Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Жильсон, Этьен Анри

Имя кратко: Жильсон Э.
Дата рождения: 13 июня 1884 г.
Дата смерти: 19 сентября 1978 г.
Имя на родном языке: Gilson, Etienne Henri
Имя на английском языке: Gilson, E.
Тип персоны: Религиозные деятели
Профессиональные интересы: Сравнительное богословие, Философия, Религия и наука
Конфессии: Католичество
Краткая биографическая справка:

Историк философии, христианский философ, томист. Род. 13 июня 1884 в Париже, ум. 19 сентября 1978 в Краванте. Он был третьим из 5 сыновей Павла Антельна Жильсона и Каролины Джульетты Райно. Этьен получил образование в парижской школе Святой Клотильды, в классическом колледже Нотр Дам де Шампс и в лицее Генриха IV. После года военной службы, во время которой он начал изучать труды Р. Декарта, он изучал философию в Сорбонне у Виктора Делбоса (1862-1916) и Люсьена Леви-Брюлля (1857-1939), а также в Коллеж де Франс у А.Бергсона, получив диплом по философии в 1906. В 1907 он женился на Терезе Равиз из Мелуна.

Академическая карьера. С 1907 по 1913 Жильсон преподавал философию в лицеях в Буржен Бресс, Рошфор сур Мер, Турса, Святого Квентина и Анжерса. В 1913 он получил степень доктора Парижского университета и преподавал в университете в Лилле. В течение 1 мировой войны Жильсон был мобилизован и был назначен инструктировать рекрутов в центральной Франции. Годом позднее, получив профессию пулеметчика, он был послан на фронт к Вердуну, где получил звание лейтенанта. За участие в боевых действиях Жильсон был награжден военным крестом.

С 1919 Жильсон преподает в Страсбургском университете, а в 1921 был назначен профессором средневековой философии в Сорбонне. В том же году он стал директором исследовательской программы по средневековой философии в Ecole Pratique des Hautes Etudes в Париже. В 1926 г. в Сорбонне специально для Жильсона было создано отделение средневековой философии. С 1926 также ездит в Америку, где читает лекции в Гарвардском университете и в университете Вирджинии.

В 1929 Жильсон становится  директором Института средневековых исследований в Торонто. В 1932 он был назначен профессором истории средневековой философии в Коллеж де Франс. Несмотря на то, что Жильсон был достаточно ортодоксальным мыслителем, его недовольство вызвала репрессивная политика в отношении иезуитской школы Ле Сольшуер и «новой теологии». В 1942 он был обеспокоен тем, что брошюра Пьера Шеню о методологии Ле Сольшуер была помещена в Индекс, а также тем, чтобыли предприняты попытки запретить работу де Любака «Сверхприродное».

         В 1947 г. Жильсон был избран в Академию наук Франции и в том же году был назначен советником Республики. После ухода в отставку из Коллеж де Франс в 1951 г. он становится профессором Понтификального института средневековых исследований в Торонто и остается в этой должности до 1968 г.

         Репутация Жильсона как ученого в течение всей его жизни была непревзойденной. Его труды характеризовало обязательное изучение древних текстов на языке оригинала, взгляды, которые хотел выразить автор, а также недоверие к чужим интерпретациям. Он желал, чтобы исследования средневековья получили новый импульс, поскольку ими занимались главным образом при постдипломной подготовке, хотел, чтобы были вновь открыты отвергнутые богатства слишком часто презираемой христианской цивилизации, существовавшей в период между поздней классикой и ранним Возрождением.

Христианская философия. Жильсон пришел к изучению средневековой философии вообще и к томизму в частности через исследование картезианства. Когда он занимался исследованием словаря и идей, унаследованных от схоластики Декартом, он обнаружил у средневековых схоластов неожиданное богатство философии, знания, которое является существенным для понимания современной философии. После этого открытия Жильсон посвятил большую часть своей жизни исследованию средневековой философии. Его многотомные сочинения охватывают значительный диапазон мыслителей философии средневековья, и он с большой объективностью и симпатией излагал их идеи. Он также очень много писал об особенностях средневекового гуманизма и современной философии. В своих Гиффордовских лекциях, прочитанных в 1930-1931 гг., опубликованных в книге «Дух средневековой философии» (The Spirit of Mediaeval Philosophy), Жильсон показал, что в течение средневековья под влиянием христианства были созданы новые философские идеи, которые присутствуют и в современной философии. Он называл философию средневековья «христианской философией», которую определял как «такую философию, которая, хотя и придерживается двух формально отличных порядков (веры и разума), тем не менее, рассматривает христианское откровение как неустранимый помощник разума».

