В 2015 году теология была официально признана в России отраслью научного знания. Многолетний спор светских и церковных ученых о теологии завершен. В паспорте ВАК новой научной дисциплины появилась специальность «историческая теология» и по направлению «православие» под пунктом 1.4 значится «История Русской Православной Церкви. История христианских церквей». Экклесиология является разделом догматического богословия. Устоявший в дискуссиях тезис «теология тесно взаимодействует с историей» сегодня сталкивается с мнением о том, что экклесиология не может быть площадкой научного обсуждения вопросов церковного устроения, правил церковной жизни, прав мирян и в целом внешней (фактической) истории. Каковы параметры и характеристики теологического исследования по истории Церкви? Цель статьи доктора теологии, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Ирины Владимировны Воронцовой — привлечь внимание специалистов к этому вопросу. Автор ставит задачу показать место и роль истории Церкви в системе теологического знания, для чего систематизирует уже имеющиеся наработки по теологии и истории и, прибегая к экклесиологии православных церковных деятелей, ищет «маркеры», которые отличают историко-теологическое исследование от работы по истории Церкви.
Канон и Красота в византийской культуре
В статье доктора культурологии, профессора кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры, ведущего научного сотрудника сектора «Актуальные проблемы современной художественной культуры» Российского института истории искусств Галины Викторовны Скотниковой ставится вопрос о смысле канона — важнейшего принципа византийского искусства. Автор обращается к рассмотрению путей формирования исследовательских позиций в русской художественной византинистике, выделяет главные персоны и методологические этапы (иконографический, формально-стилистический, иеротопический), подчеркивает определяющую роль типологического принципа современной гуманитарной науки в адекватном постижении форм художественного сознания средневековой Византии. Каноничность византийского церковного искусства рассматривается как воплощение вечных духовных законов, которыми управляется мир.
Киево-Печерский монастырь и основание русского монашества
Вспоминаем доклад епископа Боярского (ныне митрополита Черкасского и Каневского) Феодосия, прочитанный на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности».
Образ прп. Паисия Величковского по его житиям
В статье главного редактора издательства «Наследие Православного Востока» Андрея Петровича Власюка вкратце повествуется об истории написания и издания пяти «классических» житий прп. Паисия Величковского, три из которых были написаны на румынском языке (монахом Виталием, иеродиаконом Григорием Даскалом и схимонахом Исааком Даскалом), а два — на славянском (схимонахами Митрофаном и Платоном). Автор описывает как основные различия этих произведений, так и их связи и зависимости. В конце статьи автор дает свою версию ответа на вопрос: какими соображениями руководствовались отцы Оптиной пустыни, когда выбирали для публикации именно житие, написанное Платоном.
Проблема интерпретации первого всадника Апокалипсиса (Откр. 6:2)
Статья кандидата богословия, доцента Николо-Угрешской семинарии Вероники Александровны Андросовой посвящена разбору толкований одного из самых сложных образов из Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса) — первого всадника (Откр. 6:2), появляющегося после снятия Агнцем первой печати с таинственной книги с семью печатями. В библейской науке предложено четыре основных толкования образа: как символа победоносной проповеди Евангелия, как Самого Христа, как Его противника-антихриста и как символа захватнической войны. Автор детально рассматривает аргументацию сторонников каждого толкования, строящуюся на анализе внутрибиблейских параллелей и историческом контексте Апокалипсиса, и приходит к выводу, что положительное толкование образа всадника более обоснованно, притом что каждое толкование выражает важные христианские богословские идеи.
Грех и спасение в религиозно-философской концепции Авраама Позова
Цель исследования – рассмотреть проблематику греховности и спасения в религиозно-философской концепции представителя первой волны русской эмиграции XX в. Авраама Позова. В статье аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Александра Викторовича Зеленова анализируется интерпретация концепции греха А. Позова, истоки и виды греховности. Внимание уделено путям спасения человека, которые были сформулированы А. Позовым. Научная новизна заключается в раскрытии до этого момента практически неисследованного аспекта религиозно-философского наследия А. Позова. В результате была представлена целостная мировоззренческая картина решения проблематики греха и спасения, что позволило определить место А. Позова в отечественной религиозно-философской мысли XX в. Определено, что синтез, в качестве основы методологии А. Позова, соединил значительный объем мнений в вопросах греховности и спасения. При этом в соотношении телесного, душевного и духовного уровней определяется, что спасение может быть найдено только в теле.
