павла и архим. Кирилла, который изрядно запутывает дело и заставляет верить в то, что реформа имеет сущностный характер и "расчищает завалы". Нет, никаких завалов она, как видим, не расчищает, а некоторые так даже и создаёт. Максимум, это добавится формального статуса и легитимности. Но управленчески открывается сложное время, так что одно второго стоит. "Борьба за мир будет такая, что камня на камне не останется". Тем более, обратного пути нет... Лет через 10 выяснится, благодарить ли нам сожигателей мостов и разрубателей гордиевых узлов. Что лучше и что хуже в новой системе в сравнении с имевшейся.

Ответить

#
11.10.2010 в 12:56
Вот, например, учебная программа по религиоведению в Российском Православном Институте, носящем имя св. ап. Иоанна Богослова (!):
http://www.rpi.su/schedule.html

В числе предметов, которые предлагаются взыскующему духовной премудрости студенту дневноо отделения в соответствии с вводимым гос. стандартом есть, например, "История свободомыслия", "Свобода совести", но нет даже истории Церкви (слово "Церковь", как и положено, здесь вообще не присутствует). Возникает вопрос - а нужно ли такое образование самой Церкви, если самой Церкви в нем не находится места? Или "Константинов век" уже зашел так далеко?


Ответить

#
10.10.2010 в 22:39
Насчет второй части - относительно "покаяния, исповеди и причастия" - согласен
Все же не стоит смешивать имена о.Иоанна Мейендорфа, о.Александра Шмемана и о.Александра Меня в одном флаконе. Они - очень разные. И в меру их духовности. И в меру научного знания.
И для этого ряда характерно, что чем более ученым являлся данный пастырь, тем более православным, если можно так выразиться. И более духовным, и равновесным.
В этом ряду имен для меня, конечно духовным идеалом является о.Иоанн Мейендорф, которого мне выпало счастье знать лично. Удивительно скромный, деликатный, добрый человек, который умел прятать свои немалые заслуги и великую ученость.
Характерно было мнение о. Иоанна Крестьянкина о двоих из них. О Мене он выразился в несвойственной ему жесткой манере: "Не надо к нему ходить". А об о.Александре Шмемане так: "Он, конечно, батюшка.... Но как он себе представляет себе еженедельное причащение?"

Отцу Павлу - Божией помощи и сил.
Ответить

#
10.10.2010 в 19:39
Вся система светского образования, начиная с дошкольной подготовки и заканчивая получением ученой степени, построена исключительно на эволюционной теории, отрицающей бытие Бога. Попытки ввести в нее хотя бы элемент креационизма ни к чему не привели. Министерство образования их категорически отвергло. Каким образом собираются в духовных школах решать эту проблему? Даже, если весь перечень предметов обязательного компонента (от иностранного языка до экологии) будет разработан (кем и когда?) с учетом креационизма и введен в духовных школах, то он все равно не будет принят министерством образования, потому что построен не на атеистической основе, а на основе Божественного творческого акта.
Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
9.10.2010 в 23:42
А вот так вот, Максим – захотели, взяли да разрулили ситуацию. Было бы желание...
У нас, конечно, всё больше, тяжелее и сложнее. Да и инерция на порядок выше. Масштабы другие...
Но всё равно – обратного пути нет. Даст Бог, справимся...
Ответить

#
9.10.2010 в 23:39
о. Павел, то, что в Смоленской семинарии введен теологический стандарт - мне не было известно. Это хорошо, что там такое уже есть, только все равно не могу понять, как возможно при всех тех выходных, которые практикуются в ДШ (очень много праздничных выходных дней, две недели великого поста, светлая семдица и другие праздники, а также всевозможные послушания) полностью реализовать всю требуемую часовую нагрузку. Да, кончено, в провинциальных семинариях с этим намного проще - там можно все кардинально переделать, чем в той же МДСиА - ведь у вас там так дорожать традициями, что диву даешься... Я нисколько не против теологического стандрата в ДШ, наоборот, это хорошо, но на фоне этого возникает другой вопрос: а зачем тогда нужны теологические факультеты в РФ, если семинарии (вскоре) будут реализовывать гос. стандарт по теологии? Ведь гос. диплом будет одинаковый - что семинарский, что университ.
Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
9.10.2010 в 23:08
Максим, живой ответ на Ваш вопрос – учебный план Смоленской ДС, ПОЛНОСТЬЮ соответствующий госстандарту и одновременно ничего не утративший из церковного образовательного стандарта. Видели всё совсем недавно собственными глазками.
Ответить

