Золотой фонд
Парадоксы «оптической» образности в антиутопиях Е. Замятина «Мы» и В. Набокова «Приглашение на казнь»13 октября 2009 г.
Духовное образование: необходимость качественных изменений8 марта 2010 г.
Вынужденность решений московского Совещания глав и представителей Православных Церквей 1948 года16 февраля 2010 г.
Вопреки…20 апреля 2011 г.
Новое в справочном разделе
К вопросу о церковнославянском: что с ним делать дальше?
10.02.2012
1. А откуда известно, что при Кирилле и Мефодии язык Писания и богослужения был понятнее, чем при пе...
9.02.2012
О. Диодор, простите великодушно. У меня произошла некая контаминация имени и фамилии.
9.02.2012
О. Ларион!
1) Речь о том, что при Кирилле и Мефодии язык был понятен, поскольку был народным. А рус...
8.02.2012
Основные тезисы статьи звучат не очень убедительно:
1. Так, например, говорится, что «Кирилл и Ме...
8.02.2012
Уважаемый отец Георгий, в Византии не было диглоссии между церковным и светским языком, там была диг...
8.02.2012
Уважаемый Илья, я не оцениваю примененный Вами термин с нравственной точки зрения – плох он или хоро...
8.02.2012
В вульгаризации нет ничего плохого. Блаженный Иероним вульгаризировал Библию и мы до сих пор читаем ...
8.02.2012
При переводах Кирилла и Мефодия (и их последователей) происходила не вульгаризация, а импорт сакраль...
Идеология и перевод Библии. Перевод Бубера-Розенцвейга
8.02.2012
Очень интересная статья. Благодарю.
Книжная справа на путях Древней Руси
8.02.2012
Благодарю, отче, за доброе слово. А то я смотрю на отсутствие комментариев, и мне кажется, что мои с...
|
Почему «выгорают» священники: интервью с иеромонахом Гавриилом (Бунге)[Для печати] [В блог]
8 сентября 2010 г.
Тема духовного опустошения, так называемого «выгорания», которое испытывают и священнослужители, последнее время привлекает всё больше внимания. Обсуждению этой проблемы посвящено интервью протоиерея Павла Великанова с иеромонахом Гавриилом (Бунге), взятое в сентябре 2009 г. в Бозе (Италия).
Прот. Павел: Отец Гавриил, хотелось бы поговорить о проблеме «выгорания» — синдроме профессиональной усталости. Известно, что врачи, учителя и другие деятели социальной сферы — а значит, и священники — наиболее подвержены эмоциональному истощению. Иеромонах Гавриил: Я вам скажу, что я знаю не просто монахов «выгоравших», но и монахов, которые вообще стали жертвой этого процесса. Мне хотелось бы внимание особо заострить именно на избрании священнического служения. Ведь «выгоревший» священник крайне опасен — он пример для других, и когда люди видят, что священник потух, потухают и прихожане.
Прот. Павел: Я хотел бы эту проблему несколько обострить. Иногда священник теряет веру, но при этом не выгорает, потому что в нем гореть-то было нечему. Он может выполнять свои священнические служения, как-то окормлять прихожан, зарабатывать деньги и быть вполне довольным своей жизнью. С другой стороны, искренний человек, теряющий веру, в состоянии «выгорания» может и из Церкви уйти — не ощущая в себе веры, он не хочет обманывать других. Поэтому было бы интересно услышать ваш взгляд и на первую проблему, и на вторую. Как это состояние внутреннего кризиса связано со страстью уныния? Иером. Гавриил: Знаете, я написал одну маленькую книгу об унынии — «Акедия». В одной из глав рассматриваются иррациональные страсти, которые рождаются в человеке и в конечном итоге приводят к мертвой точке духовной жизни. В этом состоянии человек оказывается в некой внутренней «двойственности», которую крайне трудно диагностировать самому. Причина этого, с одной стороны, в том, что человек