Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Франциск Ассизский

Имя на родном языке: лат. Franciscus Assisiensis
Тип персоны: Христианские авторы I - XV вв., Латинские авторы
Профессиональные интересы: Богословие
Краткая биографическая справка:

Франциск Ассизский (1181––1226) [лат] – святой Римско–католической церкви. Проповедник святой бедности как формы любви к Богу, называвший себя скоморохом Бога. Основатель ордена францисканцев. Ф.А. родился в богатой семье, но оказался совершенно чужд той среде, из которой вышел. Перемена образа мысли и образа жизни произошла радикальная – Ф.А. "сочетался браком" с нищетой. Вместе с тем негативный принцип "ничего не иметь" получил у Ф.А. позитивный смысл через призыв к покаянию, через попечение о душах. Жить по Евангелию, то есть пребывать в нищете и проповедовать покаяние, – основополагающий принцип для Ф.А. и его учеников. В 1209 г. Франциск с двенадцатью своими последователями прибыл в Рим, и папа утвердил программу братства Ф.А. – Сделав францисканцев клириками и взяв с них клятву послушания папе. Ф.А. не стал священником; он считал себя недостойным этого, поэтому остался диаконом. Последователи Ф.А. называли себя миноритами, то есть меньшими. Этому слову родственно по смыслу и слово "министр"; так назывались участники  миссий,  распространившихся по Европе. Последователи Ф.А. пытались  проповедовать даже в Северной Африке. Сам Ф.А. побывал с миссией в Египте, где к его словам прислушивался сам султан, затем в Сирии, но в целом попытка миссионерства провалилась. В дальнейшие времена традиция миссионерства стала ведущей в жизни францисканцев. Очень сильный численный рост последователей Ф.А. привел к некоторому несогласованию первоначальных замыслов Ф.А. с реальной ситуацией. Количество поставило под угрозу возвышенный идеал. Утвержденный папой Римским устав преобразовал братство в монашеский орден, и это случилось незадолго до смерти Ф.А. В 1224 г. Ф.А. заболел. Он страдал от сильных болей в желудке; в это же время, по словам биографов, он пережил часы величайшего счастья, ибо у него появились знаки ран Господних (стигматы). После этого, несмотря на боли, Ф.А. сочинил исполненную света и  благодарности Песнь Солнцу. Спустя два года после смерти Ф.А. был причислен его к лику святых. 


Библиография работ автора:

Быть простыми, смиренными и чистыми  /  Пер.  с лат.: П.Сахаров  // Истина и жизнь. – М., 1993.  № 10.

Гимн солнцу / Пер.  с лат.: Л.П.Карсавин // Нева. – 1998. – № 12.

Гимн солнцу / Пер.  с лат.: С.П.Шевырев // Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1837. – № 3.

Гимн солнцу / Пер.  с лат.: Б.Н.Ширяев // Религиозные мотивы в русской поэзии. – Брюссель, 1960.

Наставления; Об истинной и совершенной радости / Пер.  с лат. и прим.:  Е.Широнина // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.

Песнь благодарения во всех тварях Божиих / Пер.  с лат.:  С.С.Аверинцев // Благовестник. – М., 1994. – № 2.

Послание министру. Хвала Богу Всевышнему. Песнь Брата Солнца / Пер.: О.А.Седакова // Литературное обозрение. – М., 1994. – № 3/4. 

Похвала добродетелям. Приветствие Пресвятой Деве / Пер.: О.Седакова // Православная община. – М., 1997. – № 2 (38).

Рассуждения о стигматах (1 – 3) / Пер.: О.А.Седакова // Aequinox. MCMXCI. – М.: Книжный сад; Carte blanche, 1991. – С. 58 – 76. 

Рассуждения о стигматах (4 – 5) / Пер.: О.А.Седакова // Aequinox. MCMXCIII. – М.: Книжный сад; Carte blanche, 1993. – С. 41 – 58.  

Солнечное песнопение [Гимн солнцу] / Пер.: И.Г.Вишневецкий // Aequinox. MCMXCI. – М.: Книжный сад; Carte blanche, 1991. – С. 58 – 76. 