Положения по организации монашеской жизни, принятые Всероссийским съездом представителей монастырей и монашества 1917 г.
В начале ХХ века перед Церковью в Российской империи возникло множество сложных вызовов. Одним из проблематичных вопросов стала реализация монашеского идеала в совершенно новых реалиях церковно-государственных преобразований и волнений. Начиная с 1909 г. появилась позитивная тенденция общецерковного обсуждения монашеской проблематики. Перед созывом Поместного Собора 1917–1918 гг. важной вехой стал съезд представителей монастырей, состоявшийся в Троице-Сергиевой Лавре в 1917 г. Принятые на этом форуме монастырских насельников решения несли отпечаток предшествующих дискуссий и наработок, но вместе с тем имели и новые тенденции. Именно благодаря этому выработанные положения стали фундаментом для продуктивной работы Поместного Собора.
Зачем нам богословие в XXI веке? Беседа с доцентом МДА Александром Солонченко
Что такое богословие и зачем оно нужно в XXI веке, когда наука достигла невиданных успехов? В чём разница между богословием и теологией? Может ли теология быть внеконфессиональной? Какой исторический период был наиболее благоприятным для христианина и богослова — архаика, модерн или постмодерн? В пятом подкасте портала «Богослов.Ru» беседуем с доцентом кафедры богословия Московской духовной академии Александром Александровичем Солонченко.
Слово на Благовещение в Неделю Крестопоклонную
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в нынешнем году Православная Церковь празднует на Крестопоклонной седмице Великого Поста. Такие совпадения нечасты. В текущем столетии это было в 2002 и 2013 годах, а в минувшем XX веке Благовещение совпадало с поклонением Кресту Господню в 1907, 1918 и 1929 годах. Публикуемое cлово протоиерея Николая Чукова, будущего митрополита Григория, было сказано им за Всенощной 6 апреля 1929 года в Николо-Богоявленском морском соборе Северной столицы.
Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский
Во второй статье из цикла, посвященного изложению взглядов святых отцов на устройство космоса и на продолжительность «дней» Творения, рассматриваются представления «братьев-каппадокийцев» – свт. Василия Великого и свт. Григория Нисского. По сравнению с представлениями прп. Ефрема Сирина, которые рассматривались в предыдущей статье, взгляды этих святых отцов могут считаться шагом в сторону признания относительности времени. Свт. Василий Великий считал небо сферическим, что может служить косвенным указанием на относительность «дня» и «ночи» как частей солнечных суток, хотя первые три «дня» Творения он (так же, как и прп. Ефрем Сирин) связывал с пульсациями «мирового света», тем самым придавая им абсолютный смысл. Но уже свт. Григорий Нисский считал, что первые «дни» Творения связаны с «обтеканием» небесной сферы «мировым светом» (т. е. неким его перемещением) и тем самым тоже могут иметь относительный смысл.
Особенности налогообложения православных приходов в свете последних изменений законодательства
В статье кандидата экономических наук, доцента кафедры экономики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Маргариты Владиславовны Сеченовой приводится понятие религиозной организации, данное в федеральном законе № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», а также приводятся законодательно-правовые акты, относящиеся к налогам, уплачиваемым религиозными организациями. Подробно рассматриваются налоги, по которым религиозные организации имеют налоговые льготы: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и земельный налог. Приведен перечень предметов религиозного назначения, реализация (передача для собственных нужд) которых религиозными организациями освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость. Также рассматриваются такие вопросы, как: доходы религиозных организаций, не учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, недвижимое имущество Церкви — как освобождаемое от уплаты налога на имущество организаций, так и подлежащее обложению данным налогом. Приведены условия, при которых участки, принадлежащие Церкви, освобождены от уплаты земельного налога.