полностью утрачивает вкус к жизни, он как бы обескуражен, теряет вдохновение. Но с другой стороны, если священник искреннен и любит свое служение, то дьявол искушает его, побуждая направлять свою ревность на внешнюю активную деятельность. Получается, что он внутренне уже опустошен, но, как бы желая что-то сделать, по искушению дьявольскому очень активно целый день бегает вокруг каких-то вещей, ведет очень активный образ жизни, наивно полагая, что весь мир зависит только от нас, что если мы остановимся, то все сразу рухнет. Жизнь проводится в тщетной суете. И такой искушаемый диаволом активный священник продолжает жить, он говорит о Боге, говорит о Боге постоянно и много, но не говорит больше с Богом, у него прерывается разговор с Богом. Он побуждает других к молитве, он возглавляет богослужение, но сам лично не говорит с Богом, не молится. И именно поэтому его вера постоянно опустошается, истощается и превращается в ничто. Потому что источник нашей веры, источник нашего служения — это внутренний наш контакт с Богом, наш разговор с Богом, наше общение с Богом. Если этого нет, всё остальное рушится. Я хочу сказать, что я знаю священников и монахов на Западе (с Востоком я знаком мало), которые говорят, что не нужно больше молиться, это трата времени, это ни к чему не приводит. Лучше заниматься добрыми делами, творить добро. У меня есть один друг, который не то чтобы отшельник, но монах, он живет в монастыре и необычайно активен. Духовная ревность его толкает вперед, при этом свою душу он опустошает, т.е. человек выгорает. Он постоянно что-то организовывает, но сам себя совершенно опустошает. Главное в нашей жизни, что мы не знаем и не понимаем, не различаем некоторые ступени духовной жизни. Приведу пример, который, возможно, и не касается непосредственно нашего разговора. Это из опыта моего общения с известным румынским старцем Клеопой. Я считаю его одним из высокодуховных старцев XX века. Когда мы подходим к очередному этапу, точке своего роста в жизни, подступаем к новой духовной ступени, то очень часто впадаем в искушение, нас начинает посещать демон, который становится для нас «экзегетом», толкует смысл Священного Писания, навевает особые смыслы молитв. Я бы сказал, что все эти «откровения» — полный бред, но демон убеждает: «Нет, всё это действительно так». И почему же он так говорит? Почему всё так происходит? Потому что дьявол хочет заблокировать нас на этой ступени, чтобы мы как бы остановились и сконцентрировались на этих демонических «откровениях», он хочет помешать нам возрастать далее в духовной жизни. Это очень тонкое искушение. В Евангелии это выражено другими словами, но по сути — то же самое. В духовной жизни важно понимание таких тонких вопросов, которые могут превратиться в серьезное препятствие. Всякие явления, чудеса, которые мы встречаем на пути, вводят нас как бы в состояние ступора: таким образом творение мешает нам восходить к Творцу.
Прот. Павел: Можно я уточню, правильно ли я понял, что видимая успешность духовной жизни может оказаться главным препятствием в ней? Иером. Гавриил: Существует различие между творением и Богом, различие в духовной работе. Потому случается, что в духовной жизни человек очень привязан к внешним правилам, привязан фанатично и безоговорочно, и тем самым он не оставляет никакой щелочки для Бога, чтобы Он как бы туда проник, и вас позвал к Себе. Когда Господь хочет с вами говорить и к вам обращается, необходимо помолчать, прекратить говорить самому. Нужно просто замолчать, посмотреть на Бога, прислушаться, захотеть и суметь услышать то, что Он вам говорит.
