Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Иероним Стридонский

Имя на родном языке: лат. Sophronius Eusebius Hieronymus
Тип персоны: Христианские авторы I - XV вв., Латинские авторы
Профессиональные интересы: Богословие, История, Библеистика
Краткая биографическая справка:

Иероним Стридонский, Софроний Евсевий (347–420) [лат] – блаженный (в католической церкви – святой), память 15 июня. Учитель Церкви. Вся жизнь Иеронима была наполнена неутомимым стремлением к образованию. Он обладал фантастической работоспособностью и редкой эрудицией. В Риме он изучал грамматику, риторику и философию. После учебы много путешествовал, в Антиохии слушал лекции Аполлинария по толкованию Священного Писания, изучал еврейский язык. Некоторое предавался аскетическим подвигам в пустыне, затем жил в Константинополе, где слушал Григория Богослова и читал Оригена. Вернувшись в Рим, стал близким советником папы Дамаса. После смерти Дамаса И.С. вновь на Востоке, на этот раз в Александрии, где слушает лекции Дидима. Последние десятилетия своей жизни (с 386 года) И.С. провел в Вифлееме, где основал монастырскую школу.

Главный труд всей жизни И.С. – перевод на латинский язык Библии с языка оригинала. Новая латинская Библия получила название "Вульгата". В XVI веке этот перевод был канонизирован как единственно церковный. Одновременно И.С. очень много занимался истолкованием Священного Писания. Переводил также труды Оригена и Дидима, "Хронику" Евсевия Кесарийского (которую он существенно дополнил). Очень важный для истории труд И.С. – "О знаменитых мужах", в котором даны биографии 134–х христианских писателей, а в конце дан автобиографический очерк. И.С. написал немало полемических сочинений против различных еретических учений своего времени, сочинений нравственного характера (среди них самое известное – письмо к Евстохии о сохранении девства. И.С. писал житийные сочинения, оставил многочисленные письма. 


Библиография работ автора:

Жизнь монаха Малха. Письма // Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. – М: Канон+, 1998.

Предисловие блаженного Иеронима к Павлиниану // Восточные отцы и учители Церкви IV века: В трех томах. – Б.м. и б.г. – Т. II.

Из книги "О знаменитых мужах". Душа мудрого не насыщается познание /  Пер.  с лат.: П.Сахаров  // Истина и жизнь. – М.,  – 1993  № 3.

О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 3.

О знаменитых мужах // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.

Письма // Памятники средневековой латинской литературы IV–X  веков. – М.: Наука, 1970. То же: Памятники средневековой латинской литературы IV – VII веков. – М.: Наследие, 1998.      

Письмо к Лете о воспитании отроковицы // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах / Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО "Аспект Пресс", 1994.  – Т. 1.

Письмо LVII к Пахомию о наилучшем способе перевода / Пер с лат.: Н. Холмогорова под ред. М. Касьян и Т. Миллер // Альфа и Омега. – М., 1995. – № 4 (7). То же:  Патристика. Новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001. – Вып. 1.     

Проповедь на рождество Христово // Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994. 

Сказание о добродетелях блаженной Павлы // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. Кн. 3.

Творения блаженного Иеронима Стридонского . – Киев, 1910. – Ч. 1–5. (Б–ка творений святых отцов и учителей Церкви западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии).

Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея /  Пер. с лат.:  И.Н. Голенищева–Кутузова. Б.м.: Учебно–информационный экуменический центр ап. Павла, б.г. (Учители неразделенной Церкви).

Фрагменты сочинений // Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973. 

Фрагменты сочинений // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.

Библиография работ об авторе:

Житие блаженного Иеронима // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.10. – Месяц июнь.

Иероним [Автобиография] // Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. (Гл. 135). 

Иероним [Автобиография] // Иероним. О знаменитых мужах // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. 

 

Аверинцев С.С. Иероним // Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973.

 

Аверинцев С.С. Иероним // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.

 

Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.     цева. – М.: Наука, 1987. С.187–195.

 

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I.  

 

Альбрехт М. фон. История римской литературы. От Андроника до Боэция и ее влияние на позднейшие эпох / Пер. с нем. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2005. – Т. III. – С. 1786 – 1805.

 

Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. – Б.г.: Издание Сретенского монастыря, 1998. С.153–154, 192–195.

 

Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. – [Т] II: Христианство без оккультизма. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. С.107–108.

 

Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.

 

Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах / Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО "Аспект Пресс", 1994.  – Т. 1.

 

Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе.  –М.: Университетская книга, 2000.  

 

Барсов Н.И. Иероним //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. 

 

Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. 1. С.29–33.