Обновленческое движение в Африке: от африканских независимых церквей к неопятидесятническим мегацерквям
В статье кандидата географических наук, старшего научного сотрудника Центра глобальных и стратегических исследований Института Африки РАН Ивана Андреевича Захарова рассматриваются особенности пространственного развития пятидесятничества в Африке на основе статистических данных, сведений с официальных сайтов крупнейших пятидесятнических церквей и организаций, результатов социальных опросов, а также вторичных источников. Предпринята попытка рассмотрения историко-генетических аспектов развития, описания сущностных особенностей, определения факторов роста популярности этой конфессии. Показано, что Африканский континент исторически имел исключительное значение для глобального пятидесятничества, а его влияние на эту религию в последнее время возрастало. В своем пространственном развитии пятидесятничество ориентировалось на первичные очаги христианизации, в первую очередь на Нигерию, ЮАР и Кению, которые до сих пор лидируют по численности последователей данной религии. На примере этих стран рассматриваются крупнейшие африканские независимые церкви пятидесятнического типа, классические пятидесятнические и неопятидесятнические церкви, имеющие региональное, а иногда и глобальное значение.
Система церковного права в трудах Николая Семеновича Суворова
Статья кандидата богословия, кандидата юридических наук, доцента кафедры богословских и церковно-исторических дисциплин Смоленской православной духовной семинарии священника Владислава Багана анализирует систему церковного права в рамках канонического наследия именитого дореволюционного исследователя Николая Семеновича Суворова (1848–1909 гг.). Будучи заслуженным профессором церковного права Императорского Московского университета, Н. С. Суворов считается одним из основоположников церковно-правовой науки в Российской империи. Апогей научно-исследовательской деятельности ученого относится к последней четверти XIX столетия. Это время безусловно ассоциируется с расцветом отечественной науки церковного права. Суворовское учебное пособие «Курс церковного права» многократно переиздавалось, а его историко-канонические монографии оценивались духовно-академическим сообществом на уровне ведущих западноевропейских аналогов. За авторством Н. С. Суворова — мириады печатных трудов, среди которых десятки монографий и учебных пособий, сотни специализированных статей и рецензий в области церковного права. Автор статьи попытался систематически отразить церковно-канонические взгляды Н. С. Суворова.
«Наша цель — не крестить всех подряд, а распространить любовь, явленную Иисусом Христом». Интервью митрополита Маланкарской Церкви Захарии Мар Ефрема
В марте 2024 года состоялся визит делегации Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церкви в Московскую духовную академию. Целью визита было налаживание академического сотрудничества в рамках договоренностей Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью (группу возглавляет ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, главный редактор портала «Богослов.Ru» епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл). Московскую духовную академию посетили митрополит епархии Кадампанада Захария Мар Ефрем, священник Мэтью Коши и священник Ануп Раджу. Корреспондент портала «Богослов.Ru» поговорила с митрополитом Захарией Мар Ефремом о том, как живет сейчас Маланкарская Церковь, об отношениях христиан Индии с представителями других религий и о том, чего они ждут от сотрудничества с Русской Православной Церковью.
Духовничество и психотерапия. Беседа с психотерапевтом Федором Василюком
Вспоминаем интервью, взятое для портала Православие.Ru в 2014 г. у ушедшего из жизни семь лет назад Федора Ефимовича Василюка – психотерапевта, доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета.
Аналитический обзор статей по греческой и латинской патрологии в научно-богословских журналах за 2023 год
В материале представлен обзор публикаций по греческой и латинской патрологии, вышедших в научно-богословских периодических изданиях за 2023 год. В рамках обзора проанализировано 34 статьи, в том числе исследования текстов свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, блаженного Августина, прп. Максима Исповедника, прп. Анастасия Синаита, прп. Иоанна Дамаскина, свт. Григория Паламы, Евсевия Кесарийского и Феодора Мопсуестийского.