Прот. Павел: Здесь есть некоторые внутренние противоречия. С одной стороны, подвижник не должен видеть своего состояния, чтобы не возгордиться и чтобы это не стало препятствием его духовной жизни. Невозможно одновременно и быть смиренным, и знать, что ты смиренный. А, с другой стороны, он должен знать четкие ориентиры, чтобы не уклониться от правильного пути. Он должен иметь какую-то твердую стеночку, которой иногда должен касаться, чтобы понимать, что идет в правильном направлении. Иначе он, как язычник, не знает куда идет. Так что же является этой духовной стенкой? Иером. Гавриил: Этой стеной является учение святых отцов. Нельзя сделать ни одного шага в жизни, не обратившись к святым отцам, не имея подтверждения, свидетельства святых отцов. Мы постоянно читаем творения святых отцов и должны размышлять над этими творениями, даже если там говорится о таких вещах, которых, как нам кажется, никогда не было в нашем опыте и не может быть. Это необходимо для того, чтобы научиться понимать, как поступать в той или иной ситуации, опираясь на опыт святых отцов. Конечно, идеально, когда у вас есть опытный духовник, который сам прошел весь путь и имеет богатый духовный опыт. Но, увы, это такие исключительные случаи... Таких духовников очень-очень мало, поэтому для нас святые отцы остаются этой опорной стенкой. К сожалению, отец Клеопа, который не только прочитал много книг, но и опытно прошёл святоотеческим путём, сегодня мало знаком русскому читателю. Необходимо перевести его проповеди, беседы. Он писал на французском, английском и итальянском. У меня даже есть видеозаписи его бесед. Кажется, будто бы он пришел к нам совсем из другой жизни... Но люди такого масштаба духовного измерения были редки не только в ХХ веке, они всегда были редкими, во все времена. Если у нас нет рядом такого человека, живущего ныне, на которого мы могли бы опереться, такого духовника, то, слава Богу, у нас есть описания житий таких людей и те труды, которые они нам оставили. Лично я так и поступал. Кода я был маленьким, у меня был замечательный духовник. Когда я подрос, такого духовника у меня уже не было, и тогда я стал ориентироваться исключительно на книги. Да, ещё была всего лишь одна встреча с отцом Клеопой, которая оставила значительный след в моей жизни. Я должен сказать, что он был пророком. Потому что искушение, о котором он мне тогда говорил, это искушение, характерное для интеллектуалов, — когда богословие становится важнее самого Бога. У нас постоянно такое бывает, что мы просто не можем закрыть книгу. Это классическое искушение в среде тех, кто занимается богословием, наукой. Но нужно прекрасно понимать, что если не стряхнуть с себя это искушение, если его не побороть, то вы неизбежно придёте к еще более серьезному искушению, к «выгоранию».
Прот. Павел: У архимандрита Софрония (Сахарова) есть анализ духовной жизни преподобного Силуана Афонского, где он говорит, что состояние богооставленности является нормальным периодом в жизни любого подвижника. Можно ли провести границу между «выгоранием» и богооставленостью? Ведь и в том, и в другом состоянии руки опущены, человек не вдохновлен, он находится на грани отчаяния. Иером. Гавриил: В состояние уныния можно впасть и через аскезу, если переусердствовать, перетрудиться именно в подвижнических трудах. Но диагностировать это состояние внутри себя крайне затруднительно. А состояние богооставленности, как вы сказали, действительно очень важно в духовной жизни. Речь идёт о тех случаях у монахов высокой духовной жизни, которые претерпевали такое состояние. И отсюда возникает вопрос: как такое могло произойти? Ведь те люди были очень высокой подвижнической духовной жизни, и как так случилось, что они как бы упали, почувствовали такое состояние? Святые отцы говорят, что есть две причины, по которым Господь оставляет. В первом случае, как это было и с праведным Иовом, Господь ставит в такие условия, где проверяется вера человека, и таким образом она является всему миру. Это испытание веры становится примером для всех окружающих. Когда Господь как бы забирает все: семью, здоровье... И вера в такой ситуации становится настоящим сиянием. Другой случай, точнее, другая причина — это гордыня. Это когда люди гордые приписывают исключительно себе всё, что они сделали. Они пользуются успехом и замечают лишь свою успешность, а дьявол попускает мысль в сердце человека, что его труды принадлежат исключительно ему самому и его внутренними усилиями достигнуты. И, как следствие всего этого, человек забывает воздать хвалу Господу за то, что он имеет, забывает благодарить Бога за то, что Он ему послал, а далее начинает презирать других людей, которые находятся вокруг него и которые, с его точки зрения, такого успеха, как он, не достигли. И тогда Господь отнимает Свою руку от этого человека, чтобы он понял, что он есть на самом деле без благодати Божией. Увы, надо сказать, что есть люди, которые так и остались неисправимы, на которых и это не подействовало. Бывает, они даже уходят из этой жизни, так ничего не поняв и не покаявшись.
Прот. Павел: Можно сказать, подводя общий итог, что в основе выгорания, как священнического, так и вообще мирского, лежит излишняя самонадеянность человека на себя самого. Это вдохновение самим собой отрезает человека от источника Божественной благодати, и он неизбежно в какой-то момент выгорает. Иером. Гавриил: Очень часто бывает такое непонимание, непроизвольное, неявное, поскольку человек не знает, что он поступает не так. И в этом случае впасть в состояние богооставленности очень хорошо, очень полезно, потому что это дает нам шанс покаяться, если, конечно, мы этого захотим. Однако человек в таком состоянии может и вообще уйти из Церкви. Но что же делать, когда в таком состоянии, оказавшись без Бога, невозможно даже просто открыть псалтирь? Открой молитвослов, встань перед иконой и говори, крестись и говори с Богом, даже если Господь тебе не отвечает. Об этом говорят как о само собой разумеющемся, но на самом деле не отдают отчет, насколько ужасно и духовно опасно это состояние нечувствия... Ключевые слова:
См.также:
Написать комментарий
В настоящее время на данном сайте есть несколько статей посвященных "выгоранию", нужно полагать что данная тема очень актуальна. Но вот только мне не совсем понятен данный термин, в святоотеческой литературе, такого термина не встретишь.
