Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Храм29 июня 2017 г.
РАЗГОВОР НА ТЫ: ЭГОИЗМ21 декабря 2015 г.
Вопреки…20 апреля 2011 г.
Свобода как эсхатологическая реальность5 января 2012 г.
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Макуаpри Джон

Дата рождения: 27 июня 1919 г.
Дата смерти: 28 мая 2007 г.
Имя на родном языке: Macquarrie John
Тип персоны: Современные исследователи
Профессиональные интересы: Богословие
Конфессии: Англиканские церкви
Краткая биографическая справка:

Шотландский богослов и философ, один из наиболее выдающихся представителей англиканского богословия второй половины XX века.

         Родился 27 июня 1919 в Ренфру, Шотландия, в благочестивой пресвитерианской семье (его отец был старостой пресвитерианской церкви Шотландии). После обучения в средней школе в Пейсли продолжил свое образование на философском факультете в Глазго под руководством Шарля Артура Кэмпбелла, где в 1940 г. получил степень магистра искусств (MA) и в 1943 г. бакалавра теологии (BD). С 1943 по 1948 гг. служил в британской армии. В 1945 г. он был рукоположен в священника и продолжил службу в качестве капеллана. После демобилизации с 1948 по 1953 гг. служил приходским священником в Бречине. Умер 28 мая 2007 г. в возрасте 87 лет.

         В 1954 г. Макуарри вернулся в университет Глазго для продолжения обучения в аспирантуре, и в том же году был удостоен степени доктора философии (PhD). Репутация Макуарри в научном мире стала общепризнанной благодаря двум книгам «Экзистенциальная теология» (1955) «An Existentialist Theology, 1955) и «Форма демифологизирования» (The Scope of Demythologizing, 1960), которые посвящены интерпретации мысли Рудольфа Бультмана.

В 1962 г. Макуарри был назначен профессором систематического богословия Объединенной богословской семинарии в Нью-Йорке. Во время пребывания в США Макуарри стал членом Англиканского содружества. Его уже давно привлекала англиканская церковь, но в знак уважения к чувствам своей семьи и сильным пресвитерианским корням, он совершал богослужение в Церкви Шотландии. Позднее он был рукоположен в диакона и священника Епископальной Церкви США.

         С 1970 по 1986 г. Макуарри являлся профессором богословия Оксфордского университета. После отставки он продолжил жить в Оксфорде и был удостоен звания заслуженного профессора и заслуженного каноника. В 1969 г. он был удостоен степени доктора богословия honoris causa университета Глазго. В 1981 г. он стал доктором богословия Оксфордского университета, а в 1984 был избран в члены Британской академии наук. Макуарри получил почетные степени доктора священной теологии университета Саута (1967) и Общей богословской семинарии (1968), доктора богословия Епископальной богословской семинарии Саутвеста (1981) и университета Дайтона (1994). В 1983-1984 г. Макуарри был удостоен права чтения Гиффордовских лекций на тему «В поисках Божества». (In Search of Deity).

Макуарри можно рассматривать и как экзистенциалиста, и как богослова-систематика. Наибольшее влияние на него оказали труды Мартина Хайдеггера. Макуарри остается одним из наиболее важных комментаторов и исследователей работ Хайдеггера. Его перевод книги «Бытие и время» на английский язык считается канонической версией, а авторитетное исследование «Религиозная мысль XX столетия» (Twentieth Century Religious Thought) по праву может быть названо вершиной современной научно-философской мысли. Наиболее известными работами Макуарри являются «Экзистенциализм» и его главный труд «Принципы христианской теологии», «Principles of Christian Theology», работа по систематическому богословию, которая нацелена на то, чтобы гармонизовать экзистенциализм и ортодоксальную христианскую мысль, а также дать весьма интеллектуальную апологию христианской веры.