«Раньше молились так молились, а сейчас — одни хлюпики?» Священники о том, как клир и мир изменились за 20 лет
Как меняется служение священников и представление общества о нём? Портал «Богослов.Ru» расспросил об этом шестерых клириков из разных регионов России и из-за рубежа, которые служат уже больше двадцати лет. Ответы получились довольно неожиданными. Материал подготовлен в рамках специального проекта «Священник XXI века» совместно с интернет-журналом «Татьянин день».
Доктрина эволюционирующего человечества в перспективе развития High-Hume-технологий: критический анализ
Тема отношений между наукой и религией вновь обретает актуальность, поскольку наука начинает претендовать на статус некоей новой «религии ХХI века». Эволюционная парадигма, перерастая рамки науки, начинает трансформироваться в нечто вроде новой религиозной идеологии. Наука пытается создавать проекты спасения человечества и проекты бессмертия, конкурирующие с традиционными религиями. Пример тому — технопроект, известный под названием трансгуманизм, целью которого провозглашается совершенствование человека на основе новейших технологий и переход от человечества к «высшей расе» — постчеловечеству. Констатируется своеобразная конвергенция между неооккультными учениями об эволюции человеческих рас и встречными интенциями со стороны науки. Доказывается, что благие намерения по усовершенствованию homo sapiens при помощи технологий High-Hume могут привести к нарушению тонкого баланса и срыву в один из противоположных полюсов психопатологии измененных состояний сознания. Анализируются перспективы техноэволюционного развития человечества в аспекте появления такого симптома шизофренических расстройств, как множественная личность. Делается вывод, что деструктивные изменения психики будут происходить не в русле единой магистрали, а в полярно противоположных направлениях: 1) в направлении упрощения человеческой личности, когда осмысленные действия низводятся до автоматизмов машинообразного поведения; 2) в направлении чрезмерного усложнения психики, порождающего симптоматику шизофренического расщепления.
Практическая экклезиология: мысль протоиерея Сергия Булгакова о Церкви и ее преломление в деятельности социально-миссионерского объединения «Православное Дело»
Статья Натальи Владимировны Ликвинцевой посвящена работе социально-миссионерского объединения «Православное Дело», созданного в 1935 г. в эмигрантском Париже м. Марией (Скобцовой), духовной дочерью прот. Сергия Булгакова, всячески поддерживавшего работу организации. Статья фокусирует внимание на двойной взаимосвязи: на преемственности и перекличках между религиозной мыслью м. Марии и богословием о. Сергия Булгакова и на том, как экклезиологические воззрения обоих мыслителей стали фундаментом для практической работы «Православного Дела». Уже первые опыты религиозно-философской мысли Е. Ю. Скобцовой связаны с выделением ею «основного русла» русской религиозной мысли, творческим итогом которого она считает софиологию о. Сергия, а основной интуицией — «Богопричастность мира». После монашеского пострига м. Мария размышляет над должным ответом Церкви на социальные вызовы ХХ в., опираясь на мысли о. Сергия о социализме как вызове времени, ответ на который должна дать именно Церковь. Оба мыслителя ищут экклезиологические основания такого ответа. Булгаков выстраивает экклезиологию «живой соборности», противостоящую атомизированной раздробленности коллектива. Развивая идеи о. Сергия, м. Мария разрабатывает экклезиологию «внехрамовой литургии», изливающейся, как из центра, из приобщенности к Евхаристической жертве в мир и охватывающей собою всех.
«Архитектура — это наиболее долговечное послание людям». Олег Бик — о том, как должно развиваться храмовое зодчество сегодня
Олег Витальевич Бик — художник-проектировщик, кандидат архитектуры, консультант Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви, глава департамента архитектуры Инженерной академии Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН) — много лет занимается исследованием принципов архитектурно-художественной организации интерьера православного храма. Мы поговорили с ним о том, почему здоровое новаторство в церковном искусстве невозможно без глубокого понимания канонов, зачем золотить купола и может ли православный храм быть в стиле хай-тек.
Какая психология полезна пастырям?