 

Белецкий А.А. Ошибки святого Иеронима // Сollegium. – Киев, 1993. – № 3.

 

Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. – М.: МГУ, 1981. С. 141.

 

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. I.  

 

Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице // Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. – М.: Мартис, 1999.  

 

Буасье Г. Падение язычества: Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке / Пер. с  франц. – М., 1892. С.221–226.

 

Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято–Филаретовская Московская высшая православно–христианская школа, 2001 .  

 

Голенищев–Кутузов И.Н. Иероним // Иероним Стридонский. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. – Б.м.: Учебно–информационный центр ап. Павла, б.г.

 

Голенищев–Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. – М.: Наука, 1972. С.78–85.

 

Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. – М: Канон+, 1998.

 

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

 

Зелинский Ф.Ф. Цицерон в истории европейской культуры // Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей: В четырех томах. – М.: Ладомир, 1995. – Т. 4. С.26–29. 

 

Зубов В.П. Иероним // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  – Т. 2.

 

Иероним // Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. 

 

Иероним // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. С.81–145.

 

Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.229–232.

 

Иосиф, иером. Труды блаженного Иеронима в деле перевода Священного Писания // ПО. –  – 1860. – № 7.

 

Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.  

 

Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.159–161.

 

Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.338–340.

 

Лебедев А.П.  Церковная история в свете предания: Исследования по истории древней Церкви.– СПб.: Издательство Олега Обышко, 2005. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.107–111.

 

Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997  .  

 

Лоллий (Юрьевский), архиепископ. Александрия и Египет. – СПб,: Журнал Нева; Летний сад, 2001.  

 

Лопарев Хр.М. Бл. Иероним // Странник. – 1905. – № 2.

 

Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999.

 

Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.  

 

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.176–177.

 

Макарий, митрополит. Православно–догматическое богословие. – М.: Паломник, 1999. – Т. 1. С.197–200.

 

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен. – СПб.: Алетейя, 2000. – Т. 1. С. 197–200.

 

Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков // Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – № 6. 

 

Остроумов С.И. Разбор сведений Евсевия Кесарийского и бл. Иеронима о греческих апологетах. – М., 1886.

 

Полянский Е. Я. Библиологические занятия блаженного Иеронима. (Речь пред защитой магистерской диссертации). – Казань, 1908.

 

Полянский Е.Я. Творения блаженного Иеронима как источник для библейской археологии.  – Казань, 1908.

 

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  

 

Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.322–325.

 

Серафимов А. Из переписки бл. Иеронима // Чтения Общества любителей духовного просвещения. – 1875. – № 2.

 

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). С. 225.

 

Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.222–237.

 

Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.236–238.

 

Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменоости (IV – первая половина V века). Учебное пособие по патрологии. –  Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С.203–218.

 

Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

 

Смирнов А.А. Блаженный Иероним Стридонский как историк и полемист. – М.: Русский хронограф, 1994.

 

Смирнов С.И. Духовный отец в древней восточной Церкви. – М.: Православный свято–Тихоновский богословский институт, 2003.   

 

Стрельникова И.П. Иероним // Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972.  

 

Стрельникова И.П. Иероним // Памятники средневековой латинской литературы IV – VII веков. – М.: Наследие, 1998.

 

Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.

 

Тимофеев М.А. Христианская историческая мысль в эпоху поздней Римской империи  // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. – С. 267 – 278.

 

Тьерри Ам. Бл. Путешествие Иеронима с Павлой к святым местам // Труды Киевской Духовной Академии. – 1869. – № 1, 7.

 

Тьерри О. Рассказы из времен Меровингов. – СПб.: Иванов и Лещинский, 1994.

 

Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода "Церковной истории" Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. С. 75–82.

 

Уваров А.С. Христианская символика. Ч.1: Символика древнехристианского периода. – М., 1908.  

 

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 2. С.259–285.

 

Флори Ж. Идеология меча: Предыстория рыцарства / Пер. с франц. – СПб.: Евразия, 1999. С.67.

 

Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. – М.: Крон–пресс, 1996.

 

Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.

 

Читти Д. Град Пустыня / Пер. с англ. А. Чех. – СПб.: Библиополис, 2007.

 

Шабуров Н.В. Иероним Стридонский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II. 

 

Шабуров Н.В. Иероним // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2005 – Т. 2. 

 

Шестаков В.П. Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966. С.24–34.

 

Щёголев. Жизнь и труды Бл. Иеронима // Труды Киевской Духовной Академии. – 1863. – № 1–3.

 

Эдельштейн Ю.М. Проблемы языка в памятниках патристики // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985. 



добавить на Яндекс добавить на Яндекс