Антропологический выпуск № 10. Будущее университетов в эпоху онлайн-образования и инфляции дипломов
События

Университеты сегодня

Мы должны признать, что современное высшее образование сталкивается с институциональными проблемами, которые мешают не только развитию университетов, но и образованию, а также научным исследованиям. Евгений Кузнецов, являющийся заместителем генерального директора Российской Венчурной Компании, сформулировал пять проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся: (1) патологическая отсталость – современные университеты готовят специалистов, которые к моменту выпуска будут уже не востребованы, (2) вторичность – профессорско-преподавательский состав не обладает сам нужными компетенциями в силу того, что не является лидером рынка и студенты не дополучают этих самых компетенций, следовательно, университет превратился в подготовку «полуфабрикатов», (3) клановость – высшее образование стало элементом «статусного потребления», (4) удержание ресурсов – приоритет отдаётся «своим», доказавшим преданность и (5) местячковость и узость функций – университет существует как «поставщик кадров и немного – идей и технологий».

Евгений Кузнецов. Заместитель генерального директора Российской Венчурной Компании

Проблема патологической отсталости университетов, обозначенная Е. Кузнецовым, перекликается с понятием, ведённым американским социологом Рэндаллом Коллинзом, как инфляция дипломов. Только у Кузнецова речь идёт о невостребованности специалистов, выходящих из университетов в силу их академической отсталости, а Р. Коллинз говорит, что мы столкнулись с инфляцией, то есть с обесцениванием, традиционных дипломов. Он пишет, что «ценность того или иного аттестата или диплома становится тем ниже, чем больше людей им обладает».

Рэндалл Коллинз. Американский социолог, профессор Пенсильванского университета

Можно констатировать, что сегодня университеты готовят не только академически отсталых специалистов, но и их дипломы обесценены потому, что мы живём в эпоху массового образования. Массовое образование, как и все массовое диктует определённую рамку – повышение количества студентов за счёт снижения качества образования. В классических университетах или, как можно их ещё назвать университеты 1.0, основной целью является образовательная функция. Университет даёт только образование и выдаёт подтверждение в виде диплома. К сожалению, университеты 1.0 превратились в места подготовки «полуфабрикатов», где существует негласный общественный договор: студенты получают дипломы с минимальными умственными затратами, профессорско-преподавательский состав читает скучные лекции, какой-нибудь аспирант проводит семинарские занятия и в этой системе всех все устраивает. Студентам таких вузов диплом нужен не для дальнейшего профессионального развития. Конечно, при таком своеобразном общественном договоре произошло то, что следовало ожидать – обесценивание дипломов. Диплом как документ перестал быть подтверждением владения не только знаниями в определённой области, но и умений проводить минимальный анализ данных и информации.

Стоит успокоить противников онлайн-образования, которые боятся, что университеты могут исчезнуть как институции при замене обязательных дисциплин с формата offline на online. Конечно, уже сегодня существуют высшие учебные заведения, которые работают в рамках онлайн-образования и студенты учатся полностью дистанционно, также можно получить полноценное высшее образование в формате online в каком-нибудь американском университете, находясь в другой части планеты. Вряд ли университеты исчезнут из-за развития сектора онлайн-образования, они останутся – просто их роль в социальном пространстве будет пересмотрена. Можно привести слова ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, которые он произнёс в ходе дискуссии «Университеты 3.0: будущее рядом?» на Гайдаровском форуме: «Высшее образование невозможно ограничить только компьютерным обучением – необходимо хотя бы минимальное общение». Даже сегодня ни один онлайн-курс не существует без общения на форумах, где обсуждаются лекции и материалы. Также существует маловероятный сценарий, при котором университеты в эпоху онлайн-образования исчезнут именно как университеты-здания и будут существовать в виртуальном формате. Я. Кузьминов на том же Гайдаровском форуме сказал, что «часть университетов, продолжающие работать офлайн, превратятся в клубы, на базе которых будут развиваться проекты, важные для регионов». Сегодня нет никаких видимых причин для беспокойства, что университеты как здания исчезнут. Они просто поменяют формат своей образовательной и исследовательской работы, но университеты не исчезнут.

Ярослав Кузьминов. Ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

Высшее образование столкнётся с определёнными барьерами при введении онлайн-образования. Эксперт по внедрению электронного обучения в вузах Александр Молчанов сформулировал четыре основных барьеров при реализации онлайн-образования в высшем образовании:

1. Неготовность кадровых сотрудников учреждений

Далеко не все сотрудники, занимающиеся онлайн-образованием, владеют высоким уровнем цифровой грамотности.

2. Инфраструктурные барьеры

Высшее учебное заведение, которое реализуется отдельные онлайн-курсы или полноценную программу в форме онлайн должна иметь «бесперебойное функционирование каналов связи»

3. Трудности с пересмотром соотношения вспомогательного и преподавательского персонала вузов

Введение онлайн-образования приводит к потребности в найме новых сотрудников, которые будут реализовывать образовательную онлайн-программу, общаться со студентами на форумах, снимать курсы на видео, загружать их на онлайн-платформы – это все приведёт к уменьшению сотрудников с научными степенями и званиями, что скажется негативно на образовательном учреждении при проведении очередного мониторинга или аккредитации Рособрнадзором.

4. Необходимость перестройки организационных процессов

При создании онлайн-курсов, они должны соответствовать критериям качества контента, плохое качество отражается на репутации высшего учебного заведения, потребуются средства в виде денег и организационные преобразования.

