Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Роберт Гроссетест

Имя на родном языке: англ. Robert Grosseteste
Тип персоны: Христианские авторы I - XV вв., Латинские авторы
Профессиональные интересы: Вспомогательные дисциплины, Философия, Богословие, Естествознание
Краткая биографическая справка:

Роберт Гроссетест, или Роберт Большеголовый, епископ Линкольнский (1175–1253) [лат] – разносторонний ученый, философ, богослов, математик и оптик. Один из немногих западноевропейских философов своего времени, который владел греческим. Перевел и прокомментировал сочинения Аристотеля (в частности, осуществил первый полный перевод "Никомаховой этики"), Дионисия Ареопагита и Иоанна Дамаскина. Р.Г.  –  автор "Гексамерона" ("Шестоднева"). В этом произведении и в  сочинении "О свете, или о начале форм" Р.Г., под влиянием неоплатонизма и арабских трактатов по оптике, отвел центральную роль в зарождении и формировании Вселенной свету.  В соответствие с этой идеей, Бог сперва из ничего сотворил простую материальную точку и придал ей форму. Эта форма — свет; свет есть субстанция как телесная, так и бестелесная. Ему свойственно непрерывное порождение самого себя и мгновенное распространение вокруг точки по всей сфере. Эта обладающая формой субстанция является активным началом всех вещей. Свет мгновенно распространяется и увлекает за собой и распространяет материю, от которой он неотделим. Происходит бесконечное умножение света и его материи, но Вселенная не является бесконечной, но обязательно конечна. Свет прост (неделим); умножаясь бесконечное число раз, он растягивает столь же простую и неделимую материю по размерностям, обладающим конечной величиной. Так формируется конечная сфера, на границах которой материя находится в предельно разреженном состоянии; по мере приближения к центру она становится все более густой и плотной, это порождает активность телесных субстанций земного мира. При исчерпании возможности разрежения света внешняя граница сферы образует твердь. Эти космогонические идеи позволили Р.Г. впервые заявить о необходимости применять в физике математику. "Световая" теория Р.Г. распространяется и на сферы жизни и познания. Бог воздействует на мир светом. Человек – микрокосмом, в котором душа занимает место,  аналогичное месту Бога в макрокосме.


Библиография работ автора:

О знании Бога; Об истине; Об истине высказывания  / Пер.  и прим.:   А.В.Аполлонов  // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.

О линиях, углах и фигурах, или О преломлении и отражениях лучей; О цвете; Почему человек есть малый мир / Пер.с лат.: А.М.Шишков // Космос и душа: учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: (исслед. и пер.). – М.: Прогресс–Традиция, 2005.

О свете, или О начале форм / Пер.  с лат.: А.М.Шишков  // Вопросы философии. – М.,  1995. – № 6. То же: Знание и традиция в истории мировой философии. – М., 2001.

О свете, или О Начале форм / Пер. с лат.: А.М. Шишков // Знание и традиция в истории мировой философии: Сб. ст. М., 2001. с. 173–195 

Библиография работ об авторе:

Антонова Е.В. Гроссетест // Философский словарь. – М.: Республика, 2001. 

Аполлонов А.В. Роберт Гроссетест // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.

Арсеньев Иоанн. Секты Европы от Карла Великого до Реформации. – М.: Вече, 2005. – С. 300 – 302. 

Ахутин А.В.  История принципов физического эксперимента: От античности до XVII  в. – М.: Наука, 1976. С.150–163.

Белый А.А. Ценностная компонента науки и становление оптики (от Августина до Леонардо да Винчи) // ВФ. – 2001. – № 10.

Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.203–204.

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

Зубов В.  Роберт Гроссетест // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 4.

Зубов В.П. Физические идеи средневековья // Очерки развития основных физических идей. – М.: АН СССР, 1959.

История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.    История эстетической мысли.  

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.   

Лосева Н.И. О концепции "интеллектуальной революции" XIII века // Философские науки. – М., 1979. – № 3.

Мельникова Е.А. Образ мира: Географические представления в Западной и Северной Европе. X–XIV века. – М.: Янус–К, 1998.  

Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.  

Роберт Гроссетест // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.

Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии. / Пер. с англ. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. (Гл. 5).

Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.322–324.

Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.

Шишков А.М. Гроссетест Роберт // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.

Шишков А.М. К переводу трактатов Роберта Гроссетеста // Космос и душа: учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: (исслед. и пер.). – М. : Прогресс–Традиция, 2005. – С.114–118.

Шишков А.М. Метафизика света в средневековой европейской культуре // Вопросы философии. – М.,    2000. – №5.

Шишков А.М. Предисловие к публикации // Вопросы философии. – М.,  1995. – № 6.

Шишков А.М. Проблема соединения души с телом в античной и раннесредневековой философии // Историко–философский ежегодник’98. – М.: Наука, 2000.

Шишков А.М. Роберт Гроссетест // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. III. 

Шишков А.М. Роберт Гроссетест и его "Трактат о свете" // Знание и традиция в истории мировой философии: Сб. ст. М., 2001. с. 160–172.

Шишков А.М. Роберт Гроссетест, метафизика света и неоплатоническая традиция // Историко–философский ежегодник'97. – М.: Наука,  1999.

Шишков А.М. Световая космогония в трактате Роберта Гроссетеста “О свете, или О начале форм” // Универсум платоновской мысли: Космос, Мастер, Судьба (космогония и космология в платонизме, "тимеевская" традиция и античная физика). – СПб: СПбГУ, 1998.

Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. С.350–361.

Шпейер А. Свет и пространство. Спекулятивное обоснование Робертом Гроссетестом «естественной науки» // Историко–философский ежегодник'97. – М.: Наука, 1999.

Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996. С.182.

Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. 


добавить на Яндекс добавить на Яндекс