#
9.10.2010 в 23:04

Ответ прот. Павлу Великанову

В том и дело, что из разговоров о реформе образования ДШ, ничего ясного нет - то ли в обсуждениях говорят о гуманитарном компоненте, то ли о теологическом. Я привел гуманитарный компонент, который нисколько еще не устарел! Что касается теологического стандарта. Опять-таки, суть даже не в том, какое кол-ко предметов содержится в федеральном компоненте, а проблема в часах. Какая разница, что нет половины предметов из гуманитарного цикла в теологическом стандарте, просмотрите проекты нормативных актов Минобрнауки РФ по обр. стандартам по направлению "бакалавр теологии" и "магистр теологии" за 2009г. - http://mon.gov.ru/dok/npa/mon/?page=37

У бакалавра и физ-ра есть с часовой нагрузкой 400 ч., и математика с информатикой, и концепции современного естествозанния и самое главное иностранный язык 340 ч. Ну и каким же образом МДС собирается реализовывать эти часы? Вы не уходите от ответа, а лучше напишите, какие есть планы по внедрению федерального компонента таким образом, чтобы не нарушить какие-то там традиции ДШ? Лично я считаю, что подобное внедрение (страстное желание аккредитации ДШ, лично я не вижу в этом смысла абсолютно никакого) приведет к тупиковой ситуации... 

С уважением. 

Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
9.10.2010 в 22:11
Максим, у Вас очень устаревшие представления о фед. компоненте. Посмотрите второй образ. стандарт по теологии. Половины указанных Вами дисциплин там уже нет.
Ответить

#
А. Рогозянский
9.10.2010 в 22:01

Ну, если мы станем говорить, что современная физ-ра в ВУЗах имеет большое значение и делает инвалидов не-инвалидами, то мы, пожалуй, будем себя обманывать. В большинстве гуманитарных и технических это такая падчерица системы, унылая повинность и проформа. Разве только в МДА руководство планирует в ближайшем будущем предпринять физкультурную революцию и вырваться вперед. ) Однако простые, дворовые, любительские и почти что совковые волейбольные турниры между отделениями, по-моему, лучше. ) Опять-таки, регентскому и иконописному с их разными гендерными вкусовыми предпочтениями будет на что посмотреть. ) Не то, что на прыжки в длину и судорожные отжимания с выпученными глазами.

Вообще, физкультура, я считаю, - гениальный пример. Если мы декадентствуем о своей вере и относительно веры труднее всего определяем свою позицию в мире вещей, то полезно будет знать, как "современность" и "адекватность" расправляются с прочими составляющими идеала гармонично развитой личности. Я бы порассуждал на данную тему, будь возможность. О том, какими извилистыми путями один из элементов модерновой культуры - культура физическая, предполагающая согласованное продвижение общества, в духе Л. Рифеншталь, к триумфу выучки и воли, постепенно приходит к убожеству разного рода производственных гимнастик, аэробик, анорексических диет и, наконец, упокоивается в сетке урочных часов под названием "физра", милостью федстандарта. О, это была бы поэма, лебединая песнь! В минорной и трагикомической тональности. Кстати, не исключено, что в виду самых актуальных и самых адекватных из "трэндов", которые пока попросту не дошли до нашей далёкой провинции из стольного града Болони, физру в ближайшее время отменят. Да-да, отменят совсем! Ибо, справедливости ради, всё идёт к этому. Элементарно: коллективные спортивные тренировки как рудимент тоталитарного, авторитаристского дискурса, культивирующего насилие и унижающего достоинство личности. Вместо этого в сетку часов на индивидуальный выбор будут предложены: тренажёры, экстрим, йога и разнообразные виртуальные состязания - тиры, кегли, формула -1 и т. п. А то дедовщина какая-то, не знаю, честное слово, средневековье и лоховщина: повис, подтянулся... на старт, внимание, арш... 

