Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Василий Великий

Имя на родном языке: Βασίλειος ὁ Μέγας
Тип персоны: Христианские авторы I - XV вв., Греческие авторы
Профессиональные интересы: Богословие, История, Библеистика
Краткая биографическая справка:

Василий Великий, или Василий Кесарийский (ок. 330–379) [греч] – святой, память 1 января. Отец Церкви, один из трех Вселенских учителей и отцов–каппадокийцев, философ, подвижник и богослов. Брат Григория Нисского. Родом из Кесарии. Происходил из богатого патрицианского христианского рода; бабкой В.В. по отцу была св. Макрина (Мокрина), к лику святых причислены мать Эмилия (Эммелия), сестра Макрина, (Макрина Младшая), брат Григорий. Св. Эмилия родила 10 детей, из них трое стали епископами (кроме В.В. и Григория – их брат епископ Севастийский Петр, тоже причисленный к лику святых. В.В. первоначальное образование получил под руководством отца; в дальнейшем В.В. продолжил свое образование в Константинополе и в Академии в Афинах. Соучеником В.В. в Афинах был Григорий Назианзин (Богослов), с которым у В.В. установилась дружба на всю жизнь. Через много лет, в надгробном Слове В.В. Григорий Назианзин скажет, что В.В. во время учебы знал только две дороги – в школу и в церковь. По окончании учебы В.В. возвратился в Кесарию, где принял святое Крещение, затем он отправился в странствие по местам, известным как монашеские обители. В.В. побывал в Египте, посетил Палестину, Сирию и Месопотамию. Вернувшись на родину, В.В. вступил на путь аскетической жизни, удалился в пустыню, где основал киновитский (общежительный) монастырь. Для монастыря В.В. составил "Правила монашеские", ставшие основой монашеской жизни на последующие времена как на Востоке, так и на Западе, на "Правилах" В,В, основывались уставы св. Бенедикта и преп. Феодора Студита. Для богословского обоснования монашеской жизни В.В. составил собрание выдержек из сочинений Оригена, получившее название "Филокалия", или, в славянском переводе, "Добротолюбие". Впоследствии этим словом было названо собрание творений отцов–подвижников. В 370 г. В.В. стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, несколько позже основал Каппадокийскую богословскую школу.

Впитав в себя установления Никейского собора и твердо их придерживаясь, В.В.  очень активно, бесстрашно и догматически мудро выступал против попыток государственной власти подавить православие и заменить его арианством. В этой борьбе В.В. выстроил ту богословскую терминологию, которая была окончательно принята Церковью. Он много сделал для подготовки Вселенского собора 381 года.

Литературное наследие В.В. довольно велико; оно включает догматико–полемические труды (сочинения "Против Евномия", послание к Амфилохию Иконийскому "О Духе Святом"), труды гомилетического характера ("Беседы на Шестоднев", 13 бесед на отдельные псалмы, 21 беседа на различные темы). Особое место в наследии В.В. занимают его письма, собиранием которых занимался уже Григорий Богослов. Сохранилось 365 писем, – среди них и богословские трактаты, и письма с изложением церковных правил, давно включенные в канонические сборники. 


Библиография работ автора:

Беседы на псалмы. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.

Беседа первая на псалом 14 / Пер.  с греч.:  Т.Миллер // Альфа и Омега. – М., 2001. – № 4 (30).

Беседы на псалом XLVIII: Фрагмент // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / Составитель, автор вступительных статей и комментариев О.Ф.Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1996.

Беседы на Шестоднев. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.

Беседы. Беседы на Шестоднев. Письма // Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах / Составление,       биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г.  – Т. 1. (Памятники святоотеческой письменности). 

Гомилия на Святое Рождест­во Христово/ Пер. с греч., коммент.: А. Р. Фокин //  Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 2000. №5.

Духовные наставления. – М.: Сретенский монастырь. Новая книга. Ковчег, 1998. 

Из 27 главы книги о Святом Духе к блаженному Амфилохию (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.  

К епископам (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.

К хорепископам каноническое послание (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7. 

Литургия оглашенных; Из литургии верных; Анафора св. Василия // Михаил Арранц. Избранные труды по литургике. – Т.I: Таинства Византийского Евхология. – Рим; М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003. – С. 144 – 178.