Сочинения  / Редакция перевода, вступительная статья и комментарии В.Л. Задворного. – М.: Издательство Францисканцев – братьев меньших конвентуальных, 1995.  ("Францисканское наследие". Т. 1).

Сочинения. Письма // Истоки францисканства. – Assisi: Movimento Francescano, 1996. 

Песнь благодарения о всех тварях Божиих [Гимн солнцу] / Пер.  с лат.: С.С.Аверинцев // Человек. – М., 1991. – № 4.

Фрагменты сочинений // Рожков Владимир, протоирей. Очерки по истории римско–католической церкви. – М.: Духовная библиотека, 1998. Искусство в школе. – 1997. – № 3.

Хвалы и молитвы святого Франциска / Пер.: О.А.Седакова // Aequinox. MCMXCIII. – М.: Книжный сад; Carte blanche, 1993. – С. 59 – 69.  

Цветочки святого Франциска Ассизского / Пер..: А.Печковский. – М.: ЭКСМО–пресс, 2000.  (Антология мудрости).

Цветочки святого Франциска Ассизского / Пер..: А.Печковский. – М.: Мусагет, 1913.

Цветочки святого Франциска Ассизского / Сост. И.Стогов. – СПб.: Амфора, 2000. (Александрийская библиотека).

Цветочки славного мессера святого Франциска и его братьев / Пер. с раннеитал., предисл. и коммент. А. А. Клестова. – Репр. воспр. изд. 1905 г. – СПб. : Журнал "Нева", 2000. – XXXVI, 443 с. 

Цветочки славного мессера Франциска и его братьев / Пер. с раннеит.:А.А.Клестов // Начало. – СПб., 2001. – №  11.

Цветочки: [Фрагменты] / Пер.: П.П.Муратов // Новеллы итальянского Возрождения (избранные и переведенные П.Муратовым). – М., 1912.

Цветочки святого Франциска Ассизского: Второе издание / Пер..: А.Печковский. –  Брюссель: Жизнь с Богом, 1993. (Репринт изд. 1913 г.). 

Библиография работ об авторе:

Бонавентура из Баньореджо. Большая легенда // Истоки францисканства. – Assisi: Movimento Francescano, 1996.   

Деяния Франциска и его товарищей // Сабатье П. Жизнь Франциска Ассизского. – М., 1895.

Житие св. Франциска Ассизского // Христианос. – Рига, 1994.

Иннокентий III. О презрении к миру [Фрагмент] // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д.Сказкина. – М., 1949. – Т. 1.  – Т. 2.

Салимбене де Адам. Хроника /  Пер. с лат.:  – М.: РОССПЭН, 2004.  

Сказания о бедняке Христовом. – М., 1911.

Фома Челанский. Житие первое Франциска Ассизского // Истоки францисканства. – Assisi: Movimento Francescano, 1996.    

Фома Челанский. Второе житие Франциска Ассизского: [Фрагменты] / Пер. с лат.: О.Седакова // Литературное обозрение. М., 1994. – № 3/4.

Августин (Никитин), архимандрит. А.С.Пушкин и св. Франциск Ассизский: Францисканские мотивы мотивы в русской поэзии // Страницы. – 1998. – Т. 3. – Вып. 2.

Августин(Никитин), архимандрит. Жизнь и деяния святого Франциска Ассизского в оценке русской православной мысли // Начало. – СПб., 1996. – № 3/4.

Августин (Никитин), архимандрит. Св. Франциск Ассизский в русской культуре / Отв. ред. В. А. Котельников // Христианство и русская литература / Рос. акад. наук. Ин–т рус. лит. (Пушк. Дом). – СПб. : Наука, 2002. – Сб. 4. С.497–534.

Аверинцев С.С. Введение // Истоки францисканства. – Assisi: Movimento Francescano, 1996.

Аверинцев С.С. Вступительная статья // Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973.

Аверинцев С.С. "Цветики милые брата Франциска": итальянский католицизм – русскими глазами // Православная община. – М., 1997. – № 2 (38).

Аверинцев С.С. Франциск Ассизский // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 5. 