Если говорить о духовном состоянии то может правильнее использовать термин "уныние"? Зачем вводить новый понятие? "Выгорание", как мне кажется, больше характеризует психологическое состояние человека и применять его в контексте духовного, не совсем правильно. Объясните пожалуйста мне что это такое? Ответить
Уточн., что значит, что "они устали от слов" в контексте молитвы. Молитва есть возношение ума, сердца и души к Богу. Но сначала для этого служат слова, а затем молитва творится умом, сердцем и душой в единстве созерцания, в благодати обожения, это святая молитва, молитва святых.
Но можно не дойти до нее, если читать молитвы, лишь словами, "вычитывать", нагружать себя чрезмерно... Это всем известно. Здесь нужно благоразумие. Вот об этом-то благоразумии и пишу. Нужно естественное безгрешное созерцание, например, иконописание.
Ответить
Здравствуйте, Александр! Пока не нашла труды старца Клеопы, но когда найду, то обязательно пришлю перевод. Помолитесь обо мне, пожалуйста. Анна. Ответить
Здравствуйте, Анна! Я слышал об о. Клеопе, тоже хотел бы почитать его проповеди, английский знаю плохо, румынский не знаю совсем. Если Вам что-то удастся найти и будете переводить - будьте добры, поделитесь - pater собака bk.ru. д. Александр.
Ответить
Здравствуйте! Да, я действительно хочу почитать проповеди отца Клеопы, а английский язык знаю немного, но надеюсь одолеть с Божией помощью по молитвам Божией Матери и святого Ангела Хранителя. Я в течении длительного времени - 7 лет переживала состояние "выгорания", не понимала, что со мной происходит. А когда увидела в своей душе свое" я" в виде дьявола-ужаснулась от сознания того, в какой бездне я нахожусь. Не знаю как у других, у меня это только от самонадеяния. И только с Божией помощью по молитвам Богородицы, Ангела Хранителя, всех святых и своего духовного отца стала выходить из этого состояния. И еще -после поездки в конце июля этого года на Валаам. Р.Б. Анна-------- Завершение пересылаемого сообщения ---------- Ответить
Вот посмотрим все же внимательнее. "Выгорание" священников как и других тружеников общества связано скорее с тем, что у них очень много и постоянно работает вторая сигнальная система, а первая -- не задействуется всегда... И рано или поздно при таком их взаимоотношении вторая система переутомляется, а значит приходит "профессиональная усталость", "выгорание"... Как известно, первая сигнальная система реагирует на раздражители через ощущуния и анализаторы, органы чувств. Вторая связана с словом и условными рефлексами. Первая -- обща для человека и животных, а вторая является во многом специфически человеческой. Все, что связано с мышлением, волей, творчеством, словами и проч., все специфически человеческое связано с второй сигнальной системой. И вот современное общество еще с детства развивает в первую очередь именно вторую сигнальную систему, используя её ресурсы. И она утомляется. А для священников она работает постоянно, а первая -- лишь иногда. Смотрите -- молитва -- словесная (не буду сейчас говорить о высших святых формах Богообщения, они исключительны); общение с людьми, проповедь, чтение книг и творений Святых Отцов -- связано со словами. Мышление и воля -- также работает преимущественно вторая сигнальная система. Более того, поскольку молитва должна быть чистой, то есть без воображения, то вся нагрузка падает на вторую сигнальную систему, а первая -- отдыхает, блокируется. Воздержание чувств также ведет к работе второй системы и бездействию, блокированию первой... И т. д. и т. п. Священник как никто другой по профессии истощает ресурсы второй сигнальной системы... И конечно, рано или поздно, при таком истощении приходит усталость хроническая, "выгорание", причем чем более ревностен священник в духовном, тем скорее придет оно... Выход фактически один -- уменьшать работу второй сигнальной системы или сводить ее к минимуму хотя бы периодически, каждый день по часу... Смотреть на жизнь, рассматривать картины, занятся иконописанием, вслушиваться в звуки, ощущать запахи и прочее... Первая