Наставления о молитве и трезвении // Журнал Московской патриархии.  – 1982. – № 7, 8.

Нравственные правила. – М., 1993.     

О том, как получать пользу из языческих сочинений // СПб. епархиальные ведомости. – 2000. – № 21/22.

О том, какую пользу могут получить молодые люди из языческих книг / Пер.  с греч.: А.Л.Фрейберг // Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973. 

О том, какую пользу могут получить молодые люди из языческих книг // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах / Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО "Аспект Пресс", 1994.  – Т. 1.

Первая и вторая гомилии на Шестоднев // Символ. – Paris, 1997. – № 36.

Переписка с Аполлинарием Лаодикийским / Пер. и комм. П.Михайлова под ред. Ю.Шичалина // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, – 2003. – Вып. 12. 

Письмо (38) Григорию брату о различии сущности и истины // Историко–философский ежегодник'95. – М.: Наука, 1996.

Послания к Амфилохию епископу Иконийскому (первое, второе и третье – греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7. 

Послания к Григорию пресвитеру (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7. 

Послания к Диодору епископу Тарскому (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7. 

Предначертание подвижничества // Древние иноческие уставы, собранные свт. Феофаном Затворником. – М. 1994.

Слово Василия Великого о святом мученике Варлааме // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – КН. 3 – ноябрь.

Слово против евномиан; Слово на Богоявление; Слово на Святую Пятидесятницу; Слово о любви к ближним; Слово о мире; Слово прощальное; Слово надгробное брату Кесарию // Сборник проповеднических образцов (Проповеди свято–отеческие и церковно–отеческие). – М., 2001. (Репринт издания 1912 г.).

Советы юношам: (Как получить пользу от языческих сочинений) // Журнал Московской патриархии.  – 1993. – № 4.

Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподокийской. – М.: Б.и, 1993. – Ч. 1–5. (Репринт изд. 1846 г.).

Толкование на книгу пророка Исии. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.

Устав Василия Великого / Пер.  с греч.: Феофан Затворник // Древние иноческие уставы преп. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные Епископом Феофаном. М., 1995. (Репринт изд. 1892 г.). 

Фрагменты сочинений // Антология философии средних  веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия).

Фрагменты сочинений // Василий Великий, свт. Геннадий Схоларий, патр. О вере и жизни христианской / Сост. А.Крамер. – СПб., 1993.

Фрагменты сочинений // Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви / Составил профессор Николай Сагарда. – М.: Паломник, 1996.

Фрагменты сочинений // Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968.ПВЛ(1).

Фрагменты сочинений // Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб.пособ. / Сост. и отв. ред.:  В.Г.Безрогов; под общ. ред Т.Н.Матулис. –  М.: РАО, 1996. 

Фрагменты сочинений // Святые отцы о молитве и трезвении. – М.:  Отчий дом, 1997.

Фрагменты сочинений // История средневековой философии: хрестоматия: В 2 ч. – Минск : ЕГУ, 2002. – Ч. 1: Патристика. – 2002. 

Библиография работ об авторе:

Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.5 – Ч.1. – Месяц январь дни 1–14. 

Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл. XVII).

Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. ( Гл. 116). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.

Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн.  IV, гл. 11, 23, 26. Кн. V,  гл. 8, 9) 

Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. II, гл. 18).

Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. IV, гл. 19, 30).

Руфин. Церковная история // Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода "Церковной истории" Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. (Кн.  II(XI), гл. 9).

Григорий Богослов. Слово 43 надгробное Василию Великому // Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах / Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г.  – Т. 1. (Памятники святоотеческой письменности).

Григорий Нисский. Слово на день памяти Василия Великого, родного брата // Григорий Нисский. Творения. – М., 1871. – Т. 8.

Преподобный Ефрем Сирин. Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому // Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. (Репринт. изд. 1907 г.). 

Аверинцев С.С. Василий Великий // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.

Аверинцев С.С. Василий Кесарийский // Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973.

Аверинцев С.С. Василий Кесарийский // Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977. 

Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лiтера, 2001.

Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.    

Агапит, архимандрит. Жизнь св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. – СПб., 1873.

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.   – Т. I.

Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.132.

