Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Ложкина Наталья Александровна

Имя кратко: Ложкина Н.А.
Краткая биографическая справка:
В 1985 году закончила Санкт-Петербургский Университет (кафедра Истории и теории искусства). Работает в Государственном Эрмитаже 30 лет, специализация — «Византия. Древняя Русь». В 2013 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Троице-Сергиев монастырь в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии в XIV — первой половине XV вв.». Основные положения и выводы исследования содержатся в монографии: «Троице-Сергиев монастырь в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии в XIV — первой половине XV вв.» — СПб., 2013. (515 с. текста и 923 иллюстрации).

Библиография работ автора:

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендуемых ВАК Минобрнауки РФ:


1. Ложкина Н.А. Роль основателя Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского как духовного посредника в диалоге культур Древней Руси и Византии / Н.А. Ложкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — № 14. — С. 104–107. — (0,45 п.л.).
2. Ложкина Н.А. «Святая Троица» как увековечивание памяти основателя Троице-Сергиева монастыря / Н.А. Ложкина // Научное мнение. — 2013. — № 5.— С. 61–64. — (0,45 п.л.).
3. Ложкина Н.А. Типологические особенности развития русско-византийских культурных связей XIV — первой половины XV вв. / Н.А. Ложкина // Научное мнение. — 2013. — № 8. — С. 118–120 — (0,45 п.л.).
4.Ложкина Н.А. Возрождение православной культуры в Восточной Европе в XIV- первой половине XV вв. / Н.А. Ложкина // Научное
мнение. — 2014. — № 2. — С. 46-51.
5.Ложкина Н.А.Исторические особенности развития русской культуры XI-XII вв. / Н.А. Ложкина // Научное мнение. —2014. — № 3. — С. 61-66.
6.Ложкина Н.А. Святая Гора Афон как центр восточного Православного Возрождения XIV в. / Н.А. Ложкина // Научное мнение. — 2014. — № 4. — С. 46-50.
7.Ложкина Н.А. Политический исихазм и Православное Возрождение XIV-первой половины XV вв. / Н.А. Ложкина // Научное мнение. — 2014. — № 5. — С. 41-45.
8.Ложкина Н.А. Православное Возрождение в странах Восточной Европы в XIV-первой половине XV вв. как историко-культурный феномен. / Н.А. Ложкина // Научное мнение. — 2014. — № 6.— С.26 - 32.
9.Ложкина Н.А. Андрей Рублев как художник Русского Православного Возрождения XIV –первой половины XV вв. / Н.А. Ложкина // Научное мнение. — 2014. — № 7. — С. 70-75.
10. Ложкина Н.А. Русская адаптация византийской модели сочетания светских и религиозных культурных форм XIV века в эпоху Православного Возрождения. / Н.А. Ложкина // Научное мнение. — 2014. — № 8. — С. 124-127.
11.Ложкина Н.А. Преп. Сергий Радонежский как деятель Русского Православного Возрождения. / Н.А. Ложкина // Научное мнение. — 2014. — № 10. — С. 157-160.
12.Ложкина Н.А. Икона «Святая Троица» Андрея Рублева как воплощение идеи Русского Православного Возрождения. / Н.А. Ложкина // Научное мнение. — 2014. — № 12. — С. 39-42.
13.Ложкина Н.А. Историческая ситуация, предшествующая Православному Возрождению XIV века. / Н.А. Ложкина // Университетский научный журнал. — 2014. — №7. — С. 90-94.
14.Ложкина Н.А. Начало возрождения исихазма на Святой Горе Афон в XIV веке. / Н.А. Ложкина // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2014. —№15. —Выпуск 4. —С.240-245.
15. Ложкина Н.А. Святитель Григорий Палама-апологет Православного Возрождения XIV –первой половины XV вв. / Н.А. Ложкина // Научное мнение. — 2015. — № 1. — С. 53-57.

Монографии:

16. Ложкина Н.А. Две эпохи Православного Возрождения. В двух томах. Том II: Троице-Сергиев монастырь в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии / Н.А.Ложкина. — Санкт-Петербург: Р-КОПИ, 2013. — 496 с. — (31 п.л.).
17.Ложкина Н.А. Преп. Сергий Радонежский и эпоха Православного Возрождения XIV-первой половины XV вв. / Н.А.Ложкина. — Санкт-Петербург: ООО «Базальт», 2014. —322 с. —29(п.л.)
18. Ложкина Н.А. Православное Возрождение на Балканах в 14-первой половине 15 вв. как историко-культурный феномен/ Н.А.Ложкина. — Санкт-Петербург: OOO Р-КОПИ, 2016. —262с. —16,375(п.л.)
19.Ложкина Н.А. Преп. Сергий Радонежский и эпоха Православного Возрождения XIV-первой половины XV вв. / Н.А.Ложкина. — Санкт-Петербург: OOO Эко-Вектор,2017. —160 с. —12,9 (п.л.)
Публикации в других изданиях:
20. Ложкина Н.А. Исихазм и образ «Святой Троицы» в византийской и древнерусской иконе XIV–XV вв. / Н.А. Ложкина // Проблемы культуры и искусства. Российская аспирантская конференция 20 апреля 2000 г., Санкт-Петербург: тезисы выступлений. — Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2000. — С. 179–184. — (0,6 п.л.).
21.Ложкина Н.А. Образы Преображения Господня / Н.А. Ложкина // Христианство и культура к 2000 летию христианства: материалы международной научно-практической конференции, 15–18 мая 2000 г. — Астрахань. — Астрахань: ЦИТЭП. 2000. — С. 60–66. — (0,7 п.л.).
22.Ложкина Н.А. Свет — одно из ключевых понятий учения исихазма XIV века / Н.А. Ложкина // Российская культура глазами молодых ученых: сборник трудов молодых ученых. — Санкт-Петербург: Культ-Информ-Пресс, 2001. — Вып. 11. — C. 93–104. — (0,8 п.л.).

АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ ПО КУЛЬТУРЕ ВИЗАНТИИ И МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА:

1.ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ВИЗАНТИИ И ЕЕ МЕСТО ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ:
Историческая роль Византии в судьбах Европы, Киевской Руси, Ближнего Востока, Северной Африки и Кавказа огромна, значение ее культуры в развитии мировой цивилизации непреходяще и, безусловно, плодотворно.
Византийское искусство имело исключительно большое значение. Широко использовав античное наследие, византийское искусство выступило хранилищем многих его образов и мотивов и передало их другим народам. Особенно велико было значение византийского искусства для стран, придерживавшихся, как и Византия, православной религии (Болгария, Сербия, Древняя Русь) и неизменно сохранивших оживленные культурные связи с Константинополем (императорским и патриаршим дворами).
В истории мировой культуры Византия – первая христианская империя, православная держава, открывающая эру европейского средневековья. Самое древнее долговечное средневековое государство, Византия в течение многих столетий – могущественнейшая страна христианского мира, очаг многогранной, выдающейся цивилизации.
I.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРВЫЙ РАСЦВЕТ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (V-VI вв.  )
2.ОТ ФАЮМА ДО КОНСТАНТИНОПОЛЯ( ЕГИПЕТСКИЕ ТРАДИЦИИ В ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ)
3.НОВЫЙ РАСЦВЕТ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 11-12 вв.
4.ОТ АНТИЧНОСТИ К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ
5.ВИЗАНТИЯ      И       ДРЕВНЯЯ РУСЬ
6.КУЛЬТУРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВИЗАНТИИ В 14-15 вв
7.ВИЗАНТИЯ И РОССИЯ в 14-15 вв
8.ВИЗАНТИЯ И КАВКАЗ В СРЕДНИЕ ВЕКА
9.КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ ВИЗАНТИИ И ИТАЛИИ в 6-14вв.
10 ВИЗАНТИЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ В ИТАЛЬЯНСКОЙ ЖИВОПИСИ 13-15вв.

2. АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА:  «ИКОНА-ОКНО В ВЕЧНОСТЬ»
Общественные изменения, происшедшие в России в 90-е гг. XXв., значительно стимулировали научный интерес к древнерусскому культурному наследию, к историческим процессам культурно - цивилизационной интеграции народов Восточной Европы вокруг Византии. Русь вступила в эти интеграционные процессы в период преодоления последствий татаро-монгольского нашествия и поисков новой идентичности, открывавшей перспективу политико-административного объединения страны и культурного возрождения. В данном контексте особую значимость приобретает проблема изучения русско-византийских культурных связей, восстановленных в полном объеме в XIV- первой половине XV вв.
Именно в этот период древнерусская культура переживает вторую и последнюю волну византийского влияния ( первая была связана с принятием христианства на Руси) и вступает в круг стран византийского содружества. В социокультурной действительности Древней Руси осуществляется на новом уровне синтез традиций, обусловленный актуализацией собственного потенциала культурно-исторического развития и контактами с византийским цивилизационным миром.
1.ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИКОНЫ
2.СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ ИКОНЫ. ИКОНЫ В ВИЗАНТИИ 12-13вв.
3.ИКОНОПОЧИТАНИЕ В ВИЗАНТИИ 14 в.
4.РУССКАЯ ИКОНА 14-15 вв.
5.ИКОНА В МОСКОВСКОМ ЦАРСТВЕ (ЛЕКЦИЯ)

Автор 1 публикации:


добавить на Яндекс добавить на Яндекс