система должна работать, иначе переутомление второй скажется... Скажете, это прямо противоречит учению Отцов о непрестанной молитве и духовной жизни? Но смотрите: условия жизни Отцов (особенно монахов-пустынножителей) и современных священников (особенно городских) сильно отличаются. Монахи живущие на природе так или иначе проводят значительную часть времени в созерцании природы, окружающего мира. Они трудятся физически (вспомним, что молитва и труд -- столпы монашества, одно без другого не взлетит). А физический труд дает отдых второй сигнальной системе. Болле того, новоначальным опытные старцы не дают полноты духовных упражнений и молитвы, но нагружают физически -- именно потому, чтобы не переутомить их вторую сигнальную систему молитвой, чтением книг и размышлениями... Пустынножители видят окружающую природу и у них работает первая сигнальная система. Поэтому и вторая может отдыхать и работать -- они учатся молитве и то лишь поспепенно. А священники, особенно городские, -- что видят они? А читая молитвы непрестанно, священники вообще живут "выше" монахов. Не зря многие Отцы говорили, что в последние времена живущие в мире будут выше многих древних... Может какой человек скажет: "вот буду работать Господу так и далее, не буду давать отдых второй сигнальной системе. Ведь Отцы так учили". Но это гордыня -- превзойти свою природу своими усилиями. Природе нужен отдых. Второй сигнальной системе он также очень нужен. Да, есть, например, монахи, которые постят всегда. Но станем ли мы, зная, что пост хорош, заставлять детей постить постоянно? Будем ли заганять естество, желая "быстрее" добраться до Царства? Или последуем благоразумию древних? И более того: древние использовали работу первой сигнальной системы: они писали иконы, рисовали в книгах миниатюры, созерцали природу, окружающий мир. А современные люди -- что они видят? Священники отворачиваются, если они благочестивы от многих зрелищ, но безгрешные зрелища им просто необходимы... Да, "не насытится глаз видением, ухо слышанием...". Но это сказано тогда, когда и писали люди мало, и читали немного. И видели красоту природы каждый день. И слушали звуки ее постоянно. И они могли говорить о том, что следует возвысить ум от чувственного к умному. Говорили о "феории"-- умственном созерцании. Но не забывали и о практике. Сейчас же священники, если они образованны, уже прошли "курс" своеобразной естественной "феории" в учебе. Уже устали... Потом они молятся, не видят мир, не слушают природу, и у них наступает усталость... И не следует путать "выгорание" и усталость с Богооставленностью. Первое -- естественное состояние поврежденной природы, второе -- Божье действие, Промысел Его. Первое -- от усталости, второе -- духовно. На Западе именно потому мало священнослужителей, что у них вторая сигнальная система работает еще сильнее, и еще больше устает... Телевизор, потоки информации, общение, отсутствие созерцания природы, городские стены, целибат и т. д. -- все это -- нагружает вторую сигнальную систему еще до священства. Именно поэтому они "выгорают"... А нужно всего немного -- каждый день хотя бы по часу подряд смотреть, рассматривать картины, красоту природы, сулшать пение птиц, музыку без слов, трудиться физически -- нужен отдых. И тогда снова будут они "гореть". Именно поэтому они не любят молиться... Ведь молитва словесна... они устали от слов... Не надо приучать их молиться несмотря ни на что: нет, нужно учить их зрению естества. Господь недаром в Таинствах задействовал естество, материю. Недаром Он воплотился. и назвал блаженными видящих и осязающих Его. Недаром первохристиане рисовали иконы, ведь живя в катакомбах, им нужны просто иконы для работы первой сигнальной системы... Недаром и дети любят картинки. "Будьте, как дети", -- говорит Господь. Ответить
Я согласна с о.Гавриилом,просто я незнала как называется подобное состояние.Согласна,что ориентироваться нужно на святых отцов православной церкви.Хотя я и мирянка,но как бы "оставленость Богом",мне пришлось испытать,скажу честно невыносимое состояние.