Почти то же самое Его Величество Федстандарт делает и с другими составляющими идеала гармонично развитой личности: развитием в молодом человеке эстетических, нравственных способностей, эрудиции, начитанности, самодисциплины, чувства солидарности в коллективе и т. д. Поскольку основой для организации образования и реформ давно выступает философия прагматизма -социального соответствия и индивидуальной выгоды, а отнюдь не просвещенческий идеал. У глубокоуважаемого о. Павла, кстати сказать, содержание размышлений также двоится. Не одно и то же: "полноценная, здоровая и душевно, и телесно, подлинно человеческая жизнь", которая протекает во многом в оппозиции общему правилу, и "адекватность", "открытость обществу", "не-маргинальность" и соответствие "мэйнстриму" или тем более занятие верхних, называемых условно аристократическими, позиций.

Ответить

#
8.10.2010 в 23:27
уважаемый о. Павел Великанов,
вы ответили Ивану, что "математика и физ-ра - дисциплины фед. компонента, без которых нам никакой аккредитации никогда не получить. Остальное же все требуемое у нас и так фактически присутствует в том или инои виде. Вот и все".

А я скажу, что далеко не все! Вы многое не договариеваете. Дело не только в том, чтобы ввести математику и физ-ру, а в том, что для аккредитации нужна полная реализация федерального компонента (!), а не только какие-то части. Вы говорите, что остальные предметы уже фактически реализуются в семинариях. Ну это не так., и далеко не так. Здесь нужно говорить не только об Академии, но и о семинарии, потому что одна Академия не может получить аккредитацию, а только вкупе с семинарией (как одно учебное заведение, т.к. магистратура должна входит в состав какого-то учебного заведения).
Смотрите: существуют требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины".
Так вот. Цикл федерального (гуманитарного) компонента состоит примерно из 15 (!) базовых дисциплин:
1. Иностранный яз;
2. Физ-ра;
3. Математика и информатика (т.е. не просто одна математика);
4. Концепции современного естествознания;
5. История Отечества (либо Всеобщая; у меня была Всеобщая);
6. Логика и теория аргументации;
7. Культурология;
8. Политология;
9. Правоведение;
10. Психология и педагогика
11. Русский язык и культура речи
12. Социология
13. Фиолософия
14. Экономика
15. Экология
И вот скажите, неужели все эти предеметы уже реализуются в МДАиС? (будем сейчас о ней говорить, т.к. прежде всегдо МДАиС хочет получит аккредитацию). Далеко не так.
Вот ввели математику с этого года, но федеральный компонент говорит о математике и информатике. Разве в МДАиС есть политология и правоведение?; есть логика и теория аргументации?; а есть экономика (не экономика прихода)? и проч.
Более того, сложность заключается еще и в том, что эти предметы имеют уже стандартные программы, утвержденные Министерством, и эти программы необходимо реализовывать, а не свои собственные, как это принято у православных преподавателей.
И еще есть важная проблема для ДШ, которая заключается в сложности адекватной реализации учебных часов. Вот уж с этим никакая семинария и уж тем более Академия не сможет управиться (со своими традиция и "сердцевинами").
Скажите, каким образом МДАиС собирается выделить иностранному языку 340 часов по фед. стандарту? У физ-ры 408 ч.!!!!, математика и информатика 260 ч., концепции современного естествознания 200 ч., культурология 132 ч. и т.д (это я из своего гос. диплома выписал). Т.е., как могут быть реализованы все требуемые часы, если сам учебный процесс в ДШ не такой, как в вузах: когда все вузы учатся, семинарии и академии не учатся: то праздники, то посты, то Пасха, то еще что-то и т.д.
Т.е. учатся в ДШ намного меньше по часам, чем в вузах (!), вот в чем главная проблема, а не в том, что сейчас давайте перейдем на Болонскую систему, введем математику с физ-рой и нам дадут аккредитацию. Не все так просто. И существует не только федеральный компонент, но и национально-региональный компонент, где также имеются свои обязательные предметы и опр. кол-во часов, а есть и вузовский. И вот, получается, что практически большая часть (!)семинарских и академических предметов (разные виды богословия - догм., нрав., срав. и прочие сугубо церковные предметы) будут иметь отношения только к вузовскому конпоненту. Ну вот вам и полная картина - каким же образом МАДиС собирается все это реализовать?? Не знаю как вам, но лично я считаю - что это нереально для ДШ, просто нереально (учитывая специфику духовного образования)...
Вся образоват. программа ДШ состоит практически из церковных предметов, а не гуманитарных (их там мизер). Вот вам и проста арифметика, разве реально воплотить все требования для получаения аккредитации для ДШ, учитывая всю специфику духовного образования?? Я просто эмпирически убежден, что - нет...

