Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Петр Ломбардский

Имя на родном языке: лат. Petrus Lombardus
Тип персоны: Христианские авторы I - XV вв., Латинские авторы
Профессиональные интересы: Философия, Богословие
Краткая биографическая справка:

Петр Ломбардский, архиепископ Парижский (1095––1160)  [лат] – философ и богослов (с почетным прозвищем "магистр Сентенций"). Один из самых знаменитых схоластов. Автор множества трудов, из которых выделяется "Сумма сентенций, или учений о вещах и знаках", – фундаментальная систематизация учения Западной Церкви. Образцом для этого произведения послужил известный труд св. Иоанна Дамаскина, которого П.Л. неоднократно цитирует. Однако в целом в труде П.Л. восточная святоотеческая традиция намного уступает по представительству западной. Среди современных теологов П.Л. привлекает, в частности, Петр Абеляр, лекции которого П.Л. слушал в Парижском университете. Изложение мыслей осужденного Петра Абеляра, даже в полемической форме, вызвали протест ученого сообщества, но П.Л. так умело и цельно систематизировал противоречивые мнения, что в итоге его труд привлек повсеместные симпатии. В этом труде автор последовательно рассуждает  о Троице и основных атрибутах Бога, о творении и о грехе, о происхождении человека и о райском, идеальном бытии, о таинствах и о конечных судьбах мира. "Сумма." широко использовалась в качестве энциклопедии и авторитетного справочного, а также учебного пособия. Со временем "Сумма…" обрастала комментариями, что, конечно, свидетельствует о высочайшей роли ее в западном богословии. Среди комментаторов были Альберт Великий и Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт и Уильям Оккам. И все–таки ряд положений этого труда подвергся жесткой критике еще при жизни П.Л. Для принятия учения о Троице, по поводу которого шли серьезные споры, понадобились решения Латеранского собора, которыми это учение было взято под защиту, но 15 других пунктов учения П.Л. были отвергнуты, среди них – учение о  тождестве любви к Богу и любви к ближнему со Св. Духом. Из других сочинений П.Л. популярностью пользовались "Толкования на Псалмы", проповеди. 


Библиография работ автора:

Четыре книги сентенций: [Фрагменты] / Пер.  и прим.: А.В.Аполлонов  // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.

Фрагменты сочинений // Дюби Ж. Европа в Средние века. – Смоленск: Полиграмма, 1994.

Библиография работ об авторе:

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. II.    – Т. II.   

Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.197–198, 237–243.

Бурлака Л.В. Петр Ломбардский // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.

Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.420–421, 427–435.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – Кн. 3 // Гегель Г.В.Ф. Сочинения . – М.; Л., 1935. С.134–135.

Голова О.В. Петр Ломбардский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. III. 

Горфункель А. Петр Ломбардский // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 3.  

Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.63–65.

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.  

Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.  

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.   

Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. 

Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.  

Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.373–374.

Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001.

Петр Ломбардский // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001.

Петр Ломбардский // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.

Петр Ломбардский // Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.

Пономарев П.П. Петр Ломбардский //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II.  

Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.  

Сергий Лепин. Петр Ломбардский // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.

Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.

Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003. 

Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. С.258–269.

Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996. С.163–164.

Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. 


добавить на Яндекс добавить на Яндекс