Тема марта на портале «Богослов.Ru» — «Православие, психология и психиатрия». Вспоминаем мнение врача-психиатра священника Алексия Денисова о том, какая психология полезна будущим пастырям.
«Мнихи, иже кроме монастыря пребывают»: несколько замечаний об одном правиле канонических ответов митрополита Иоанна
Одно из канонических правил, данных митрополитом Иоанном в отношении монашествующих, проживавших вне стен монастырей, предельно категорично рекомендовало мниху Иакову отказывать таковым инокам в причастии. Высказывая данный запрет, киевский первоиерарх ссылался на 4-е правило IV Вселенского (Халкидонского) Собора. Между тем вводившаяся первосвятителем норма не вполне соответствовала названному правилу и по форме, и по духу. Данное обстоятельство позволяет допустить, что, вводя названную норму, архиерей стремился не столько решить вопрос монашеской дисциплины в отношении странствующих чернецов и иноков, проживавших вне стен обителей, сколько не допустить создания новых монастырей без святительского благословения. Очевидно, что применение церковных норм на Руси было существенно ограничено, что вынуждало русских иерархов прибегать к своего рода «каноническому творчеству».
Попытки организации русских духовных миссий в Абиссинии и их судьба
В статье кандидата исторических наук, доцента кафедры новой и новейшей истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Светланы Валерьевны Григорьевой рассматривается история создания Русских духовных миссий в Абиссинии во второй половине XIX — начале ХХ в. По мнению ряда представителей правящей элиты и Русской Православной Церкви, именно церковные контакты в условиях обострения борьбы за Африканский континент могли стать базой и прикрытием для развития официальных дипломатических отношений между Эфиопской и Российской империями, заинтересованными в получении военно-морской базы или порта на берегу стратегически важного Красного моря. Институт духовных миссий к этому времени стал важным инструментом «мягкой силы» в деле знакомства зарубежной общественности с Русским миром, достижениями российской культуры и цивилизации. Идея создания Русской духовной миссии в Абиссинии принадлежала архимандриту (позже епископу) Порфирию (К. А. Успенскому), который был инициатором организации и главой подобной структуры в Иерусалиме (1847–1853) и понимал важность установления русско-эфиопских связей. Обострение ситуации на Ближнем Востоке в 1850 гг. и начавшаяся Крымская война не позволили Порфирию осуществить задуманное. Его планы с разной степенью успешности попытались реализовать позднее архимандриты Паисий (В. Ф. Балабанов) в 1888–1889 гг., Ефрем (М. М. Цветаев) в 1894–1895 гг., иеромонах Антоний (А. К. Булатович) в 1911 г. В работе осуществлен анализ этих попыток и их результатов.
Преподобный Анастасий Синаит и преподобный Иоанн Дамаскин: преемственность в христологической терминологии
В статье кандидата физико-математических наук, кандидата богословия, доцента, доцента кафедры богословия Московской духовной академии, секретаря Ученого совета Московской духовной академии игумена Адриана (Пашина) и магистра богословия, старшего преподавателя кафедры библеистики и богословия Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) иерея Николая Михальцова рассматривается преемственность в формулировке христологической терминологии между двумя православными отцами Церкви — преподобными Анастасием Синаитом (VII в.) и Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Исследуются определение, этимология, взаимосвязь и употребление этими отцами важнейших в христологии терминов: «природа», «сущность», «ипостась», «лицо», «свойство», «энергия», «воля» и «воипостасное». Прослеживаются истоки богословской терминологии в античной философии — у Аристотеля и его комментаторов, у стоиков и в неоплатонизме, реализация у великих каппадокийцев в триадологии и перенесение ее на христологию прп. Максимом Исповедником, Леонтием Византийским, пресвитером Иоанном Грамматиком Кесарийским, свт. Софронием Иерусалимским и другими православными богословами. Прп. Анастасий Синаит проявляет строгую приверженность православной христологии, выраженной на Халкидонском Соборе. По мнению Синаита, христология еретиков противоречит святоотеческому преданию, и поэтому они подпадают под анафемы трех первых Вселенских Соборов. Святой отец активно использует наработки неохалкидонского богословия. Большая часть христологического учения прп. Иоанна Дамаскина, как и прп. Анастасия Синаита, имеет полемическую направленность.