Андреев А. Монашеские ордена. – М.: Евросинец; Кучково поле, 2002. С.228–251.

Арсеньев Н. Единый поток жизни. (К проблеме единства христиан). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1993. С.64–74.

Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе.  –М.: Университетская книга, 2000. 

Бальтазар, Урс Х. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. – М.: Истина и жизнь, 2001.  

Бандуровский К.В. Франциск Ассизский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001.  – Т. IV.

Барин А. Франциск Ассизский. – СПб., 1913.

Бекорюков А. Франциск Ассизский и католическая святость // Благодатный огонь. – М., 2001. – № 7.

Белов А., Миллер И. Две жизни Франциска Ассизского // Мир Человека. – М.: Молодая гвардия, 1985.

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993 .  

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994.  

Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, 1994. – Т. 2.  

Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. – СПб.: МИФРИЛ, 1994.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: МИФРИЛ, 1995 .  

Бицилли П.М. Салимбене: (Очерки итальянской культуры XIII в.) // Бицилли П.М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. – М.: Языки славянских культур, 2006. 

Бицилли П.М. Св. Франциск Ассизский и проблема Ренессанса (1226 – 1926) // Бицилли П.М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. – М.: Языки славянских культур, 2006.

Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998.

Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений / Сергей Николаевич Булгаков; вступ. ст., сост. и примеч. В.В.Сапова. – М.: Астерль, 2007. – С. 165 – 166.

Бьянки Э., Майнарди А. "Человек Божий" в средневековой литературе: святой Франциск Ассизский и преподобный Сергий Радонежский. Опыт типологического сопоставления. // Труды Отдела дреанерусской литературы. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – Т. LIV. – С. 103 – 115.

Венгерова З.А. Литературные характеристики. – СПб., 1897. – Кн. I. (Гл. "Франциск Ассизский).

Виппер Р.Ю. Франциск и Доминик: Возникновение нищенствующих орденов // Книга для чтения по истории средних веков, составленная кружком преподавателей. – М., 1910. –  Вып. II.

Вишневецкий И.Г. Михаил Кузмин и св. Франциск: заметки к теме // Михаил Кухзмин и русская культура ХХ века. – Л., 1990.

Вишневецкий И.Г. Франциск, поющий о творениях // Aequinox. MCMXCI. – М.: Книжный сад; Carte blanche, 1991.

Гардзонио С. Образ святого Франциска в русской поэзии начала ХХ века. Предварительные замечания: (На примере поэзии Леонида Каннегисера) // ПОЛYТРОПОН. – М., 1998.

Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.413–415.

Гаусрат А. Средневековые реформаторы / Пер. с нем. – СПб., 1900. – Т. 2. С.68–199.

Герье В.И. Франциск Ассизский – апостол нищеты и любви. – М., 1908.

Герье В.И. Франциск Ассизский – апостол нищеты // Вестник Европы. – СПб., 1892. – Май. С. 96 – 111. Июнь. С. 519 – 545.

Герье В.И. Франциск Ассизский //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. III.  

Голенищев–Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М.: Наука, 1971. С.140–145.

Грицанов А.А., Неведомская Е.Н. Франциск Ассизский // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.   

Дурылин С.Н. Св. Франциск Ассизский и "Цветочки" // Цветочки святого Франциска Ассизского. – М.: Мусагет, 1913. То же: Цветочки: Второе издание. –  Брюссель: Жизнь с Богом, 1993.

Елина Н.Г. Франциск Ассизский // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962–1978. 

Ельчанинов А.В. Житие святого Франциска Ассизского. – М., 1906.

Жебар Э. Мистическая Италия: Очерк из истории возрождения религии в средние века / Пер. с фр. – СПб., 1900. С.85–140.

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

Задворный В.Л. Святой Франциск и история Францисканского ордена // Франциск Ассизский. Сочинения . – М., 1995.

Иванов А.А. Франциск Ассизский // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.

Иванов П. Тайна святых. Введение в Апокалипсис. СПб.: Диалог, 2004. С.301–333.

Илия Леклерк. Мудрость Ассизского бедняка. – М.: Изд–во францисканцев, 2000.