Андрей, диакон. Философические и теологические опыты. – М.: Книга, 1991. С.98–99.

Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.

Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах / Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО "Аспект Пресс", 1994.  – Т. 1.

Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах. / Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО "Аспект Пресс", 1994.  – Т. 1.

Антоний, еп. Выборгский. Из истории христианской проповеди: Очерки и исследования. – СПб.: Тип. А. Катанского и Ко, 1895. – С. 42 – 137.

Антоний (Вадковский). Св. Василий Великий, – его жизнь и проповеднические труды // ПС.– 1872. – Май; 1873. – Март, октябрь.

Антоний (Сурожский). Проповедь в день Трех святителей 12 февраля 1981 г. на торжественной литургии по случаю 50–летия основания Трехсвятительского подворья // Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата. .– 1980–1981. – № 105–106.

Антоний, митрополит. Из истории христианской проповеди: Очерки и исследования. – СПб., 1895.

Афанасий (Евтич), епископ. Капподикийские Отцы // Альфа и Омега. – М., М., 2003. – № 2 (36).

Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч.1. С.257–263.

Беляев В., протоирей. Раскрытие догмата о Святой Троице в творениях святителей Василия Великого и Григория Богослова. – Загорск, 1962.

Благонравов Вениамин. История капподокийской церкви от начала ее существования до 611 года. – Казань, 1879.

Благонравов Вениамин. История монашества от первых времен христианства до начала 7 века. – Казань, 1850. С.162–191.

Благоразумов Н., протоирей. Святитель Василий Великий как богослов–естествоучитель. – М., 1891.

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. IV. С.86–104.

Борисовский Н. Св. Василий Великий как пастырь Церкви // Вера и разум. – Харьков, 1901. – Т. 1. – № 1–2.

Бородин О.Р. Развитие географической мысли // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.

Бородин О.Р., Гукова С.Н. История географической мысли в Византии. – СПб.: Алетейя, 2000. С.20–22, 34–35.

Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 229 – 231.

Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998.

Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений / Сергей Николаевич Булгаков; вступ. ст., сост. и примеч. В.В.Сапова. – М.: Астерль, 2007. – С. 134 – 135.

Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994.  

Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. – Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902–1942. – М.: Наука, 1997.  

Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.319–326, 383–389, 428–435.

Василий (Кривошеин), архиеп. Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василий Великого // Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С. 230 – 241.

Василий (Кривошеин). Экклезиология святого Василия Великого // Страницы. – 1998. – Т. 3. – Вып. 3.

Василий (Родзянко). Теория распада Вселенной и вера отцов // Каппадокийское богословие – ключ к апологетике нашего времени. – М.: Паломник, 1996.

Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.  

Владимир (Шмалий), священник. Космология Святых Отцов Капподокийцев: вклад в современный диалог науки и богословия // Альфа и Омега. – М., 2003. – № 2 (36).

Владимир Шмалий, священник. Апофатическое (отрицательное) богословие // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. III.

Владимир Шмалий, священник. Бог // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. V.

Гавриил, архимандрит. Руководство по литургике, или Наука о православном богослужении. – М.: Паломник, 1998. С.135–136.

Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято–Филаретовская Московская высшая православно–христианская школа, 2001.  

Гайденко В.П. Образ природы в религиозном сознании: (Толкование творения мира в патристике) // История науки в контексте культуры. – М., 1990.

Гайденко В.П. Природа в религиозном восприятии // Вопросы философии. – М.,  1995. – № 3.

Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. – М.,   1997. – № 7.

Георгиевский В. Св. Василий Великий как пастырь и учитель Церкви (Преимущественно по его письмам) // Странник. – 1896. – № 1, 2, 6, 7.

Георгий Зяблицев, диакон. Плотин и святоотеческая литература // Богословские труды. – М., 1992.  – Сб. 31.

Георгий Зяблицев. Платон и святоотеческое богословие // Богословские труды. – М., 1996. – Сб. 32. 

Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. (390–400). Влиятельное положение Василия в азийском (400–401) и восточном диэцезах (401–404). Евстафий севастийский и понтийский союз

Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С.82–102, 194–195.

Горский А.В. Жизнь св. Василия Великого // Творения Святых Отцов в русском переводе. Прибавления. – М., 1849.  – 1845. – Ч. 3. – Раздел 3.

