Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Шеню, Мари-Доминик

Имя кратко: Шеню М-Д.
Дата рождения: 07 января 1895 г.
Дата смерти: 11 февраля 1990 г.
Имя на родном языке: Chenu, Marie-Dominique
Имя на английском языке: Chenu, M-D.
Тип персоны: Религиозные деятели
Профессиональные интересы: Сравнительное богословие, Философия
Конфессии: Католичество
Краткая биографическая справка:

Доминиканский богослов и медиевист. Род. 7 января 1895 в Суази на Сене, Франция; ум. 1990.

После вступления в орден доминиканцев в 1913 г. в Ле Сольшуер, Бельгия, он был вынужден вследствие внезапного начала войны обучаться в Риме (1914-1920) в школе, которая сегодня стала Понтификальным университетом Фомы Аквинского. Назначенный в 1920 г. преподавать богословие в Ле Сольшуер, он под руководством своего учителя Р. Гарригу-Лагранжа поставил перед собой задачу замены того, что он называл внеисторическим исследованием томизма, прочтением Фомы Аквинского в историческом контексте. Вслед за его первым эссе об исторической реконструкции текста Аквината (1923) последовали другие, которые были собраны в книге «Слово Божие - Вера согласно разуму» (La Parole de Dieu I-La foi dans l'intelligence, Paris 1964). Он писал заметки о средневековой философской лексикографии (так и оставшиеся незавершенными), а также написал исследования, посвященные малым средневековым авторам, таким как Роберт Килвардби, что вскоре сделало его уважаемым медиевистом.

Став руководителем исследований в Ле Сольшуер, он опубликовал частным образом труд «Одна школа богословия: Ле Сольшуер» (Une ecole de theologie: Le Saulchoir, 1937), оправдывающую исторический акцент в богословских исследованиях и включавшую некоторые острые высказывания о «барочной схоластике». Сразу после этого обвиненная доминиканскими властями в Риме за «модернизм», она была помещена в Индекс в 1942 г. Шеню продолжил преподавать и публиковать  результаты своих исследований, собрание которых представляет собой три фундаментальных книги «Введение в изучение Святого Фомы Аквинского» (Introduction a l'etude de saint Thomas d'Aquin, Montreal-Paris 1950), «Богословие как наука в XIII веке» (La theologie comme science au XIIIe siècle, Paris 1957) и «Богословие в XII веке» (La theologie au XIIe siècle, Paris 1957). Шеню был главой богословского совета нарождающегося движения священников-рабочих во Франции. Беспокойство папы этим движением выражено в апостольском увещевании Menti nostrae (1950), затем энциклика Humani generis (1950) подтвердила неодобрение богословов, которые стремились освободиться от схоластики. К 1953 Шеню оставил все свои преподавательские обязанности и был даже временно изгнан в Руан. Он продолжил писать, опубликовав работу «Святой Фома Аквинский и теология» (Saint Thomas d'Aquin et la theologie, Paris 1959), но главным образом проявлял свою энергию в проповеди. Шеню был богословом-советником франкоговорящих африканских епископов на Втором Ватиканском соборе, во время работы которого, не удивляясь отходу собора от томизма, он разрабатывал принципы «евангельского гуманизма», вошедшие в конституцию Gaudium et spes.

Последние годы жизни Шеню прошли в Париже, где он посвятил себя лекциям и проповедям, направленным главным образом на интерпретацию значения Второго Ватиканского собора. Он получил удовлетворение, когда его книга Une ecole de theologie была вновь опубликована в 1985 г. в Париже, но молодое поколение богословов уже мало интересовалось его работами о Фоме Аквинском, как и работами Гарригу-Лагранжа. Хотя Шеню не был оригинальным мыслителем, тем не менее, вместе со своим другом Этьеном Жильсоном он остается одной из главных фигур неотомистского движения XX века.


Библиография работ об авторе:

A. DUVAL, ‘‘Bibliographie du P. Marie-Dominique Chenu (1921-1965),

Melanges offerts a M.-D. Chenu (Paris 1967).

O. DE LA BROSSE, Le pere Chenu: La liberte dans la foi (Paris 1969).


добавить на Яндекс добавить на Яндекс