Ответить
К слову, не понял замечания интервьюера о том, что в православной традиции "подвижник не должен видеть своего состояния". Да, аскетика избегает мнительности, самомнения и стремится по этой причине упростить рефлексию, направив её в покаянное русло. Тем не менее, сказать, что аскетическая традиция идёт мимо состояний, наверно, будет неверно. Аскетика сплошь посвящена состояниям, особенно для своего времени это был исключительный пример психологической персоналистики. Прочие культуры и народы не имели ничего подобного, даже в греческой философии интроспекции очень редки и касаются, в основном, логики или внешнего мышления. Христианство же раскрывает "внутренний космос", в некотором роде его конёк, причем упомянутое проникновение становится возможным благодаря конституированию с евангельских позиций понятия совести. Если угодно, то вот наглядный пример, когда подвижника прямо призывают видеть и наблюдать своё состояние, первая из цитат, которая в связи с разговором пришла мне на память: ///Внимай себе, возлюбленный, говорит Исаак Сирин, и при непрестанном делании имей пред глазами и приключающиеся тебе скорби, и место пустыни, в которой живешь, и тонкость ума своего вместе с грубостью своего познания, и продолжительность безмолвия вместе со многими врачевствами, то есть искушениями, какие наводятся на тебя то истинным Врачом ко здравию внутреннего человека, то иногда и бесами, и состоят иногда в болезнях и трудах телесных, иногда в ужасающих помышлениях души твоей и в страшных напоминаниях о том, что будет при конце; иногда прививаются и обвязываются благодатная теплота и сладкие слезы и духовная радость и подобное. И теперь, во всех ли этих обстоятельствах совершенно видишь, что язва твоя начала подживать и закрываться, то есть страсти стали ослабевать? Положи примету, и непрестанно входи сам в себя, и смотри, какие страсти, по твоему замечанию, изнемогли пред тобой, какие истребились и совершенно оставили тебя, какие начали умолкать вследствие выздоравливания души твоей, а не удаления только того, что возбуждало их, и какие научился ты одолевать разумом своим, а не одним лишением себя причин страсти. И еще внимай, совершенно ли видишь, что в гниющей язве твоей начала нарастать живая плоть, то есть мир душевный; и какие страсти преследуют тебя одна за другой последовательно и стремительно и через какой промежуток времени; телесные ли или душевные это страсти, или сложные и мешанные, и проходят ли в памяти только как слабые, или сильно восстают на душу, и как восстают — властительски или яко тать; как смотрит на них царь-ум, этот властитель чувств: вступает ли с ними в брань, когда выступят вперед и объявят войну, и доводит ли их до бессилия своею крепостью, или и видя не видит их вовсе и не занимается ими; и какие остались из старых страстей, и какие вновь образовались; притом возникают ли страсти в живых образах или в чувстве — без живых образов и в памяти — без страстного движения, без размышления о них и без раздражения. И по этому можно узнавать меру душевного здравия (Исаак Сир. Сл. 45, лист 76 на обор.)./// http://www.sedmitza.ru/text/440122.html Ответить
Вопрос интересный, по тому, как др. Бунге говорит и аргументирует, заметен свежий человек, сформировавшийся по-видимому вне общего интеллектуального "мейнстрима", на Западе, ну и, соответственно, здесь. Буду теперь следить за выступлениями и работами новоприсоединённого о.Гавриила, рад, что не подтверждаются первые сообщения о нём как о либерале, не видящем принципиальных различий между Православием и католичеством и сделавшем некий сугубо вкусовой выбор в сторону восточного христианства. Напротив, данная беседа раскрывает его как человека, тяготеющего к традиционному мировоззрению, аскетике. В ходе её о. Гавриил, очевидно, не тяготится сомнениями, наподобие "маргинализма". По понятным причинам автор свободен от повторения общих мест и услужения целесообразностям момента, принимаемым просвещенным обществом за мнимо актуальные. Кажется, это может означать возвращение повторного интереса к герменевтическому аспекту, "искусству понимания", в противовес эмпирическому и идеологическому "искусству убеждения", завоевавшему широкие позиции в последнее время. Спасибо, большое и искреннее, о. Павлу! Хотя, как я подозреваю, обсуждаемое несколько расходится с интенцией последних выступлений гл. редактора. Тем ценнее, еще раз спасибо! По существу вопроса: "выгорание", профессиональная усталость включает большой спектр причин. Согласен с автором, и в России прошедшие годы вывели многочисленный тип т. н. "реалистов", с точки зрения которых "молиццо и постиццо непродуктивно", а продуктивно, стало быть, что-то новое и деятельностное. /// Я хочу сказать, что я знаю священников и монахов на Западе (с Востоком я знаком мало), которые говорят, что не нужно больше молиться, это трата времени, это ни к чему не приводит. Лучше заниматься добрыми делами, творить добро. У меня есть один друг, который не то чтобы отшельник, но монах, он живет в монастыре и необычайно активен. Духовная ревность его толкает вперед, при этом свою душу он опустошает, т.