Истоки францисканства. – Assisi: Movimento Francescano, 1996.

История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.  

Каждан Л.М. Франциск Ассизский, русский исихазм и исламский суфизм // Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность: Материалы конф аспирантов кафедры всеоб. ист. РУДН. М., 2001. Вып 2. с. 90–95.

Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.  

Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М.: Высшая школа, 1992. С.119–130.

Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII – XIII веках. – СПб.: Алетейя, 1997. С.162–165, 220–223, 233, 234.

Коваль Т.Б. “Тяжкое благо”: Христианская этика труда: Православие, католицизм, протестантизм. Опыт сравнительного анализа. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994. С.189–193.

Конради В.Г. Предисловие // Книга о святом Франциске. – СПб., 1912.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.  

Корелин М.С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. – СПб., 1901. С. 103 – 105.

Котляревский С.А. Францисканский орден и римская курия в XIII и XIV веках. М., 1901.

Кочетков Георгий, священник. Жизнь и деятельность Франциса Ассизского (1182–1226) в оценке русской правосла вной мысли // Православная община. – М., 1997. – № 2 (38).

Культура и культурология: Словарь Словарь / Редактор–составитель А.И. Кравченко. –  Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проспект, 2003. 

Л. [Ф.Г. де  Ла  Барт]. Франциск Ассизский // Труд. – СПб., 1889. – Т. III. – № 17.

Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.  

Лихачев Д.С. Сергий Радонежский и Франциск Ассизский // Наука и религия  – М., 1992. – № 1.

Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: Свет незримый. – Б.м.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998. С.137–216, 239–242.

Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.414–421.

Магомет; Григорий VII; Франциск Ассизский; Никон; Аввакум. – СПб., 1996. (Жизнь замечательных людей: Биографическая библиотека Ф.Павленкова).

Мережковский Д.С. Франциск Ассизский // Мережковский Д.С. Лица святых от Иисуса к нам. – М.: Республика, 1997.

Муратов П.П. Предисловие // Новеллы итальянского Возрождения (избранные и переведенные П.Муратовым). – М., 1912.

Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001.

Новоселов М. Догмат и мистика в  Православии, Католичестве и Протестанстве. – М.: Лепта–Пресс, 2004. (Испытание мудростью. – Вып. 7). С.324–336.

Новоселов М. Догмат, этика и мистика в  составе христианского вероучения. – М., 1995. (Религиозно–философская бибилиотека. – Вып. 30).

Новоселов М. Мистика Церкви и мистика западных верований. – М.: Братство свт. Алексия, 1995. (Религиозно–философская бибилиотека. – Вып. 37). (Репринт изд. 1914 г. ).

О святом Франциске Ассизском. Рассуждения о стигматах // Искусство кино. – 1992. – № 1.

Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.177–182.

Павлов С.В. Булла “Quo elongati” как комментарий к францисканскому Уставу (1223 г.) и завещанию Франциска Ассизского // Проблемы социально–политической истории и культуры средних веков: Тез докл. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых. Санкт–Петербург, 24–28 нояб. 1997 г. СПб., 1998.

Пименова Э.К. Франциск Ассизский. Его жизнь и общественная деятельность. – СПб., 1896.

Погожев Б.В. Мистика св. Франциска Ассизского // Вопросы философи и психологии. – М.,  1917. – Кн. 139/140.

Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.. С.113–177.

Пожидаева А. Образ и житие св. Франциска Ассизского в живописи проторенессанса // История мировой культу­ры: Традиции, инновации, контакты. М., 1990. С. 102—116.

Пуцко В. Г. Венецианский прецес­сионный крест с изображением стигматизации Франциска Ассиз­ского // Памятники культуры:Новые открытия: Ежегодник, 1985. М., 1987. С. 315–329.

Рабинович В.Л. Жить просто или просто жить: (Уроки святого Франциска) // Когнитивная эволюция и творчество. – М., 1995.

Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. – М.: Книга, 1991. С.399–456.

Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.421–423.

Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.  

Реати Ф. Франциск – учитель молитвы. – М.: Изд–во францисканцев, 2000.

Рожков Владимир, протоирей. Очерки по истории римско–католической церкви. – М.: Духовная библиотека, 1998. С.92–97.