Дарманский П. – Священник. Письма св. Василия Великого как источник сведений о его жизни и деятельности. – Л., 1956.

Денисов Л.И. Жизнь трех великих святителей, вселенских учителей и отцов Церкви. – М., 1909.

Деревицкий А. Плутарх Херонейский и св. Василий Великий: (Опыт православного отношения христианства к философии) // ВиР. – 1884. – Т. 1. – Ч. 2. – № 13.

Дюшен Л. История древней Церкви / Пер. с франц. под редакцией проф. И.В.Попова  и проф. А.П.Орлова. – М., 1912. –  Т. 2. – С. 254 – 281.

Е.А.Л. Св. Василий Великий. – СПб., 1902.

Ермаков С.А. Проблемы человеческого бытия в святоотеческой мысли // Философские науки. – 2004. – № 8.

Ефрем (Милитинович), иеромонах. Учение святителя Василия Великого о монашестве. – Загорск, 1975.

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

Иванов Н. Великий столп Православия святитель Василий, архиепископ Кесарии Каппадокийской // Журнал Московской патриархии.  – 1959. – № 1.

Иванченко А.В. Василий Великий // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I. 

Иванченко А.В., Михайловский А.В. К публикации 38 письма св. Василия Великого // Историко–философский ежегодник'95. – М.: Наука, 1996.

Игнатий (Возняк), иеромонах. Учение св. Василия Великого о монашестве. – Л., 1957.

Иларион (Алфеев), игумен. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно–христианской традиции. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). –  Ч. 1, гл 2.

Иларион (Алфеев), иеромонах. Жизнь и творения св. Василия Великого // Восточные отцы и учители Церкви IV века: В трех томах. – Б.м. и б.г. – Т. 1.

Илия (Рейзмир), иеромонах. Учение св. Василия Великого о духовном совершенствовании. – Загорск, 1974.

Иоанн (Котляревский), иером. Вселенские учители // Журнал Московской патриархии.  – 1962. – № 2.

Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001.

Иоанн Мейендорф, протопресвитер. Творение в истории православного богословия // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт,  1999. – Вып. 4. С.50–51.

История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.  

История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .  

Кабанов В, священник. Святой Василий Великий и его проповедничество. – Загорск, 1974.

Капподокийский кружок  // Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.

Капподокийцы // Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.

Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.109–118.

Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.108–118.

Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. С.144–147.

Киприан (Керн). Золотой век Святоотеческой письменности. – М.: Паломник, 1995. С.56–88.

Киприан (Керн). Патрология. – Париж; М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 1996. – Т. 1. С.56–88.

Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.318–320.

Климент (Толстихин), иеромонах. Раскрытие христианского учения о богочеловеческой природе Господа нашего Иисуса Христа в творениях св. Василия Великого. – Л., 1969.

Коваль Т.Б. “Тяжкое благо”: Христианская этика труда: Православие, католицизм, протестантизм. Опыт сравнительного анализа. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994. С.67–68.

Круглов А.Б. Василий Великий: Очерк жизни и деятельности. – М., 1912.

Кудрявцев О.Ф. Собственность как нравственно–правовая проблема в идеологии христианского средневековья (до Фомы Аквинского) // Культура и общественная мысль:Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Наука, 1988. 

Кулев В. Учение св. Василия Великого о человеке. – Л., 1966.

Куломзина С. Рассказы о святых. – М.: Паломник, 1996.

Культура и культурология: Словарь Словарь / Редактор–составитель А.И. Кравченко. –  Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проспект, 2003. 

Купресов С. Очерки по истории святоотеческой проповеди: Святитель Василий Великий. – Л., 1950.

Курбатов Г.Л. Риторика // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.   

Лебедев А.П. Вселенские соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи направлениями школ Александрийской и Антиохийской.– СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. (Библиотека христианской мысли. Исследования). (Гл. III).

Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.  

Лебедева Е. Св. Василий Великий: Очерк жизни и трудов его. – СПб., 1902.

Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.  

Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: Свет незримый. – Б.м.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998. С.353–356, 444–448.

Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М.: Искусство, 1965. С.61–62, 239–240.

Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.50–56.

Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства,  2000.   