е. человек выгорает. Он постоянно что-то организовывает, но сам себя совершенно опустошает./// Более того, эти самые тезисы, только выражаемые более дипломатически, в церковной информационной сфере, включая официальные источники, оказываются преобладающими. Психологически "выгоранию" подвергаются разные группы и не только гуманитариев, хотя гуманитарии в первую очередь. Казалось бы, далеко отстоящий факт, но всё меньшее число молодых мам могут переносить длительное нахождение со своими детьми, однако назвать назвать это "профессиональным выгоранием" как-то язык не поворачивается. Сказывается по-видимому общее ослабление психической конституции человека в ходе цивилизационного процесса. Духовенство может "выгорать" и по своим специфическим причинам, тем не менее, во многом, эта проблема находится в общем ряду с "болезнями века": эпидемией неврозов, стрессов, депрессий в обществе. Исторически, я думаю, здесь есть определенные параллели с декадентством. Ответить
"Ошибка в рассуждении в том, что Богу отводиться активная роль "оставления" священника"
Речь о другом искушении: "Богооставленность", о которой здесь говорится,- самое последнее-высшее искушение для достигших духовного совершенства. "Илои, Илои, лима савахвани!". Об этом , напр., говорит прп. Амвросий Оптинский, но нам, к сожалению, этого не понять. Однако это не повод отвергать это явление как таковое. С остальным комментарием прот. Михаила Махова, когда Божественная Благодать отходит по конкретной причине в нас лежащей, полностью согласен.
Ответить
Выгорание может случится и в душе искренне верующего человека, когда он сталкивается с фальшивым христианством, с ложью, с поруганием святынь от церковнослужителей. Неверие или неследование идеалам веры пастырей губительно для паствы.
Ответить
От духовно выгоревших священников в первую очередь страдает паства. Но мне кажется, что состояние паствы - начинающиеся нестроения в приходе, могут быть очень ранним и верным знаком для батюшки, что возможно следует заглянуть и внутрь своей души, пока вирус опустошенности не повлёк за собой тяжелые осложнения.
Я не могла это не сказать т.к. являюсь прихожанкой храма, где надолго затя нувшийся судебный процесс привел к состоянию духовной войны, где священники относятся к прихожанам по критерию ты за "белых" или за "красных" и сами уже серьёзно от зтого устали, но отец настоятель никак не соглашается прекратить судебные разбирательства и начать всем вместе молиться дабы заполнить безжалостную пустоту своей и нашей душ. Ницца, Свято-Николаевский собор Ответить
Смирение себя не видит! если ты увидел себя выгоревшим - это нормально
А если у тя все нормуль-значит пора на исповедь! Ответить
"Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных, и еще более в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть наконец в ереси и хулы. Мы можем узнавать сие бесовское богословие или, лучше сказать, богоборство по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе во время сих толкований." (Лествица. Глава 26, 151)
Ответить
Ошибка в рассуждении в том, что Богу отводиться активная роль "оставления" священника. Бдь то Бог это делает по своей воле, от чего человеку похо и больно. Это ложное понимание "выгорания". Бог не поколебим в своем положении, и ничего не делает ухудшающего, и болезненнго для нас. Это мы "оставляем" Его, отходя в мирские заботы и страсти. Для примера можно привести свет от фонаря, который светит и тебе хорошо, вышел в темноту - сам виноват. Это важное понимание. Без него можно впасть в отчаяние и уныние, перестав активно двигаться к Богу, предполагая, что раз Он "оставил", то ты ничего сделать не можешь. Можешь, в любю минуту и момент своей жизни! Другое дело, что чем ты опытнее духовно, тем большие усилия тебе требються, что бы находиться возле Бога. И если новоначальному только входа в храм хватало, и ветерка благодати, для радости, то опытному, и дневного чина мало. От этого и совет - каждый день чего то из духовных усилий прилагать. Молитовк новенькую, поклончиков десяточек, дело благое, и конечно Любовь. Уныние, при "богооставленности" остаеться грехом самого человека а не Бога - вот в чем хитрость. Так, что Бог, нас не оставляет никогда - это мы от него отходим.