         В первой части «Принципов» автор говорит о неизбежности обоснования теологии посредством той или иной философской мысли. Признавая свою приверженность Уильяму Дильтею и Эдмунду Гуссерлью, методология Макуарри акцентирует внимание на описании опыта человека, нежели на дедукции из предполагаемых логических предпосылок. Такое описание всегда имеет двуполярную направленность, двигаясь между экзистенциальным полюсом личной жизни и онтологическим полюсом. Этот анализ во многом испытал влияние Хайдеггера, но имеет более глубокую оценку значения религиозных символов.

         Макуарри полагал, что основной вопрос религии заключается не в том, существует или нет высшее существо. Скорее, вопрос в том, что подразумевается под словом «существует». «Бог» это наше именование силы, которая придает смысл глаголу «быть», силы бытийственности во всем, что есть и без чего мы должны были бы сказать, что этого нет, силы бытия во всем, что обладает бытием и без чего этого не было бы, силы реальности во всем реальном и без чего этого не было бы реальностью. Понимаемый таким образом, традиционный вопрос о «существовании» Бога становится бессмысленным; но возникает новый вопрос. Является ли эта сила бытия, или Само бытие, благом? Только если Бытие является милостивым, оно заслуживает именования Бога.

         Макуарри полагал, что между верующими людьми, и людьми, которые не имеют веры, есть существенное различие. Оно не касается веры в сверхъестественное существо, но скорее соотносится с убеждением, что Бытие само по себе является благим, милостивым. Истинный атеист утверждает, что Бытие является просто безразличным, оставляющим существование человека без благой воли или поддержки, в то время как религиозный человек имеет доверие и обязательства перед милостивым Бытием.

         Экзистенциальный полюс теологии Макуарри рассматривает соотношение веры и сомнения. Онтологический полюс рассматривает аргументы в пользу веры как доверия. Люди являются по природе религиозными, когда они доверяют и имеют обязательства (экзистенциальный полюс) перед благостью или милостью силы, которая позволяет вещам существовать или самим Бытием (онтологический полюс). Слово «Бог» является, следовательно, не нейтральным обозначением, как «Бытие». Сказать «Бог» означает утверждать отношение веры - доверия и обязательства - по отношению к Бытию.

         Вторая часть книги, озаглавленная «Символическое богословие», рассматривает темы, являющиеся существенными для христианского учения. Макуарри убежден, что любой язык, на котором говорят о Боге, является символическим, и не должен приниматься буквально, хотя должен приниматься серьезно. Язык человека построен так, что пригоден для описания индивидуальных вещей и, следовательно, является неадекватным для описания самого Бытия. Следовательно, любой язык, говорящий о Боге, является символическим, аналогичным, парадоксальным и мифологическим. Богословские утверждения являются значимыми, поскольку они символизируют воспринимаемый характер Бытия, но они должны быть отвергнуты как буквальные описания.

         Макуарри использовал этот подход для того, чтобы интерпретировать учение о Боге, творении, Промысле, духовном присутствии, личной судьбе и судьбе космоса. Одни из наиболее интересных глав книги касаются личности и дела Иисуса Христа, который называется в Новом Завете «Господом» и «Словом». Имя «Господь» описывает экзистенциальный полюс, в котором индивид предает себя следованию Иисусу. Человек, который говорит «Иисус есть Господь», говорит также нечто и о самом себе - что он связывает себя обязательством слушать Иисуса, обязательством ученичества. Имя «Слово» описывает онтологический полюс, в котором утверждается, что Иисус открывает окончательное «Слово» о природе реальности. Человек, который говорит, что Иисус есть «Слово Божие», выражает веру в способ, каким создан и действует мир - характер творения, который сконцентрирован для нас в Иисусе, и следовательно, в том, что Бытие является благим и милостивым.

         Третья часть «Практическая теология» имеет дело с такими практическими вопросами, как церковь, ее служение и миссия; проповедь и таинства; богослужение и молитва; и надежда на преображение мира. Возможно, ни одна из современных западных богословских работ не имеет столь легкого перехода от философской абстракции к практическому применению.  

