Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Епифаний Кипрский

Имя на родном языке: греч. Ἐπιφάνειος Κύπρου
Тип персоны: Христианские авторы I - XV вв., Греческие авторы
Профессиональные интересы: Богословие, История
Краткая биографическая справка:

Епифаний Кипрский, епископ Саламинский (315–403) [греч] – святой, память 12 мая. Отец Церкви. Перешел в христианство из иудаизма. Писатель и церковный деятель, известный, прежде всего как полемист, борец  с ересями. С юных лет посещал египетских пустынников, аскетическая практика которых оказала большое влияние на воззрения Е.К.  Знание языков (Е.К. владел еврейским, греческим, сирийским, коптским и латинским языками), непосредственное, "из первых рук"  знакомство с еретическими учениями (Е.К. много путешествовал) позволяют говорить о Е.К. как о первоклассном ересиологе, а о его трудах – как о важнейших источниках по развитию христианских идей. В труде "Панарион" (панарион – ящик с лекарствами) рассмотрено 20 дохристианских и 80 христианских идейных течений. В другом труде, под названием "Анкорат" (Якорь), Е.К., выступая против ариан, излагает православное учение о Св. Троице. Вместе с тем патрологи отмечают в ересеологических сочинениях Е.К. недостаточность общего философского и богословского образования, из чего проистекают неверные оценки и неточности. Так, по мнению Е.К., наиболее полно еретические идеи сосредоточены в трудах Оригена; в приверженности к оригенизму Е.К. подозревал свт. Иоанна Златоуста. 


Библиография работ автора:

Творения. – 1863–1883. – Ч. 1 – 6.

О пророках, их кончине и местах погребения // Воскресное чтение. – СПб., 1848. – № 14. 

Библиография работ об авторе:

Житие святаго отца нашего Епифания, архиепископа Кипрского // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн. 9. – Месяц май.

Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 114).  То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.

Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. V, гл. 24. Кн. VI, гл. 10–15).

 

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I. 

 

Андрей, диакон. Философические и теологические опыты. – М.: Книга, 1991. С.103–104. 

 

Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.

 

Барсов Н.И. Епифаний Кипрский //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.

 

Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. – М.: МГУ, 1981. С. 140.

 

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. II.  

 

Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице // Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. – М.: Мартис, 1999.  

 

Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 237 – 238.

 

Гавриил, архимандрит. Руководство по литургике, или Наука о православном богослужении. – М.: Паломник, 1998. С.138–139.

 

Горский А.В. Епифаний Кипрский // Творения Святых Отцов в русском переводе. Прибавления. – М., 1849.  – 1863. – Ч. 22.

 

Иванцов–Платонов А.М. Ереси и расколы первых трех христианства. – Ч. 1: Обозрение источников для истории древнейших сект. – М., 1877.

 

Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.163–165.

 

Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.  

 

Лоллий (Юрьевский), архиепископ. Александрия и Египет. – СПб,: Журнал Нева; Летний сад, 2001.  

 

Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.64. 1438. С.594–606.

 

Николаев Ю. В поисках Божества: Очерки из истории гностицизма. – Киев: София, 1995. С.135–136.

 

Огаркова Е.А. Структура образа–символа “Похвалы о Святой Богородице и   воплощении Господа нашего Иисуса Христа” Епифания, архиепископа Кипрского // Материалы 13–й Ломоносовской научной студенческой конференции. – Архангельск, 1996.

 

Покровский А.И. Соборы древней Церкви эпохи первых трех веков: Историко–каноническое исследование. – Сергиев Посад, 1914  .  

 

Рождественская М.В. Слово Епифания Кипрского о погребении Иисуса Христа и о Иосифе Аримафейском // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л.: Наука, 1987. – Вып. I (XI  – первая половина XIV в.).

 

Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско–богословской мысли. – М.: КомКнига, 2006. – С. 569 – 570.

 

Сергий Булгаков, протоирей. Утешитель. – М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2003. С. 109–11.

 

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). С. 78.

 

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 2. С.183–190.

 

Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.271–275. 



добавить на Яндекс добавить на Яндекс