Ответить
Помощи Божией всем читателям данной статьи! Вообще тематика необычна по своей духовной неприступности.Что имею в виду: чтобы рассуждать в её рамках надо , на мой взгляд, быть чрезвычайно осмотрительным, поскольку степень "выгорания" или "не выгорания" - уровень ведения самой сути души человека, его сокровенных и таиственных глубин. А Кто их ведает с с абсолютной точностью? Наш клир тот , который есть - другого не будет. При всех его видимых недостатках необходимо всегда помнить, что священнослужители во время свершения Литургии молятся за всех нас и молитва эта угодна Богу. Ответить
"Когда мы подходим к очередному этапу, точке своего роста в жизни, подступаем к новой духовной ступени, то очень часто впадаем в искушение, нас начинает посещать демон, который становится для нас «экзегетом», толкует смысл Священного Писания, навевает особые смыслы молитв. Я бы сказал, что все эти «откровения» — полный бред, но демон убеждает: «Нет, всё это действительно так». И почему же он так говорит? Почему всё так происходит? Потому что дьявол хочет заблокировать нас на этой ступени, чтобы мы как бы остановились и сконцентрировались на этих демонических «откровениях», он хочет помешать нам возрастать далее в духовной жизни. Это очень тонкое искушение"
я чего то не понял про демона дающего откровения о Св. Писании.. можно как-то поподробней?
Ответить
в своем жизненном деле "выгорают" все.
Например, мать в своем делании. недаром ведь детей отпускают в автономное плавание. Потому что душа "выгорела" - отмучила свое. "выгорают" отцы (по плоти), и тоже отпускаю своих детей. А если нет - то это родительская патология. Мать, отец свое жизненное "делание" могут осмыслить. Осмысление это может продолжаться длительное время, и это будет покаяние. "На плаву" держит душу одного человека долг перед другим человеком. Христианин на этом пути решают массу проблем духовного свойства. поэтому я лично не уверена, что единственный путь спасения от "выгорания" - это собственно молитва. Наблюдая священников на протяжении лет этак двадцати, я пришла к выводу, что их спасает любовь к своей пастве. Если любят тех, кто к ним приходит, если понимают ответственность свою перед Богом за этих людей, если действительно хотят их помочь, то они не "выгорают". А если не любят - то становятся ворчунами, начинают говорить о том, что Россия обречена, брюзжать и проч. И самая высокая проповедь будет исполнена этой горечи перегоревшей души. Я нередко ощущаю этот горьковатый привкус в речах священников. Для меня лично это свидетельство того, что они мало любят Божий народ. Ответить
Владыка Феодосий Полтавский рукополагает отца Павла на батюшку. Тут воскресная литургия, тут многочисленное стечение народа и сослужащего архиерею духовенства, тут ярко вспыхнуло паникадило, тут уже поставили стульчик к престолу, архиерей воссел, хор торжественно запел-загудел «Святии мученицы…», а отца Павла повели под руки вокруг престола. Сам же рукополагаемый в полном смятении посреди хиротонии через головы всех кричит, аж большая борода у него как на ветру развевается: «Владыко, владыко, я еще кое, что очень важное забыл вам сказать…» Ну, архиерей среди всего многоголосия пения и шума празднующего подозвал: «Что там у тебя, тихо говори?» «Владико, вы меня рукополагаете на батюшку, а у меня неверующая матушка!» «Тише отец Павел, молчите! У меня не то что матушки, а батюшки тут есть неверующие!!!» В душу не заглянешь. Душа это великая загадка. Вера и неверие на протяжении всей жизни человека идут рядом, бок о бок. Человек борется, в его душе происходит постоянная борьба и, что в ней побеждает показывает жизнь, и победит покажет конец жизни… Хотя некую тайну человек всегда уносит с собой. Вспомним для примера записки матери Терезы, ее терзания и сомнения... Ответить
Духовное "выгорание" (как специфический вид священического "профпатология") - это интересное определение... Ответить
|
Новости
Четверг, 09 февраля
Издания на русском языке![]() Власть и общество в литературных текстах Древней Руси и других славянских стран (XII-XIII вв.) 3 февраля 2012 г.
Издания на иностранных языках
Объявления
|






