Книга «Иисус Христос в современной мысли» (Jesus Christ in Modern Thought, Philadelphia, Trinity Press International,1991) является завершением трилогии книг, рассматривающих богочеловечество Христа. Книга делится на три части: христология от Библии до XVI столетия, христология на протяжении последних трех сот лет, и собственная христология Макуарри. Он рассматривает личность Иисуса как неотделимую от общины его последователей, а самого Иисуса как человека, который принял Духа Божия и по Своей свободной воле и покорности был вознесен до статуса Христа и достиг божественности.


Библиография работ автора на языке оригинала:

John Macquarrie, Christian Hope. London: Mowbray, 1978. Pbk. ISBN: 0264660641. pp.125.

John Macquarrie, Christology Revisited. London: SCM Press Ltd., 1998. Pbk. ISBN: 0334027373. pp.128.

John Macquarrie, ed., Dictionary of Christian Ethics. London: SCM Press Ltd., 1967. Hbk. ISBN: 0334003202. pp.700.

John Macquarrie, Existentialism. Harmondsworth: Penguin Books, 1973. Pbk. ISBN: 0140215697. pp.320.

John Macquarrie, An Existentialist Theology: a Comparison of Heidegger and Bultmann. Harmondsworth: Penguin Books, 1973. Pbk. ISBN: 0140215352. pp.256.

John Macquarrie, Faith of the People of God: A Lay Theology. London: SCM Press Ltd., 1972. Hbk. ISBN: 0334004551. pp.128.

John Macquarrie, God and Secularity. London: SCM Press Ltd., 1994. Pbk. ISBN: 18593102498. pp.256.

John Macquarrie, God-Talk: Examination of the Language and Logic of Theology. London: SCM Press Ltd., 1970. Pbk. ISBN: 0334005663. pp.256.

John Macquarrie, A Guide to the Sacraments. London: SCM Press Ltd., 1997. Pbk. ISBN: 0334026814. pp.256.

John Macquarrie, In Search of Humanity: A Theological and Philosophical Approach. London: SCM Press, 1983. Reprinted: London: XPRESS Reprints, 1993. Pbk. ISBN: 1859310052. pp.280.

John Macquarrie, Jesus Christ in Modern Thought. Philadelphia / London: Trinity Press International / SCM Press, 2003. Pbk. ISBN: 0334029104. pp.264.

John Macquarrie, "The Legacy of Bultmann," Heythrop Journal 37.3 (1996): 348-359.

John Macquarrie, Mary for All Christians. Harpercollins/STL, 1991. Pbk. ISBN: 0005992192. pp.176.

John Macquarrie, The Mediators: Nine Stars in the Human Sky. London: SCM Press Ltd., 1995. Pbk. ISBN: 0334026210. pp.192.

John Macquarrie, On Being a Theologian, John H. Morgan, ed. London: SCM Press Ltd., 1999. Pbk. ISBN: 0334027713. pp.208.

John Macquarrie, Paths in Spirituality. Morehouse Group, 1993. Hbk. ISBN: 081921602X.

John Macquarrie, Principles of Christian Theology. Macmillan USA, 1977. Pbk. ISBN: 002374510X.

John Macquarrie, The Scope of Demythologizng: Bultmann and his critics. London, 1960.

John Macquarrie, Stubborn Theological Questions. London: SCM Press Ltd., 2003. Pbk. ISBN: 0334029074. pp.224.

John Macquarrie, Studies in Christian Existentialism. McGill-Queens University Press / London: SCM Press Ltd., 1966. ISBN: B0000CMXXL. pp.278.

John Macquarrie, Twentieth Century Religious Thought: Frontiers of Philosophy and Theology, 1900-70. London: SCM Press Ltd., 1971. ISBN: 0334017025. pp.416.


добавить на Яндекс добавить на Яндекс