Ответить

#
прот. Александр Голубов, США, Нью Йорк
8.10.2010 в 16:21
«Народ, при всем своём скепсисе и даже недоверии, всё-таки смотрит на Церковь, не теряя надежды. Если не Церковь вдохнёт новые смыслы в жизнь общества, кто другой это сможет сделать? Если не православный люд покажет самим качеством своей жизни, что и в двадцать первом веке можно иметь полноценную, здоровую и душевно, и телесно, подлинно человеческую жизнь – какие могут быть другие, более весомые, аргументы в пользу христианства?»

Вот то-то и оно.

К примеру, нeдавний разговор.

- Вчера, батюшка, был на всенощной (это у нас, в зарубежьи). На клиросе - регент. В храме - я. А в алтаре - настоятель. Пошел на клирос, помочь читать. И требование: все по уставу: ничего не сокращать. Скажите, батюшка, а почему это - так?

Такие, вот, реалии, надалеко от Нью Йорка, в пригородской местности, где по общему числу проживающих там православных, в том числе и русских людей, стоит храмов - 4 русскоязычных (служат, в основном, на церк.-слав.), 2 англоязычных, и 1 греческий.
Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
8.10.2010 в 14:05
Иван, Вы несколько ошибаетесь. К введению юриспруденции в наш учебный план Академия не имела никакого отношения.
А математика и физ-ра - дисциплины фед. компонента, без которых нам никакой аккредитации никогда не получить. Остальное же всё требуемое у нас и так фактически присутствует в том или ином виде.
Вот и всё.
Никакой мистики.
Ответить

#
7.10.2010 в 23:00
Уважаемый Виталий!
Есть такие русские поговорки: "За деревьми леса не увидел. В трёх соснах запутался. Семь вёрст до небес и, всё - лесом".
Так вот. Для Вас Виталий, к сожалению, Меейндорф, Шмеман, Мень - суть деревья, сосны и, вместе с тем -лес.
Боюсь что, до небес через данный "лес" Вы так и не дойдёте, опять запутаетесь.
Однако Всем Спаситель указал путь через "лес" к небесам: Покаяние, Исповедь, Причастие. Эти три тропинки проторят Вам путь через "лес" к небесам.
Не обижайтесь, мир Вам!
Ответить

#
7.10.2010 в 11:18
Введение математики и физкультуры напоминает, как несколькими годами до этого пытались сделать из студентов духовных школ мало мальски грамотных юристов, вставляя почти в каждый класс семинарии изучение отдельного курса права. Место тогда для преподавания правоведения забиралось от богословских дисциплин.
Также, как мне кажется, ситуация похожая и сейчас, откуда позаимствовали часы для преподавания мат-ки и физ-ры??? И насколько долго задержится такое физкультурно-математическое нововведение??? Тогда право удержалось только два года...
Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
7.10.2010 в 01:31
Максим, физкультура – это замечательно. Никто не давал нам права делать за пять лет из юных студентов инвалидов, причём исключительно по причине безразличия и ложно понимаемого аскетизма. Кстати, сейчас идёт воллейбольный турнир между курсами – и лица студентов стали куда веселее и жизнерадостнее:-)))
А в отношении математики – тоже лишним не будет в умеренных дозах. Хотя бы правила умножения вспомнят, для бухучёта на приходе ой как пригодятся :-))))))))))))))
Ответить

#
7.10.2010 в 01:20
Уважаемый Виталий Койсин, Энсхеде! В.Н.Лосский, хотя и жил в Париже, но к " парижской школе," вообще - то, не принадлежал.
Ответить