Сабатье П. Жизнь Франциска Ассизского. – М., 1895.

Садченко В.Н. Проповеди святого Франциска Ассизского и народная религиозность в Италии XIII в. // Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознание и методология изучения. – Ставрополь, 2001.

Сахаров П. Св. Франциск Ассизский: Быть простыми, смиренными и чистыми // Истина и жизнь. – М., 1993. – № 10.

Свешникова Е.П. Франциск Ассизский. – М., 1912.

Северный Сергей [С.Н.Дурылин]. Предисловие // Сказания о бедняке Христовом (Книга о Франциске Ассизском). – М., 1911.

Седакова О.А. Франциск, человек таинственный // Литературное обозрение. – 1994. – № 3/4.

Седакова О.А. "Рассуждения о стигматах"  святого Франциска // Aequinox. MCMXCI. – М.: Книжный сад; Carte blanche, 1991.

Седакова О.А. О поэзии святого Франциска // Aequinox. MCMXCIII. – М.: Книжный сад; Carte blanche, 1993. – С. 39 – 41.

Сикари А. Портреты святых. – Милан: "Христианская Россия" – Италия, 1987. – Т.1. С.25–38.

Скворцев К.И. Философия Отцов и Учителей Церкви (период апологетов). – Киев: Общество любителей и православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. С.94–95.

Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.

Соловьев М. Франциск Ассизский. – М„ 1887.

Стецюра Т.Д. Категория собственности в Высокой схоластике: Альберт Великий и Фома Аквинский // Общественная мысль в контексте истории культуры: Сб. в честь А. Э. Штекли. – М. : Наука, 2004.

Стикко, Мария. Святой Франциск Ассизский / Пер. с  итальянского. – Милан: Христианская Россия, 1990.

Стрелкова Г.В. Понятие "доброта" и "милосердие" в понимании Намдева и Франциска Ассизского // Вестник МГУ. – Сер. 13. Востоковедение. – 1994. – № 3.

Тагуэлл С. Франциск Ассизский // Страницы. – 1996. – № 4.

Топорова А.В. Мистика и агиография // История итальянской литературы: В 4 т. – М.: ИМЛИ РАН, "Наследие", 2000. – Т.1: Средние века / Под ред. М.Л.Андреева, Р.И.Хлодовского. 

Топорова А.В. Религиозная поэзия // История итальянской литературы: В 4 т. – М.: ИМЛИ РАН, "Наследие", 2000. – Т.1: Средние века / Под ред. М.Л.Андреева, Р.И.Хлодовского. 

Топорова А. В. Создание и распространение средневековых текстов: На прим. францискан. лит. XIII—XIV вв. // Книга в системе международных культурных связей.М., 1990. С. 5—17.    

Трабукки Н. Святой Франциск Ассизский написал нам письма // Сибирская католическая газета. – 2000. – № 3.

Федорова Е.В. Святой Франциск Ассизский и его изображения в церкви Сан–Франческо в Ассизи // Вестник Московского университета. –  Сер–8, История. М., 2001. №4. с. 15–22.

Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Сочинения. – М.: Правда, 1990. – С. 360.

Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. – М.: Крон–пресс, 1996.

Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.

Честертон Г.К. Св. Франциск Ассизский // Честертон Г.К. Вечный человек. – М.: Издательство политической литературы, 1991.

Шевырев С. О первых поэтах Италии, предшествовавших Данту // Журнал министерства народного просвещения. – СПб.,  1837. –  № 3. 

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – Т. 2: Всемирно–исторические перспективы / Пер. с нем. – М.: Мысль, 1998.  

Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М.: Рудомино; СПб.: Университетская книга, 1997. с.173–176.

Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.  

Явнилович К.В. “Цветочки” Св. Франциска Ассизского и “Житие Сергия Радонежского” Епифания Премудрого // Источниковедение и компаративный метод в гуманитарном знании. – М.: РГГУ, 1996.

Яковелли А. Святой Франциск Ассизский / Пер. с итал. – М.: Изд–во францисканцев, 2003. 


добавить на Яндекс добавить на Яндекс