Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Беренгар Турский

Тип персоны: Христианские авторы I - XV вв., Латинские авторы
Профессиональные интересы: Вспомогательные дисциплины, Богословие, История
Краткая биографическая справка:

Беренгар(Беренгарий, Или Беранже) Турский (ок. –1088) [лат] – философ и богослов, представитель рационалистического направления в схоластике, отождествляющий религию с философией. Стремился перевести истины веры на язык разума. Утверждал приоритет разума перед авторитетом церкви. Здесь, скорее, шла речь об приоритете индивидуального действия человека, сочетающего в себе разум и веру. Эти положения Б.Т. своеобразно применил к таинству Евхаристии. По Б.Т., обнаружение силы Христовой в этом таинстве возможно при условии веры вкушающего, без которой "эти хлеб и вино не более как бессодержательный и бессильный знак" (Иоанн Арсенеьв). Можно заметить, что близкие к этому взгляды на Евхаристию мы найдем у св. Симеона Нового Богослова (см.), но Симеон Новый Богослов никогда не ставил под сомнение действенность таинств. Взгляды Б.Т. стали широко известны в церкви после сначала частной  (при переписке), затем публичной полемики с Ланфранком Беккским, будущим архиепископом Кентерберийским. Созванный в Риме собор принудил Б.Т. бросить в огонь свое сочинение об Евхаристии и подписать составленное собором исповедание веры. Несмотря на данную собору клятву об отречении от ереси, Б.Т. через некоторое время продолжил распространять свои прежние взгляды. После вторичного требования папского престола прекратить проповедь еретических взглядов, Б.Т. несколько лет пребывал в аскетической жизни и покаянии. 


Библиография работ об авторе:

Арсеньев Иоанн. Секты Европы от Карла Великого до Реформации. – М.: Вече, 2005. – С. 41 – 49. 

Виндельбанд В. История философии / Пер. с  нем. – Киев: Ника–Центр, 1997.  Ч. III. – Гл. 1. 

Гайденко В.П. Беренгар Турский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I. 

Гайденко В.П. Беренгарий Турский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. 

Галанза П. Беренгар Турский // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. 

Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.409–410.

Гаспаров М.Л. Латинская литература между империей и папством // Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972.  С.34–35.

Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.42–44.

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.  

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.   

Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.239.

Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.

Тоттом М. История Церкви. – М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995. С.32–33.

Фокин А.Р. Беренгар Турский // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. IV. 

Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994. 


добавить на Яндекс добавить на Яндекс