#
7.10.2010 в 00:54

а зачем, спрашивается, в семинариях нужна математика да еще и физ-ра?? Ей-Богу, ну просто цирк какой-то начинается, а не реформа! Я конечно не против этих предметов, чтобы они были в ДШ (как впрочем и остальные предметы светского хра-ра), но неужели ДШ МП настолько серьезно задумались об аккредитации, что уже и математика пошла? Мне - смешно, и даже очень... Смешно потому, что получится все с точностью, да наоборот: семинарская программа превратиться в программу гум. вуза в ущерб теологическому (богословскому) образованию (пока что я не считаю наше российское теологическое образование - адекватным) в европейском смыле. И уточню, что для аккредитации (о которой думает РПЦ) эти предметы не явлются дополнительными, они явлются частью федерального компонента, т.е. главными предметами (!) в системе светского образования. Ну в какой стране мира в программе католической семинарии вы видели метаматику да еще и физ-ру как предмет (спортивные мероприятия являются там личным делом каждого)?? Вы поймите меня правильно, я не против гум. обр. программы в ДШ, но тогда в этом случае юридически нужно возводить все семинарии в "институты", зачем создавать двойственность? Можно же было ради приличия поинтересоваться, каким же образом организуется образовательный процесс в инославных европейских семинариях (где также болонская система)? Я уже думаю, что ничего хорошого из всей этой реформы ДШ не будет, как не получилось в РФ с теологическим образованием - "начали строить дом на песке" (создавая теологические кафедры на пустом месте по примеру организации кафедр научного атеизма в советское время). Самый оптимальный вариант - это паралелльное обучение: в семинарии и на теолог. фак-те (веч. или заоч.). И по окончании все получали бы два диплома - церковного и светского образца, и не нужно никакой аккредитации ДШ (это дурь чья-то). А если все радеют за то, чтобы в процессе реформы осталась непреложной сердцевина (какая-то там), то тогда стоит вообще забыть о футуральной аккредитации ДШ, поскольку ну никак нельзя эту непреложную сердцевину аккредитовать... Разве аккредитацию уч. заведению дают за духовность, за проповедь морали и за подготовку пастырей? Если пастырю нужна математика - пусть идет учиться в светский вуз... 

       

Ответить

#
6.10.2010 в 22:09

Мир и Вам, отец диакон! Удивлён столь радикальным Вашим судом над "парижанами" :-) Как это "не место в богословии" (да даже и богословами Вы их назвали в кавычках) архим. Киприану (Керну), прот Иоанну Мейендорфу, В. Лосскому, архиеп. Василию (Кривошеину), прот. Георгию Флоровскому, прот. Николаю Афанасьеву, еп. Кассиану (Безобразову), К. Оливье, прот. Алексию Князеву...?!

Что касается скопированной Вами статьи, то я почти ни с чем в ней не согласен. Увы, нет 2-3 свободных вечеров для подробного её разбора, т.к. надо готовиться к скорой сессии (в St Serge, кстати:-)), да и других дел полно. Если "на скорую руку" - то основной недостаток в том, что в большинстве случаев аргументация строится на цитатах из "Дневников". А текст этот, по жанру, специфический. С таким же толком можно выдернуть цитаты из дневников св. Иоанна Кронштадского (типа "осерчал на деревенских женщин, мешавших мне ехать на коляске и предаваться благочестивым размышлениям" и "за Литургией думал об яблочном пироге и церковной награде") или Государя Николая II ("убил три вороны", "убил четыре вороны").

Несколько частных пунктов:

Цитата: "В своих работах, особенно в «Дневниках», он пытался подстроить Православие под господствующую в США политическую идеологию. Согласно ей, религия должна занять скромное место хобби, своего рода кружка по интересам, быть частным делом." Автор этого бреда читал, например, "Евхаристию: таинство царства"? Видимо - нет, т.к. он совсем не в курсе, что идеалом о.Алексадра была евхаристическая соборность. Видимо, автор не знает, что эта книга заканчивается словами "...(по окончании Литургии - В.К.) мы исходим в жизнь, чтобы свидетельствовать и исполнять свое призвание. Оно у каждого свое, и оно есть наше общее служение, общая Литургия - "во единого Духа причастие".