Жильсон отвергал понятие общего философского синтеза, или «схоластицизма» средневековья. По его мнению, в XIII веке было несколько схоластических синтезов, каждый из которых был весьма оригинальным и находился зачастую в оппозиции к другим. Доктринальный синтез магистров, таких как Бонавентура, Фома Аквинский, Дунс Скон и Уильям Оккам был главным образом не философский, а богословский. Они филосфоствовали как богословы и в рамках контекста своего богословия. Жильсон был историком философии, занимающимся поиском истины в истории философской мысли. Его исторические исследования привели его к убеждению в истинности томизма. В томизме он нашел метафизику существования, которая мыслит Бога как сам Акт бытия (ipsum esse), а творения как вещи, чьим центром является акт существования (esse). Он отказывался модернизировать томизм посредством обращения к его рациональному содержанию как философии, независимой от богословия, или посредством рассмотрения его согласно порядку философии. Он также проводил различие между томизмом Фомы Аквинского и его последователей, таких как Томмазо де Вио Каэтан, которые иногда искажали доктрины Фомы. Жильсон противостоял попыткам синтеза томизма с философскими системами, которые являются противоположными ему по духу, как например, картезианство и кантианство. По его мнению, томистский реализм является несовместимым с методическим сомнением Декарта и критикой И. Канта. В то же время, хотя Жильсон акцентировал внимание на понимании томизма в рамках его средневековой рецепции, он также призывал к возрождению его творческого духа. Он был среди первых, кто стремился оживить томистскую философию и рассматривать все знание человечества в свете томистской метафизики бытия (см. «Дух томизма»).


Библиография работ автора:

Жильсон Э. Избранное. Том 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М., СПб., Университетская книга, 1999. 496 с.

Жильсон Э. Философ и теология. М., Гнозис, 1995. 192 с.

Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М., Республика, 2004. 678 с.

Жильсон Э. Избранное. Христианская философия. М., Российская политическая энциклопедия. 2004. 704 с.

 

Библиография работ автора на языке оригинала:

Полная библиография сочинений Жильсона до 1958 г. содержится в книгах:

Melanges offerts a Etienne Gilson de l'Academie francaise. Toronto. 1959. PP. 15-58.

M. Mcgrath, Etienne Gilson, A Bibliography. Toronto. 1982.

Работы Жильсона:

         La Liberte chez Decartes et la theologie (Paris 1913);

Le Thomisme (Strasbourg 1919; 6th ed. Paris 1965), (англ. The Christian Philosophy of St. Thomas Aquinas, tr. L. K. SHOOK (New York

1956);

La Philosophie au moyen age, 2 v. (Paris 1922; 2d ed., 1

v. 1944);

La Philosophie de s. Bonaventure (Paris 1924; 2d ed. 1942), Eng. tr. I. TRETHOWAN (New York 1938);

Introduction a l'etude de s. Augustin (Paris 1929; 2d ed. 1943), Eng., The Christian Philosophy of Saint Augustine, tr. L. E. M. LYNCH (New York 1960)

Etudes sur le role de la pensee medievale dans la formation du systeme cartesien (Paris 1930);

The Spirit of Medieval Philosophy, tr. A. H. C. DOWNES (New York 1936). Les Idees et les letters (Paris 1932);

La Theologie mystique de s. Bernard (Paris 1934), Eng. tr. A. H. C. DOWNES (New York 1940);

Le Realisme methodique (Paris 1935);

Christianity and Philosophy, tr. R. MACDONALD (New York 1939);

The Unity of Philosophical Experience (New York 1937);

Heloise and Abelard, tr. L. K. SHOOK (Chicago 1951);

Reason and Revelation in the Middle Ages (New York 1938);

Dante et la philosophie (Paris 1939), Eng. tr. D. MOORE (New York 1949); Realisme thomiste et critique de la connaissance (Paris 1939);

God and Philosophy (New Haven 1941);

L'Etre et l'essence (2d ed. Paris 1962);

Being and Some Philosophers (2d ed. Toronto 1952);

L'Ecole des muses (Paris 1951), Eng.;

Choir of Muses, tr. M. WARD (London 1953);

Jean Duns Scot (Paris 1952);

Les Metamorphoses de la cite de Dieu (Louvain 1952);

History of Christian Philosophy in the Middle Ages, (New York 1955); Painting and Reality (Bollingen Ser. 35; New York 1957);

Peinture et realite (Paris 1958);

Elements of Christian Philosophy (New York 1960);

Le Philosophe et la theologie (Paris 1960), Eng. tr. C. GILSON (New York 1962);

Modern Philosophy: Descartes to Kant (with T. LANGAN) (New York 1963); Les Arts du Beau (Paris 1963);

Matieres et formes (Paris 1964);

The Spirit of Thomism (New York 1964);

The Art of the Beautiful (New York 1965);

Dante et Beatrice: Etudes dantesques (Paris 1974);

Thomist Realism and the Critique of Knowledge, tr. M. A. WAUK, foreword by F. D. WILHEMSEN (San Francisco 1986).

Библиография работ об авторе:

L. K. SHOOK, Etienne Gilson (Toronto, Ont. 1984).

C. J. EDIE, The Philosophy of Etienne Gilson, 3 v. (Doctoral diss. unpub., Institut Superieur de Philosophie, Louvain 1958).

J. MARITAIN et al., Etienne Gilson: Philosophe de la chretiente (Paris 1949). A. C. PEGIS, ‘‘G. and Thomism,'' Thought 21 (1946) 435-454. A Gilson Reader, ed. A. C. PEGIS (New York 1957) 7-20.

H. DE LUBAC, Lettres de M. Etienne Gilson au pere Henri de Lubac et commentaire par celui-ci (1986),

L. A. KENNEDY and J. C. MARLER, eds., Thomistic Papers II (Houston 1986).


добавить на Яндекс добавить на Яндекс