Что такое христианская психология и кому она нужна? Беседа с протоиереем Андреем Лоргусом
В чём разница между психикой и душой? Что изучает наука психология и насколько она полезна православному человеку? Что такое «христианская психология» и есть ли у неё будущее? В чём принципиальное отличие психолога и пастыря? Нужно ли будущим священникам изучать психологию и психиатрию? Все эти вопросы мы обсудили с ректором Института христианской психологии протоиереем Андреем Лоргусом в четвёртом подкасте портала «Богослов.Ru».
Мнение
Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться
Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова.
Средневековый город в восприятии древнерусского книжника XII–XIV веков
В статье кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Галины Серафимовны Баранковой на материале памятников древнеславянской и древнерусской книжности рассматриваются принципы конкретно-исторического, дидактического и аллегорико-символического толкования города и действующего в нем князя, его слуг и жителей. Источниками являются «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, «Послание князю Владимиру Мономаху о посте и воздержании чувств» киевского митрополита Никифора, произведения свт. Кирилла Туровского, «Слово» Даниила Заточника и «Пчела». Отмечается, что строение града в представлении древнерусских книжников ассоциировалось не только со строением человеческого тела, но и с моделью княжеской власти. Образно-символическая трактовка града характеризует красоту города и упорядоченность его княжеской власти как аналог созданного Богом мира, тогда как другая тенденция, аллегорико-антропологическая, связана с антропологическим толкованием города: град как состав человеческого тела, ум — князь, управляющий телом, его подданные — органы чувств.
Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к «психологическому» обществу
Вспоминаем междисциплинарное исследование Ph. D. Эссекского университета в области психоаналитических исследований архимандрита Хризостома Гр. Тимпаса, затрагивающее актуальный вопрос: нужно ли современным священнослужителям владеть навыками психологического консультирования? В исследовании рассматривается эволюция Таинства Исповеди с древнейших времен вплоть до наших дней. По результатам этого анализа автор заключает, что в наше время духовникам необходимы навыки психологического консультирования, поскольку именно они могут помочь исповедующимся раскрыть духовный потенциал.
Аналитический обзор статей по православной и пастырской психологии в научно-богословских журналах за 2023 год
Редакцией портала «Богослов.Ru» подготовлен аналитический обзор статей по православной и пастырской психологии, опубликованных в научно-богословских периодических изданиях на русском языке в 2023 году. Материалом для анализа стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий. Всего в рамках обзора было проанализировано 12 статей. В связи с малым количеством публикаций разделять их на категории в рамках этого обзора, как кажется, не имеет смысла.
Взаимоотношения Московского и Иерусалимского Патриархатов в 60-е – начале 70-х годов XX века по материалам церковных и государственных архивов
Статья протоиерея Сергия Звонарёва призвана послужить популяризации опыта взаимоотношений Русской и Иерусалимской Православных Церквей в период возглавления Отдела внешних церковных сношений одним из наиболее ярких иерархов Русской Церкви второй половины XX столетия – митрополитом Никодимом (Ротовым). Достижению поставленной цели служат обработка и анализ материалов архива Отдела внешних церковных связей и Государственного архива Российской Федерации, фонды которых содержат документы, раскрывающие характер двусторонних церковных контактов, специфику служения Русской духовной миссии в Иерусалиме. Русское церковное представительство на Святой Земле выполняло как историческую миссию – служение нуждам паломников и поддержание отношений со священноначалием Иерусалимской Церкви, – так и обеспечивало широкий круг представительских контактов, в том числе с государственными властями и дипломатами. На положении Русской духовной миссии в Иерусалиме сказывалось состояние советско-израильских и советско-иорданских отношений. В то же время, несмотря на изменения политического климата, Московский и Иерусалимский Патриархаты стремились сохранять братское общение.
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>