Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Раймунд Луллий

Имя на родном языке: лат. Raymundus Lullius
Тип персоны: Христианские авторы I - XV вв., Латинские авторы
Профессиональные интересы: Вспомогательные дисциплины, Философия, Богословие, Естествознание
Краткая биографическая справка:

Раймунд Луллий, или Раймонд Лулльский, Рамон Льюль (1234–1315) [лат] – разносторонний ученый, философ, богослов и поэт. Один из основоположников каталанской литературы. Родился и жил на о. Мальорка. В юности был придворным трубадуром, человеком семейным, обеспеченным и благополучным. В возрасте 30 лет испытал мистическое видение и "от всего этого, – писал о самом себе Р.Л., –  я отказался по доброй воле, чтобы получить возможность чтить Бога, служить добрым людям и прославлять нашу святую веру. Я выучил арабский язык; я неоднократно отправлялся проповедовать сарацинам". Покинув двор, стал монахом–францисканцем. Проповедовал в Тунисе, где, согласно легенде, претерпел мученическую смерть. Вся жизнь Р.Л. была подчинена целям миссионерства. Легенда о Р.Л. –  алхимике, чернокнижнике и маге  совершенно не подтверждается реальным   изучением его жизни и произведений. Р.Л. писал на каталанском и арабском языках, но многие его книги сохранились только в латинских переводах. Его именовали "озаренный (или просвещенный) доктор" (doctor illuminatus) и даже "озареннейший доктор" (doctor illuminatissimus). Р.Л. утверждал, что разработал метод обращения заблуждающихся в истинную веру. Его главное произведение – знаменитый трактат "Великое искусство" и есть изложение этого метода. Трактат полон таблицами, из которых чисто механическим сопоставлением  можно вывести все комбинации понятий, соответствующие религиозным истинам. Этот трактат Р.Л. рекомендовал применять против заблуждений аверроистов и мусульман. Необходимо, считал Р.Л., преодолеть пропасть между  Откровением и разумом, теологией и философией, причем соотношение между теологией и философией соответствует соотношению причины и следствия. Фундаментальная их согласованность обнаружится,  если исходить из определенных общепризнанных  и универсальных для всех наук начал. Именно эти начала Р.Л выделяет и сводит общую таблицу, а затем предлагает правила их  корректного сочетания; получаемые сочетания соответствуют всем истинам и всем тайнам природы, доступным человеческому интеллекту в этой жизни. В частности, в одном из диалогов Р.Л. приводит естественные и очевидные высказывания, из которых сразу же доказывается троичность Бога. Технические средства (предложенные им вращающиеся рисунки в таблицах – "логическая машина"), с помощью которых Р.Л. мечтал убедить неверующих и просветить невежд, рассматриваются ныне как первые опыты "искусства комбинаторики". Идея, лежащая в основе трактата "Великое искусство", восходит к давней христианской идее о том, что Бог открывается двояко – в Книге Библии и Книге Мира; во Вселенной  даже мельчайшее существо указывает на присутствие Бога. Свойства существ тварного мира и  отношения этих свойств между собой могут помочь нам познать атрибуты Бога, искусство сочетать совершенства творений всеми возможными способами покажет все возможные сочетания совершенств Бога. Рассматриваемое в этом аспекте познание вещей преобразуется в теологию. Р.Л., кроме прочего, автор мистического сочинения "Книга о любящем и возлюбленном" и  аллегорических романов.


Библиография работ автора:

Книга о друге и господине / Пер. со старокаталонского: Д.Л.Гуревич // Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособ. / Сост. и отв. ред.:  В.Г.Безрогов; под общ. ред. Т.Н.Матулис. –  М.: РАО, 1996. 

Книга о любящем и возлюбленном / Пер.  и прим.:  В.Багно. Краткое искусство / Пер.  и прим.:  В.А.Кульматов // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.

Книга о любящем и возлюбленном. Книга о рыцарском ордене. Книга о животных. Песнь Рамона / Издание подготовил ВЕ.Багно. – СПб.: Наука, 1997. (Под именем Рамон Льюль).

Книга о любящем и возлюбленном [Фрагменты]  // Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1917. – № 6.

Книга о любящем и возлюбленном [Фрагменты] // Каталанская культура: История и современность. – М., 1993.

Песнь Рамона / Пер.: А.М. Косс // Из каталонской поэзии. – Л., 1984. 

Библиография работ об авторе:

Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособ. / Сост. и отв. ред.:  В.Г.Безрогов; под общ. ред Т.Н.Матулис. –  М.: РАО, 1996. 