Лосский В.Н. Капподокийцы // Богословские труды. – М., 1984. – Сб. 25.

Майка Ю. Социальное учение католической церкви: Опыт исторического анализа. – Рим; Люблин: Изд–во святого Креста, 1994. С.97–99.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.147–155.

Макарий, митрополит. Православно–догматическое богословие. – М.: Паломник, 1999. – Т. 1. С.148–149.

Малеванный Д.В. Аристотель и Василий Великий: взгляд на свободу воли // Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).

Махлак К.А. Мышление и вера. Св. Василий Великий против Евномия // Начало. – СПб., 1999. – № 8.

Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.188–192, 257.

Миллер Т.А. Византийская экзегеза 4: христианское учение о природе и человеке: ("Шестоднев" свт. Василия Великого и "Беседы" преп. Макария Великого // Альфа и Омега. – М., 1995. – № 2 (5).

Михаил Арранц. Избранные труды по литургике. – Т.I: Таинства Византийского Евхология. – Рим; М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003. – С. 41 – 43, 59 – 60, 144 – 178.

Михайловский А.В. Шестоднев // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV. 

Михалов П.Б. Василий Великий // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».  – Т. VII. 

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен. – СПб.: Алетейя, 2000. – Т. 1. С.194–197.

Монашество на Востоке // Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.

Муравьев А.Н.  Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.288–294, 323–358.

Налимов Т. Причины разделения церквей по воззрению св. Василого Великого // Христианское чтение. – СПб.,  1900. – № 4.

Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.117–121.

Нефедов Г. Святитель Василий Великий о Богопознании // Журнал Московской патриархии.  – 1972. – № 3.

Никанор, епископ. Святый Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Его жизнь и избранные творения. – СПб., 1894.

Николай Калинин, иеромонах. Канонические правила святого Василия Великого. – Л., 1960.

Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков // Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – № 6. 

Новиков Д.В. Учение о личности в христианском богословии IV – VIII  веков //  Человек. – М., 2000. – №№ 2, 3.

Новиков Д.В. Христианское учение о человеке //  Человек. – М., 2000. – №№ 5, 6; 2001 № 1.

Новоселов М. Догмат и мистика в  Православии, Католичестве и Протестанстве. – М.: Лепта–Пресс, 2004. (Испытание мудростью. – Вып. 7). С. 93–96.

О жизни св. Василия Великого // Василий Великий. Духовные наставления. – М.: Сретенский монастырь; Новая книга; Ковчег, 1998.

Орлов М., протоирей. Литургия святого Василия Великого. – СПб., 1909.

Орлов М., протоирей. Учение о Святом Духе Отцов Церкви IV века: Афанасия Великого, Василия Великого и Григория Богослова. – Загорск, 1952. 

П.П. Что же такое аскетизм? (По учению св. Василия Великого в ответ на современные суждения и толки) // Странник.  –1885. – № 11.

Павленко Л.В. Жанровые формы античной научно–педагогической литературы у византийских христианских писателей: (От Плутарха к Василию Великому и Михаилу Пселлу) // Христианство и мир. – Самара, 2000.

Панков В. Земля блаженных // Родина.–1996.– №9. 

Пащин И. Аскетические творения св. Василия Великого и их значение. – Л., 1968.

Печник А., священник. Учение св. Василия Великого об источниках христианского вероучения. – Л., 1964.

Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. – М.: Наука, 1979.  

Полякова С.В. О некоторых особенностях раннемонашеской идеологии и быта согласно “Лавсаику” Палладия и сочинениям Василия Великого // Византийский временник. –  М.,  1958. – Т. 14.

Попов И.В. Василий Великий //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. 

Попов И.В. Василий Великий, архиепископ Кесарийский, вселенский учитель Церкви // Попов И.В. Труды по патрологии. – Т. I: Святые отцы II – IV вв. –  Сергиев Посад, 2004. – С. 190 – 202.

Попова Т.В. Византийская эпистолография // Византийская литература. – М.: Наука, 1974. . С.185–192.

Порфирий (Попов), архимандрит. Жизнь Василия Великого. – М., 1864.

Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб.пособ. / Сост. и отв. ред.:  В.Г.Безрогов; под общ. ред Т.Н.Матулис. –  М.: РАО, 1996. 