Лучше всего эти четыре барьера наблюдаются в региональных высших учебных заведениях, где уровень неготовности кадров, инфраструктурные барьеры, отсутствие соответствующего персонала и нежелание менять сложившие традиционные организационные процессы, тормозит не только внедрение повсеместно элементов онлайн-образования, но и не даёт развиваться университетам сегодня. Патологическая отсталость не только профессорско-преподавательского, но и административного состава региональных вузов может привести к усугублению ситуации с отставанием сектора онлайн-образования в России. В высших учебных заведениях с особым статусом – национальные исследовательские университеты, федеральные университеты, опорные вузы, вузы 5-100 – ситуация обстоит лучше, у них есть средства на модернизацию университетского управления.

Недавно заместитель министра образования и науки Людмила Огородова объявила, что министерство будет стремится сделать «онлайн-образование частью образовательной системы», при которой высшие учебные заведения будут засчитывать студентам пройдённые онлайн-курсы наравне с университетскими дисциплинами. Данная инициатива министерства очень важна для развития онлайн-образования в России потому, что вузы не включают онлайн-курсы в обязательную часть учебных планов, так как боятся того, что Счетная палата может задать вопрос «вам деньги давали на душу, чтобы вы полный стандарт реализовали, а ваш студент где-то выучился, отдайте этот кусок обратно в бюджет».

Людмила Огородова. Заместитель министра образования и науки России

 

Университеты завтра

Мы с вами уже рассмотрели онлайн-образование и проблему инфляции традиционных дипломов, сейчас я предлагаю перейти к будущему университетов. Существуют разные концепции университетов в будущем, но я предлагаю остановиться на концепции, которую предложил Ярослав Кузьминов все на том же Гайдаровском форуме. Ректор Вышки предложил пять моделей университетов будущего.

Глобальные проектные исследовательские университеты

Глобальные проектные исследовательские университеты, которые занимаются технологическими исследованиями и разработками потому, что корпорации не желают рисковать, следовательно, не будут инвестировать в исследования и разработки, имеющих высокую инвестиционную неопределённость; университеты такого типа будут сами инвестировать в исследования

Университеты, обеспечивающие инфраструктуру для творческих проектов

Именно к данной модели университетов, относится, написанная выше, фраза Кузьминова о том, что университеты трансформируются в клубы, развивающие важные для регионов проекты. Вторая модель университет не подразумевает под собой исследовательской функции, такие университеты будут учить именно в формате онлайн-образования. Именно уже сложившаяся инфраструктура университетов для творческих проектов поможет им найти своё место на рынке высшего образования.

Университеты как площадки онлайн-образования

Университеты как площадки онлайн-образования будут слабыми региональными высшими учебными заведениями, собирающие «слушателей онлайн-курсов на короткие семинары, фактически превратившись в корпункты глобальных онлайн-ресурсов».

Университеты как центры профессиональных сообществ

Университеты четвертой модели в будущем станут влиятельными акторами «в мире постоянно меняющихся технологий и стандартов». Такие университеты могут быть созданы профессиональными сообщества после утверждения профессиональных стандартов и экзаменов на соответствие таким стандартам. Пока таких университетов не существует

Корпоративные университеты

Корпоративные университеты имеют своей повышение квалификации и профессиональная переподготовка своих сотрудников из-за низкого качества выпускников высших учебных заведений.

Данные пять моделей университетов, сформулированные Ярославом Кузьминовым, дают нам определённое представление о том, как могут выглядеть в будущем университеты и как в них будет встроено онлайн-образование. С помощью данной структуры высшего образования может быть успешно решена проблема инфляции дипломов: именно университеты первой модели будут производить онлайн-курсы, с помощью которых они будут делиться своими исследованиями с интересующимися студентами из самых разных стран мира; университеты второй модели в отличие от университетов третьей модели будут активными потребителями онлайн-курсов, созданными университетами первой модели, университеты третьей модели будут использовать онлайн-курсы скорее не для образования, а для просвещения; университеты четвертой модели могут стать как активными производителями своих профессиональных онлайн-курсов, так и активными потребителями онлайн-курсов университетов первой модели; университеты пятой модели могут тоже активно создавать онлайн-курсы, но не для всех желающих, а для своих сотрудников, это удобная форма для корпораций, которые имеют несколько филиалов по стране или по всему миру, они смогут повышать квалификацию своих сотрудников дистанционно.

 

Вместо заключения

С какими трендами мы можем столкнуться ещё при реализации идеи онлайн-образования? Во-первых, пока элитарное онлайн-образование может попасть в ту же ловушку, в которую попало когда-то российское классическое университетское образование – массовизация. Следовательно, массовизация онлайн-образования может привести к снижению качества, но тут ключевое слово «может». Если взглянуть с другой стороны, массовизация онлайн-образования может и не привести к снижению качества получаемого образования. Мне кажется, как раз в случае онлайн-образования массовизация не приведёт к падению качества самих онлайн-курсов, просто изменится отношение к самому онлайн-образованию. Во-вторых, прогнозируемая массовизация онлайн-образования однозначно приведёт к инфляции, но только уже не традиционных дипломов, а самого онлайн-образования и сертификатов площадок, на которых реализуются онлайн-курсы. Это не значит, что не стоит развивать онлайн-образование, это только означает, что структура рынка онлайн-образования сильно изменится и будет менять зависимо от количества слушателей этих самых онлайн-курсов. Массовизация онлайн-образования может привести к большей профессионализации онлайн-курсов, когда отдельные корпорации будут организовывать свои курсы (хотя уже, например, Microsoft имеет свои онлайн-курсы).

Источник educationspace.info


Другие публикации на портале:

Еще 9