И, перед тем, как написать "Шмеман категорически отвергал все идеалы аскетизма" и якобы презирал пост, читал ли автор "Великий пост"? И такие слова в этой книге: "...в конечном счете, пост состоит в одном: в том, чтобы испытать голод, алкать, и это значит - достичь предела той жизни в нас, что зависит всецело от пищи, и, взалкав, открыть, что эта зависимость не есть последняя истина о человеке, что сам голод есть, прежде всего, духовное состояние и что на последней глубине своей он есть алкание Бога... и к телу, и к еде, ко всему образу жизни нашей, мы должны относиться с религиозным уважением."? Или вот это: "...(пост - В.К.) надо исполнять на двух уровнях: на уровне, во-первых, аскетического поста; а во-вторых - совершенного. Аскетический пост состоит в сильном сокращении пищи, так чтобы постоянное состояние некоторого голода переживалось нами как память о Боге и поддерживало постоянное усилие хранить эту память. Всякий, кто исполнял такой пост - хотя бы немного - знает, что этот аскетический пост, вместо того, чтобы ослаблять, создает в нас известную легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту. Пища принимается действительно, как Божий дар. Мы постоянно направлены в тот внутренний мир, который необъяснимо сам питает нас."

(прошу прощения у модератора за длиный off-top... не выдержал... наболело:-))

Ответить

#
6.10.2010 в 20:20
отец диакон, ну не ужились вы в духовной академии-чего же здесь мусор вываливаете? или кураевского дневника Вам мало?))) "где бы ни работать- лишь бы поболтать"..а то про святых да про цитаты...
Ответить

#
6.10.2010 в 12:51
Дорогой Виталий!
Опуская Ваши замечания о "дурном тоне" и присущих ему "интернет-сущностях" и прочих "ссылок", однако замечу, что представители т.н. "парижской шолы "богословия" ( по Крылову) - "как не садились, всё ж в музыканты не сгодились" , поскольку в Богословии главенствует симфония , но отнюдь не кокофония, которую вносят "парижские музыканты - "богословы". Ухо, знаете-ли, режет!
Не трудитесь всуе. Пусть "парижане" довольствуются видом Эйфелевой башни, Мон-Мартр, Елисейских полей, прогулками по Булонскому лесу, но в Богословии Им - не место.
Мы же, грешные, будем славословить апостолов, святетелей, преподобных, праведных и всех святых отцов, во славе Божией просиявших.
Мир Вам, раб Божий Виталий!
Ответить

#
5.10.2010 в 23:00

Отец диакон, ну зачем множить "интернет-сущности", делая copy-paste целых статей, а то и брошюр (как было недавно в разговоре об о.Александре Мене)? В интернете это считается дурным тоном. Гораздо лучше просто дать ссылку на полную статью и, если надо, короткую из неё цитату(ы).

А то кто-нибудь в ответ скопирует сюда полное собрание сочитений покойного о.Александра :-)

Ответить

#
5.10.2010 в 10:06
Спасибо, о. Павел! Ознакомившись с предыдущими комментариями я еще раз убедился в том, что в нашей Церкви невозможно даже подумать о каких-то реформах, пока в головах у нашего духовенства так и будут царить мертвые стереотипы. Наши "богословы" очень любят бросать камни в огород схоластической мысли, не замечая того, что сами погрязли в ее самых невзрачных проявлениях. При сильном желании мы сможем найти массу цитаток авторитетных святых, духовников, чтобы с яростью защитить эти стереотипы. Я, честно сказать, начинаю по-человечески сочувствовать о. Павлу за его старание, так как он остается непонятым. Красочней русской поговорки суть этой дискуссии не выразить: "он им про им про Ивана, а те про болвана". В свое время о. Александр Шмеман справедливо заметил: зачем читать святых отцов, если мы учимся лишь тому, о чем они пишут, но не учимся думать так, как думали они. И здесь налицо работает этот принцип. Мы следуем букве цитаток, не рассматривая их контекст, но не пытаемся понять как то или иное действие повлияет на жизнь Церкви с точки зрения здорового, рассудительного, широкого христианского взгляда, а не с позиции узких, стереотипных и затуманенных "измышлений".
Ответить