Кондаков Н.И. Логический словарь–справочник. – М.: Наука, 1976.

Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. 

Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.

Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003. 

Микешина Л.А. Луллий // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II. 

Петрунин Ю.Ю. Луллий // Философский словарь. – М.: Республика, 2001. 

Рубин А., Стяжкин Н. Луллий Раймунд // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 2.  

Луллий // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.

Соловьев В.С. Луллий Раймунд //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II.

Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. 

Багно В.Е. Русское люллианство // Рамон Льюль. Книга о любящем и возлюбленном. Книга о рыцарском ордене. Книга о животных. Песнь Рамона. – СПб., 1997.

Багно В.Е. Свое в чужом, чужое в своем (Искушение максимализмом) // Русские утопии. – СПб., 1995. (Альманах «Канун».– Вып. 1).

Багно В.Е. Трубадур Христа // Рамон Льюль. Книга о любящем и возлюбленном. Книга о рыцарском ордене. Книга о животных. Песнь Рамона. – СПб., 1997.

Безобразов М. О «великой науке» Раймунда Луллия в русских рукописях XVII  века // Журнал министерства народного просвещения. – СПб.,  1896. – № 5.

Белобоцкий А. X. Великая и предивная наука Богом преосвященнаго учителя Раймунда Люллия. [Ч. 2, гл. 8]. О истине / Публ. В. А. Кульматова // Образы культуры и стили мышления: иберийский опыт.  – СПб, 2001. (VERBUM. – Вып. 5).

Белобоцкий А. X. Книга вторая ["Риторики"];  О материи поучения: Книга третья;  О формах поучений; Краткая риторика ["Книга сия философская"] // Аннушкин В. И. История русской риторики: Хрестоматия. – М., 1998.

Борхес Х.Л. Логическая машина Раймунда Луллия // Борхес Х. Л. Сочинения : В трех томах / Пер. с исп. – Рига: Полярис, 1994. – Т. 1.

Владиславцев М.И. Логика. Обозрение индуктивных и дедуктивных  приемов мышления: Исторические очерки. – СПб., 1881.

Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. – М.: Наука, 1980.  

Вомперский В.П. Риторики в России XVII– XVIII вв. – М.: Наука, 1984.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – Кн. 3 // Гегель Г.В.Ф. Сочинения . – М.; Л., 1935. С.152–154.

Голенищев–Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М.: Наука, 1971.

Горфункель А.Х. «Великая наука» Раймунда Луллия и ее читатели // XVIII век. – М.; Л.: Наука, 1962. – вып. 5.

Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.214–215.

Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века // Богословие в культуре Средневековья. – Киев: Путь к истине, 1992. С.18–19.

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

Зубов В.П. К истории русского ораторского искусства конца XVIII вв.(Русская люллианская литература и ее назначение) // ТОДРЛ. – 1960. – Т. XVI.

История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.  

Йетс Ф.А. Искусство памяти. – СПб., 1997.

Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.  

Карташкин А. Житие и загадочные деяния монаха Раймунда Луллия // Наука и религия. – М., 1990. – № 6–7.

Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения / Пер.с англ. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.  

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.   

Кульматов В.А. К истории распространения идей Раймунда Луллия в России // Россия и гнозис. – М., 2000.

Кульматов В.А. Логическое учение Раймунда Луллия: Автореферат дисс. канд. фил. наук. – СПб., 1996.

Кульматов В.А. От «Ars magna» Р.Луллия к «Великой науке» Белобоцкого // Образы культуры и стили мышления: иберийский опыт. – СПб, 2001. (VERBUM  – Вып. 5).

Кульматов В.А. Раймунд Луллий // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.

Кульматов В.А. Способ задания определений и характер аргументации в «Искусстве» Раймунда Луллия // Историко–логические исследования. – СПб., 2002.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978. С.170. Марчукова С.М. Естественнонаучные представления в средневековой Европе: Учебное пособие. – СПб.: Европейский дом, 1999. С.165–167.

Никанор, архимандрит. «Великая наука» Раймунда Луллия в сокращении Андрея Денисова // Известия Отделения русского языка и словесности Имп. Акад. Наук. –. Пг., 1913. – Т. XVIII.

Плавскин З.И. Литература Испании IX – XV вв. – М.: Высшая школа, 1986.

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М.: Наука, 1979.  

Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.  

Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.381–383.

Соколов Н.А. «Философия Раймунда Луллия» и ее автор // Журнал министерства народного просвещения. – СПб.,  1907. – № 8.

Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. – М.: Наука, 1967. С. 131–136.

Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. С.313–331.

Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996,  с.242–245. 


добавить на Яндекс добавить на Яндекс