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  

Примогенов М. Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом св. Пахомия. – Казань, 1900.

Прохоров Г.М. Шестодневы // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л.: Наука, 1987. – Вып. I (XI  – первая половина XIV в.).

Пружинский С. Учение св. Василия Великого о Святой Троице. – Л., 1960.

Рагулин И.Р., Самсонов В.В. О возможном влиянии на Боэция традиций капподокийского богословия // Гуманитарные науки в Сибири. – Сер. Философия и социология. – Новосибирск, 2000. – № 1.

Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия / Пер. с англ. – М.: Восточная литература, 1998. С.200–201.

Рождественский Д. Элемент современности в словах и беседах Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. – Сергиев Посад, 1907.

Рубан А.И., Рубан Ю.И. К истории одной дружбы (Василий Великий и Григорий Богослов) // MOUZEION – СПб., 1997.

Рудаков А.П. Краткая история христианской Церкви. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. С.91–95.

Рункевич С. О добородетелях и подвигах: (По творениям св. Василия Великого). – СПб., 1906.

Савватий (Балакшин), иеродиакон. Святитель Василий Великий как пастырь Церкви. – Загорск, 1967.

Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско–богословской мысли. – М.: КомКнига, 2006. – С. 658 – 689.

Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I–IV века / Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.621–645.

Сагарда Н.И. Учение о Святой Троице святителя Василия Великого // Журнал Московской патриархии.  – 1979. – № 1.

Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 760 – 796.

Самодурова З.Г. Школы и образование // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. 

Св. Василий Великий, его жизнь и деятельность // Василий Великий. Беседы на Шестоднев. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.

Сергий Булгаков, протоирей. Утешитель. – М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2003. С.41–55, 101–104.

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). С. 4.

Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.163–173.

Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.161–162, 255–258.

Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V века). Учебное пособие по патрологии. –  Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С.40–75.

Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.227–229, 287–289.

Смирнов С.И. Духовный отец в древней восточной Церкви. – М.: Православный свято–Тихоновский богословский институт, 2003.   

Соловьев В.С. Василий Великий //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.

Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов: (В связи с философскими учениями того времени). – М.: Новая книга; Паломник, б.г.. С.474–562.

Спасский А.А. Кому принадледжит 4–я и 5–я книги Василия Великого Против Евномия? // Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1900. – Сент. 

Спасский А.А. Начальня стадия арианских движение и первый Вселенский собор в Никее: Исследования по истории древней Церкви. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. (Серия "Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 207 – 232.

Стёпкин Вячеслав, диакон. Святитель Василий Великий в русской патрологической науке. – Загорск, 1989.

Стригунов Сергий, протодиакон. Взгляды святого Василия Великого на отношение христианина к обществу по его творениям. – Л., 1974.

Стригунов, Сергей, протодиакон. Святитель Василий Великий о христианском миротворчестве // Журнал Московской патриархии.  – 1981. – № 2.

Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.

Успенский Н.Д. Анафора (опыт историко–литургического анализа) // Богословские труды. – М., 1975. – Сб. 13. 

Успенский Н.Д. Евхаристии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста ( в чине православной литургии) // БТ.– 1963. – Сб. 2.

Успенский Н.Д. Спасающие и освящающие действия Божии через Святого Духа в богослужении и таинствах // БТ.– 1964. – Сб. 3.

Устименко Ф. Нравственное учение св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. – Загорск, 1957.

Федотова М.С. “Аскетический текст” как тип текста // Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).

Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, 1999.  

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.91–108.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 2. С.96–119.

Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002.

Хрептак В. Отношение св. Василия Великого к Церкви. – Л., 1967.

Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.

Царев А. Переписка св. Василия Великого со св. Амфилохием Иконийским. – Л. 1965.

Четырова Л.Б. Концептуализация труда в сочинениях капподокийцев // Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).

Шабуров Н. Василий Великий // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. 

Эдельштейн Ю.М. Проблемы языка в памятниках патристики // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985.  С.168–184.

Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. 

Энциклопедия православной святости: В двух томах / Авторы составители А.И.Рогов, А.Г. Парменов. – М.: Лик, 2003. – Т. 1. 

Яцимирский А.И. Шестоднев //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т.III.



добавить на Яндекс добавить на Яндекс