#
4.10.2010 в 22:08
Вот что писал на эту тему игумен Никон (Воробьев) в письме студентам МДА от 18.09.62года:
"Двести лет назад Святитель Тихон Задонский писал (в келейных письмах): "христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерство" (А теперь что осталось и на Западе, и у нас?). Эти слова приводит (сто лет назад) еп. Игнатий Брянчанинов в письмах к брату своему и предсказывает, что монашество скоро будет уничтожено, а вслед за ним та же участь ожидает и Православие. Надо бы руководителям всячески подумать об этом и делать соответствующие выводы! В семинарии и Академии не заниматься схоластикой, а действовать на сердце и волю, а не на разум и память только."(иг. Никон (Воробьев) "Как жить сегодня" М. 2008,стр. 162)
Ответить

#
4.10.2010 в 15:24

Статья претендует на некий "анализ" существа сегодняшнего священства. Да, нечто рода сего имеет место быть.
Обратимся, как мне грешному человеку, увиделось - к основе "бытия" священства в сегодняшнем мире:
" .....Очевидно, что сегодня выпускники дореформенной духовной школы составляют подавляющее большинство духовенства всех уровней – от диакона до архиерея. Если прибавить ещё и неизбежную ностальгию по златым младым летам, проведённым в семинарии, то становится понятным, почему крайне опасливо и настороженно воспринимаются любые попытки внести изменения в образовательный процесс подготовки духовенства.

В то же самое время, последние годы произошла существенная трансформация представлений о том, каким же должен быть «идеальный священник». Помнится, ещё во время учёбы в семинарии нас убеждали в том, что у священника есть только три служения: собственно богослужение (и это – центральное), пастырское окормление и последнее, третье – проповедь или назидание. При этом все прекрасно понимали, что в действительности на приходе в подавляющем большинстве случаев всё будет по-иному: свежеоткрытый приход, поиск благодетелей, стройка, отделка, закупка продукции ХПП «Софрино», служба, торжественная встреча архиерея – и если всё очень понравилось – начинай сначала, только на другом месте... Если где-то в этой вполне логичной цепи происходил сбой – батюшка оказывался вне «мейнстрима» и тогда мог себе позволить роскошь уставного богослужения, многочасовых исповедей, бесед с прихожанами и организации полноценной приходской жизни. Правда, бывали и случаи, когда после нескольких мучительных лет стройки приход переходил в стабильное состояние, когда внутренняя жизнь общины становилась самым главным и желанным деланием для настоятеля. В любом случае, перед настоятелем чаще всего возникали задачи и проблемы, о которых он ни в семинарии, ни в академии и слухом не слыхивал. И это понятно: дореформенные школы были чётко ориентированы на подготовку духовенства к жизни в советском государстве, что не предполагало ни активного строительства храмов, ни широкой миссионерской деятельности, ни социального служения, ни вхождения в светское образовательное и научное пространство".

Некии выдержки из "Извлечений дневниковых тетрадей св.прав. Иоанна Кронштадского:
"В течение последних десятилетий в отце Иоанне ещё более возросло сознание величия священства. Об этом Он очень часто пишет в Дневнике, а особенною силою это стало проявляться в делах Его: в чудесах вообще и в изгнании бесов в частности; всё это делалось Им как посредником Божией Силы. И, вот подходит уже конец Его жизни и священства: почитатели Его святыни, молитв и чудес, устраивают Ему торжество 50-летнего юбилея. А Он, помянув кратко милости Божии к Себе лично, забывает это и, действительно гремит знаменитое по содержанию Слово о "Важности священнического сана".
"Он сразу говорит именно об "уполномоченности". "Полномочия", какие "дал Вечный Первосвященник Христос архиереям и священникам", следующие:
- "во-первых, ходатайствовать за людей пред Богом";
- "во вторых, совершать Таинства спасительные";
- "в третьих, проповедовать" и,
- "в четвёртых, руководствовать людей".
" ..... Все эти виды священнослужения предназначены к единой цели - спасению пасомых".
Святитель Иосаф Белгородский, схиархимандрит Иоанн (Маслов), архиереи и священнство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - сегодня разве не об этом говорят?
Привнесения в процесс обучения в Семинарии и Академии сегодня безусловно востребованы. Вот только насколько Они будут соответствовать тому, о чём говорит св. прав. отец Иоанн Кронштадский?


Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс